Я пишу только для детей, и в этом моя особенность, и этим я могу быть интересен людям.
Г.П.Михасенко
Цели: стимулировать интерес учеников к чтению произведений местных авторов, познакомить с биографией и творчеством Г.П.Михасенко, развивать творческие способности и познавательную активность.
Оборудование:
- портрет писателя
- выставка книг
- стенгазеты, выпущенные учениками
- рисунки к произведению
- карточки с эпизодами
Ход мероприятия:
Ведущий 1:
Добрый день! Сегодня мы приглашаем вас к разговору о творчестве нашего земляка, Геннадия Павловича Михасенко.
Геннадий Павлович Михасенко родился 16 февраля 1936 года в Славгороде Алтайского края в семье кадрового военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт, а мать с сыном перебралась в деревню Кандаурово Новосибирской области. Здесь прошло детство писателя и те события, о которых позднее расскажет Геннадий Павлович в своей автобиографической повести «Кандаурские мальчишки». До конца войны, до мирных дней, прожили мать и сын, горячо веря в возвращение отца. И он пришёл, принеся в дом память о павших товарищах, о фронтовом братстве и удивление, что под таким огнём уцелел.
Ведущий 2:
После войны семья переезжает в Новосибирск, с этим городом связаны школьные и институтские годы будущего писателя. После окончания инженерно-строительного института он работает на строительстве Братской ГЭС. Здесь стал он профессиональным писателем, прибавив к техническому образованию ещё и Высшие литературные курсы.
Ведущий 1:
Сначала не просто было решить: что выбрать? Тянуло и к стихам, и к прозе, пробовал работать над пьесой, писал понемногу автобиографическую повесть. Первая книга – «Кандаурские мальчишки» - вышла в Новосибирске в 1959 году. Многообразная личная одарённость писателя передаётся его литературным героям: многие из них рифмуют, упражняются в языках, овладевают техникой рисования. Михасенко принципиально считает, что нет человека без таланта, и в ребячьих характерах он всегда старается высветить, выявить творческую способность личности, а значит поднять её над заурядностью житейской, вдохнуть веру в её собственные силы. Воспитанию добрых чувств служат книги писателя.
Ведущий 2:
С интересными фактами биографии писателя вас познакомит библиотекарь
Ведущий 1: конкурс-разминка
Ребята, вы познакомились с повестью Геннадия Павловича «Кандаурские мальчишки». Давайте проверим, насколько внимательно вы читали произведение. За каждый правильный ответ на мои вопросы, вы получаете жетон.
«Узнай героя»
- Звуки вылетали изо рта её быстро – тара-тара-тара-тара,- как из трубы старинного испорченного граммофона. (Марфа Граммофониха).
- Самой знаменитой частью на голове его были уши – большие, как вареники, которые разварились и из которых выпала начинка. (Колька)
- Его не смущало ни то, что галифе стянуты где-то под мышками, ни то, что в пилотку вместо звезды ввинчен железнодорожный крестик. (Петька Лейтенант)
- Кепка сидела на его голове, как всегда, небрежно – козырьком вбок. Он никогда не заботился о том, чтобы надеть её правильно – как подвернулась кепка под руку, так он её и нахлобучил на голову, а где козырёк – не имеет значения, лишь бы вихры не лезли в глаза. Лицо его, в частых веснушках – точно недоспелые маковинки въелись в кожу. (Шурка)
- Маленькая, с льняными волосёнками, не знавшими гребёнок, в платьице-колокольчике и босиком. (Нюська, сестра Шурки)
- Молчаливые и спокойные, слишком грамотные и гордые. Была в их жизни какая-то непонятная строгость и скрытность. Глаза у одного голубые, до того голубые, что, наверное, голубеет лицо от его взгляда, Второй не походил на всех, он не казался забавным, что-то было в нём серьёзное, занимался моделированием самолётов. (Витя и Толя Кожины)
