Литература
-
Урок по рассказу Н.С.Устиновича "Лебединая дружба". Рассказ о дружбе, верности и преданности 2008
Урок соотнесен с программой по литературе Красноярского края на основе регионального стандарта. Задачи урока направлены на развитие эмоционального восприятия художественного текста, формирование навыков сравнительного анализа, творческого воображения, воспитание вдумчивого читателя.
-
"Воскрешение души Родиона Раскольникова" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
"Преступление и наказание" – один из интереснейших романов Ф.М. Достоевского. Полностью раскрыть характер главного героя, понять его душу помогает эпилог романа, где показывается процесс воскрешения души Родиона Раскольникова. Урок, построенный на основе анализа отрывка эпилога, способствует пониманию ошибочности теории, которая убивает всё человеческое. Благодаря уроку ребята самостоятельно могут прийти к выводу, что любовь и сострадание способствуют возрождению героя.
-
Урок внеклассного чтения по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина в 9-м классе 2008
В статье представлен урок внеклассного чтения в рамках литературного краеведения, посвященный 180-летию со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина. В ходе урока учащиеся представляют презентацию творчества писателя, показывая умение работать над исследовательским сочинением. Инсценировка по произведению писателя развивает эстетические вкусы учащихся через приобщение к искусству слова.
-
Серебрянный век русской и японской поэзии 2008
Урок знакомит учащихся с Серебряным веком русской и японской поэзии на примерах творчества самых ярких представителей русской и японской литературы. В работе используются наглядные материалы, презентации, фотографии. Урок проводится в форме викторины.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы" 2008
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа.
-
А.С. Пушкин "Арион": связь и отличия от древнегреческого мифа (сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения по технологии Б.С. Дыхановой) 2008
А.С. Пушкин "Арион": связь и отличия от древнегреческого мифа (сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения по технологии Б.С. Дыхановой). Основные моменты урока - чтение, словарная работа, ответы на эвристические вопросы.
-
Образ главного героя. Причины появления "обломовщины" 2008
Урок литературы с учащимися 1-го курса по теме "Образ главного героя. Причины появления "обломовщины". На уроке учащиеся составляют портретную характеристику главного героя, пытаются проследить, как традиции и обычаи семьи отразились на характере героя. В разработке урока используется презентация Power Point, которая помогает интереснее провести урок.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Творчество С.Я. Маршака" 2008
Урок литературного чтения в 4-м классе на тему "Творчество С.Я. Маршака". Урок творчества, компетентностно-ориентированного направления. Урок направлен на развитие творческих способностей, познавательных интересов учащихся. Урок с применением информационных технологий.
-
Урок литературы в 5-м классе. И.С. Тургенев. "Муму" 2008
Урок литературы в 5-м классе с целью познакомить с биографией И.С. Тургенева, с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Муму». В процессе урока учащиеся учатся краткому пересказу текста и художественному пересказу отдельных эпизодов.
-
Тема урока: "Гуманисты эпохи Возрождения" 2008
Сервантес - писатель эпохи Возрождения – сказал: "Каждый человек - сын своих дел". Слова эти были произнесены в XVI веке, но они злободневны и по сей день. Глубже постичь этот период человеческой истории, его особенности нам помогут литературовед, искусствовед, историк, биограф.
-
Дифференцированное обучение на уроках литературы 2008
Использование технологии уровневой дифференциации позволяет учитывать наличие у обучаемых каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, знаний, умений и навыков. При этом каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
-
Интегрированный урок (литературное чтение + музыка). Образовательная система "Школа-2100" 2008
Данный урок углубляет представления детей о культуре русского народа, его традициях, обычаях; способствует развитию выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувству юмора; развивает представления учеников о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества; воспитывает интерес к народному искусству.
-
Урок литературы в 7-м классе "Поэтические загадки Владимира Хлебникова" 2008
Урок литературы в 7-м классе знакомит учащихся с творчеством В.Хлебникова и направлен на формирование умения анализировать лирические произведения.
-
Литературное посвящение "Чудо русской иконы" 2008
Материал представляет интеграцию литературы, живописи и регионального компонента - основ православной культуры. В сценарий вошли стихотворения светской и духовной литературы. Библия является непреходящей ценностью нашей жизни, и знание ее необходимо каждому образованному человеку. Чтение стихотворений, представление произведений иконописи и использование современных информационных технологий способствуют формированию в сознании детей высоких духовно-нравственных ценностей.
-
Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях и на уроках инновационного характера 2008
На встречах в Литературной гостиной, которые проводятся в Томском государственном педагогическом колледже, студенты, будущие филологи по дополнительным специальностям, не просто знакомятся с методикой проведения этих мероприятий, выступают в роли актеров, чтецов, но и обогащают свой внутренний мир прекрасным. Подобные встречи вызывают у студентов творческую активность, развивают навык выразительного чтения, работу воображения, учат слушать и слышать, способствуют духовному росту, учат тому, как помочь ученику пережить "умные эмоции" общения с искусством, овладеть формами общения с искусством. В работе представлена литературная композиция по творчеству А.Ахматовой.
-
Компетентностный подход к формированию эмоционально-личностного отношения к миру на занятиях по литературе 2008
Дисциплина "Литература", предусмотренная рабочим учебным планом, направлена не столько на овладение студентами определенными познаниями в области литературы как предмета, сколько на формирование эмоционально-личностного отношения к миру, общей культуры человека. В статье описано, как на занятиях по литературе со студентами педагогического колледжа идёт формирование когнитивных компетенций - готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации личностного потенциала, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремления к саморазвитию, к постоянному обогащению своей профессиональной компетентности.