- Вы не забывайте старика, а то я в тоску впадаю… Только что мухи, вот суседи вроде… Семьдесят лет прожил, а мух как следует не знал, летают, леший их возьми, а кто такие – убей, не скажу… (дед Митрофан)
- Парень он крепкий, как сруб. И ума не пойдёт занимать. Он получал две газеты и частенько на вечёрках рассказывал про события на фронтах и про жизнь в Африках. (Брат Миши – Анатолий)
- Таких женщин, как она, поискать да поискать, хоть и городская, а своя: и к людям всей душой, и никакой работы не чурается. (Лена, мама Миши)
- У него большой нос, который на семерых рос, а одному достался. С другим носом он выглядел бы смешно. Волосы густые и длинные. В углу лба – шрам, уходящий в волосы, как тропинка в лес. (Отец Мишки, Павел)
- От раны сохранилась лишь маленькая ямочка-шрам, которая прощупывалась под волосами. Вот и с папой он выровнялся: у папы – шрам и у него – шрам. (Мишка, главный герой)
- Он был нашим любимцем. Необычайно сильный и красивый, не кусался, не лягался, не уросил. (Конь Игренька)
- Рыжая костлявая кобылёнка, носившая непонятную кличку. (Греза)
- Она была или задумчивой, или глупой. Всегда проходила мимо своего двора и, если её не остановить, могла спокойно пройти всю деревню и выйти в поле и ещё дальше. Поэтому её встречали каждый вечер и провожали в хлев. (Корова Пеганка)
- Одна антиресная личность – баран. Вот ворота покалечены – его дело, он всё наковырял нехристь! Старается, будто трудодни зарабатывает. Рога по два раза завиты, сам как чёрт и звать … (Чертило)
Ведущий 2: конкурс рисунков
Приглашаем всех, кто нарисовал иллюстрации к произведению, ребята демонстрируют рисунки, а зрители угадывают, какой эпизод изображён. За правильный ответ получаете жетоны.
Рисунок 1. (Ответ - Выгоню его со стадом, а через час он вертается… );
Рисунок 2 (Ответ - Петька вскочил на брёвна и, как только бык поравнялся с ним, кошкой бросился ему на хребет… Шарахнувшись несколько раз в стороны и не сбросив мальчишку, клещом вцепившегося в спину, бык задрал хвост и с рёвом пустился по улице)
Ведущий 1: конкурс «Найди своё место»
Приглашаются все, кто получил жетоны в 1 и 2 конкурсах, участники делятся на две команды, каждой команде выдаются карточки с названием эпизода и кратким описанием на обороте. Надо восстановить последовательность событий и занять своё место в цепи, чья команда быстрее справится, та и победила. Зрители следят за правильностью выполнения, при затруднении подсказывают.
(1 команда получает карточки по I части повести)
1 | Пожар |
У Марфы Граммофонихи загорелась баня… |
2 |
Силостные |
Когда в колхозе начался сенокос, для нас нашлось дело… |
3 |
Пастухи |
Утром мы впервые выгоняли стадо… Шурка побежал открывать овчарню. Колька занял пост у входа в коровник, чтобы не пускать туда овец, а я остался за оградой, преграждая путь в переулок. |
4 |
Хромушку зарезали |
Под кустом, шагах в десяти от нас, в том месте, где начинались сплошные тальниковые заросли, лежала Хромушка. Она судорожно билась и урывками вскрикивала, потом вдруг запрокинула голову, перекатилась на спину, как играющая лошадь, и мы увидели нож, торчащий из-под оттопыренной ноги. |
5 |
Пасека |
Мы подсели к чашке с мёдом. Соты таяли во рту. Сперва казалось, что не будет конца нашим жадным глоткам… Но пятую ложку мы тянули в рот вяло, восьмую я вовсе не дотянул, но Колька осилил и восьмую, и девятую. |
6 |
Пьеса в клубе |
Действие началось. На сцену вышел высокий фашистский генерал с разбухшим животом, с одним стёклышком у глаз вместо нормальных очков. Генерал заговорил маминым голосом. Ого-го-го! Забавно она преобразилась. |
7 |
Собрание колхозников |
А теперь я хочу сказать нашим детишкам спасибо, спасибо от имени правления колхоза и от всех вас… А наших пастухов я порадую: пасечник Степаныч велел передать им вот эти патроны, пять штук… |
8 |
Змея |
- Меня змея шваркнула, - выдохнул Колька. |
(2 команда получает карточки по II части повести)
1 | В нашем полку прибыло |
Скрипучая дверь стремительно откинулась, и на крыльцо шагнул Витька, в серых брюках до пяток, в ботинках и в белой рубахе. |
2 |
Месть |
Витька зажёг спичку и через нос бросил её в череп. Маска, бесформенная в темноте, выявилась вдруг во всей своей жути. Глаза, круглые и большие, острый филиний нос горели, резко вырисовывая на бревенчатой стене избы дрожащие золотые пятаки. Особенно страшными были зубные прорези. Пакля начала чадить, и через глазницы повалила копоть. Шурка поднёс горящую тыкву к окну. |
3 |
Преступнику не удалось отобрать у Кольки улику |
При слабом желтом свете лучины они разом разглядели слово «ТИМ», нацарапанное на чёрной рукоятке. Нелепые, но чёткие буквы стояли не рядом, а с разрядкой: «Т И М». |
4 |
В трясине завязла овечка |
Метрах в двух-трёх от нас, посередине ржавой, пузырящейся полыньи, билась овечка. Увидев нас, она на миг утихла, затем начала рваться ещё яростнее. Трясина колыхалась, как студень, глубже втягивая её. |
5 |
В тайгу за шишками |
- Тикайте…шест кидаю. |
6 |
Хорошее дело |
Низкий сруб бани блестел в темноте, рядом валялись брёвна, сброшенные когда-то нами на землю... Мы как можно осторожнее принялись за дело. Шурка, Петька и Колька кое-что смыслили в том, как класть сруб, поэтому они взобрались наверх, а мы втроём взялись за бревно... Мы сели отдыхать внутри сруба… Сердце полнилось радостью. |
7 |
Письмо с фронта |
Папа был ранен, потерял сознание, оказался в фашистском тылу. Ему удалось бежать. Потом они наткнулись на партизан. Они пускали по откос фашистские эшелоны, забрасывали гранатами автоколонны… |
8 |
Аэроплан |
Придерживая пропеллер одной рукой, Толик другой поднял модель над головой и с толчком пустил…Белый, он исчезал на фоне облаков, потом вдруг вырывался на голубой простор… казалось, он никогда не приземлится, а будет вот так летать и летать… И наше детство – оно тоже летело… |
Ведущий 2: конкурс переводчиков
Приглашаю принять участие в конкурсе всех желающих. Я называю слова, а вы поясните их, раскройте значение, смысл.
- Хлев – стайка, сарай, специальное помещение для содержания домашнего скота.
- Поскотина – пастбище, выгон, прилегающий к деревне.
- Кошара – помещение для овец.
- Матка – перекладина на потолке.
- Портки – штаны.
- Чуни – верёвочные лапти.
- Согра – болотистый лес.
- Хмара – тёмное облако, туча, густой туман, мгла.
- «Шмоньки» - прошлогодние гнилушки картофеля.
- Прогагарили – просмотрели.
- Не уторкать – не успокоить, не уложить.
Ведущий1: Конкурс «Лабиринт»
Я буду задавать вопросы и называть три варианта ответа, кто считает, что правильный ответ под номером один, бежит к цифре 1, если верный ответ под номером 2, бежит к цифре 2, если 3, то к цифре 3 (цифры прикреплены на стене). Сначала участвует весь зал, потом те игроки, которые верно выбрали ответ, и так до победителя.
Каким способом мальчики доставили раненую Хромушку в стойло?
- несли на руках
- привязали к Чертиле
- позвали взрослых
Какая роль досталась Мишке в постановке пьесы?
- фашистского генерала
- русского разведчика
- звонка
Каким способом Колька собирал шишки в тайге?
- забрался на кедр с помощью ремня
- шишковал колотом
- подбирал опавшие
Как мальчики спасались от комаров в тайге?
- намазались мазью
- развели костёр
- надели накомарники
В какую игру любили играть мальчишки весной на солнцепёке возле школы?
- лапта
- бабки
- прятки
Чем Петька ловил гольянов?
- удочкой
- руками
- портками
Как Анатолий объяснил мальчишкам, что такое тайга?
- советские джунгли
- хвойный лес
- лиственный лес
Витя читал больному Мише «Золотой ключик», кто автор?
- Толстой, который с бородой
- Толстой без бороды
- Ершов
Чем увлекался Толя?
- шахматами
- сочинял стихи
- моделированием самолетов
Зачем бабушка Акулова загадывала загадки больному Мишке?