-
Урок литературного чтения в форме игры "Умники и умницы" по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени" 2008
Место игры среди современных образовательных технологий. Игра способствует росту познавательной активности, умственному развитию учащихся. На уроках литературного чтения большой популярностью у детей пользуется игра «Умники и умницы». Она развивает интерес учащихся к предмету, воспитывает вдумчивого читателя. Цель – выявить лучшего знатока произведения.
-
Разработка урока литературы для 7-го класса по теме "Нужны ли нам праведники?" (по рассказу А.Платонова "Юшка") 2008
Анализ рассказа А.Платонова "Юшка" помогает в решении серьезных задач, потому что позволяет семиклассникам вместе с автором прикоснуться к главному герою "обнажившимся сердцем" и осознать, что только деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
-
Конспект урока по литературе Красноярского края по рассказу Н.С. Устиновича "Волк" 2008
Данный урок составлен на основе программы нового предмета "Литература Красноярского края" (5-й класс). Тема урока: "Рассказ Н.С. Устиновича "Волк" (конкретнее тему учащиеся формулируют после обсуждения проблемы произведения). На занятии учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Н.С. Устиновича, разгадывают кроссворд "Узнай героя"; работают в группах, анализируя эпизоды рассказа для ответа на главный вопрос урока: "Кто в рассказе Н.С. Устиновича "Волк", по мысли автора, является "зверюгой"? Данный урок предполагает использование ИКТ.
-
Литературный вечер, посвященный 70-летию Александра Вампилова 2008
Представлен конспект литературного вечера, посвященного 70-летию Александра Вампилова.
-
Урок литературы "Война, беда, мечта и юность!" 2008
Повесть "Сказание о моём ровеснике" посвящена событиям гражданской войны. Герои повестей "Крик", "Убиты под Москвой" (1963) и ряда рассказов - герои Великой Отечественной. В повестях "Генка, брат мой..." (1969) и "Вот пришёл великан" (1971) рассказывается о послевоенной жизни, в них Воробьёв решает нравственные проблемы своего современника.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится?" (по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету") 2008
Предстален конспект урока литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится" по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету".
-
Обучающее сочинение-миниатюра по картине "Золотая осень" 2008
В статье представлен опыт работы по обучению учащихся 2-го класса с нарушением зрения написанию сочинения по картине (на примере картины И.Левитана "Золотая осень").
-
Литературная викторина о Москве 2008
Литературные викторины - это не только развлечения. Они помогают обучающимся закрепить и повторить пройденное, расширить и дополнить свои знания. Методические рекомендации построены в виде вопросов и ответов на них. Ряд вопросов популяризирует художественные произведения, а некоторые тренируют память, заставляют вспомнить текст или по цитате определить произведение.
-
"Не зная прошлого — не построишь и будущего". Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2008
Знакомство восьмиклассников с памятником древнерусской литературы "Домострой" подготовит их к глубокому и осмысленному восприятию произведений русской классической литературы в 9–11-х классах (пьесы А.Н. Островского, произведения М.Горького и др.).
-
Трагедия старообрядцев, оторвавшихся от народа и не нашедших истину в Боге 2008
Повесть построена на описании жизни и быта староверов. Основные ее жители – кержаки-старообрядцы – живут в селе Вырубы, отгородившись от мира тайгой. Но самоизоляция этих людей приводит к духовному оскудению. А между тем это люди, которые Бога почитают, считают себя правоверными. Но любовь к Богу для них – лишь соблюдение необходимых обрядов. Они забыли о том, что любить Бога – значит принимать и уважать законы жизни, в каких бы формах она не предстала. Человек, который верит в Бога, должен строить свои отношения на уважении к людям, к окружающему миру, к природе. А они борются с ней, стремятся покорить ее, в результате терпят поражение (Амос). Тайга – это не кладовая, из которой можно только брать, это прекрасно устроенный мир гармонии, музыки и красоты. И только при условии единства человека и природы возможно духовное обогащение и физическое возмужание личности.
-
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" 2008
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" для 11-го класса. На уроке обучающиеся знакомятся с любовной лирикой А.Ахматовой; выявляют основные черты поэтики А.Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения "Сжала руки под темной вуалью..."; совершенствуют навыки анализа художественного текста. Для создания особой атмосферы на уроке используются воспоминания Ю.Анненкова, триптих А.Ахматовой "Смятение" в обработке Д.Тухманова.
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или …?" 2008
Урок носит проблемный характер. В ходе занятия используются различные методы: инсценирование, работа со словарями, работа с таблицами и т.д. Что сближает Чичикова с помещиками? Чем Чичиков отличается от них? Какие качества делового человека способствовали его карьерному росту? Почему всё-таки автор называет его "подлецом"? Решение этих проблемных вопросов позволяет постичь загадку сложного характера Чичикова, углубляет понимание идейно-художественного своеобразия поэмы. В ходе сопоставления различных мнений о герое учащиеся также определяют свою собственную позицию и отвечают на вопросы: "Почему этот образ вечен? Страшны ли Чичиковы?"
-
Программа курса "Сквозные темы и мотивы отечественной литературы" 2008
Курс "Сквозные темы и мотивы отечественной литературы" предлагается для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля. Цель курса - формирование функциональной и читательской грамотности школьника. В основе курса - стратегии технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология порфолио.
-
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" 2008
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам. Урок является обобщением пройденного материала по теме "Серебряный век русской поэзии".