- развлекала
- проверить, светлая ли у него голова
- отвлекала от грустных мыслей
Ведущий 1: Дополнительные вопросы победителям.
1. Отгадайте загадки бабушки Акуловой:
- на болоте плачет, а с болота нейдёт (кулик)
- Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце украло (роса)
- Стоит дерево, дерево ханское, платье шемаханское, цветы ангельски, когти дьявольски (шиповник)
2. Как изменились герои за три летних месяца?
3. Кто из героев вам понравился?
Ведущий 2: А сейчас предлагаю послушать ребят, которые написали отзыв на произведение.
Логачёв Максим
События повести происходят в деревне Кандаур в годы войны. Автор рассказывает о ребятах, которые сначала бездельничали, но потом стали пастухами. Самое сильное впечатление на меня произвело описание старого кладбища, где Кожины, Витя и Толик, похоронили маму, а отец их погиб на фронте. Ребята остались сиротами. Но жители деревни поручили заботу о них бабушке Акуловой.
Больше всех мне понравился Витя: он был загадочным, скромным, но очень умным. Дома у него было много книжек, которыми он делился со своими друзьями. И когда ребята пасли овец, то по-переменке читали «Синдбада-морехода» или «Путешествие Гулливера в страну лилипутов».
Эта книга научила меня тому, что не стоит над кем-либо насмехаться, а лучше подружиться. Будет больше пользы.
Исупов Антон
В этом произведении говорится о том, как простые мальчишки из деревни Кандаур преодолевают все тяготы деревенского житья в военное время. Всех мужчин забрали на фронт. А работать пришлось женщинам и ребятишкам.
Мне понравилось, как ребята вызволяли из болота овечку, потому что мальчишки делали всё сообща, хотя между ними и бывали малюсенькие конфликты.
Самым ярким героем я считаю Мишку. Он самый понимающий из ребят: не смеётся над проблемами и болезнями других людей.
Эта самая классная книжка из всех, которые я когда-либо читал. Она научила меня лучше понимать других людей.
Старшинов Алексей
События, описанные в произведении Геннадия Павловича Михасенко «Кандаурские мальчишки», разворачиваются в военное время, и поэтому все совершеннолетние мужчины ушли на фронт. Остались только женщины и мальчики. И всем пришлось трудиться.
Мальчишкам доверили пасти овец. Трудно приходилось порой ребятам. Неизвестный преступник зарезал Хромушку. В этот момент у ребят было смешанное чувство: страх и желание отомстить. Они наставили на преступника незаряженное ружьё, и тот убежал.
Мне нравится, что мальчишки не боятся трудностей. Пробуют всё новое и необычное: утаптывают траву в силостных ямах, пасут колхозных овец, следят за строптивым Чертилой, который всегда наровит вернуться в стойло.
Для ребят работа не только труд, но и развлечение. Всё выполняют они весело, с желанием и смекалкой.
Я понял, что взрослые нуждаются в помощи детей. Хотя они и старше и сильнее, но всё равно им трудно, поэтому надо помогать родителям во всём и везде.
Ведущий 1: Библиотекарь познакомит вас с выставкой книг Г.П.Михасенко.
Ведущий 2: А завершить наш сегодняшний праздник мне хочется той правдой, которую нашёл главный герой в словах деда Митрофана:
- Человек-то без народа, что овца без стада, - дичает… Все друг к дружке жмутся, народ-то любит тесноту, чтоб в обязательности локоть в бок упирался…
Я внимательно слушал деда Митрофана и тут же дал себе слово, что никогда и ни за что на свете не отстану и не покину своих друзей. Но и после этого я не успокоился и продолжал думать и думать про людей, который любят жить тесно, дружно. Тётка Дарья, тётка Матрёна, Анатолий, дед Митрофан, пасечник Степаныч – всех этих людей перебрал я в уме и с радостью почувствовал, что они мне близки, каждый по-разному, но все одинаково близки, любил я их, как родных… Нет, нет, я никогда не буду чураться людей!
И я хочу пожелать всем присутствующим: «Никогда не чурайтесь людей».
Подведение итогов и награждение победителей проводится после каждого конкурса.
Использованная литература:
Михасенко Г.П. Кандаурские мальчишки: Повести. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991. – (Сибирская библиотека для детей и юношества), 352 с., ил.