"Только для детей". Урок внеклассного чтения или внеклассное мероприятие по повести Г.П. Михасенко "Кандаурские мальчишки"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


 

Я пишу только для детей, и в этом моя особенность, и этим я могу быть интересен людям.
Г.П.Михасенко

Цели: стимулировать интерес учеников к чтению произведений местных авторов, познакомить с биографией и творчеством Г.П.Михасенко, развивать творческие способности и познавательную активность.

Оборудование:

- портрет писателя
- выставка книг
- стенгазеты, выпущенные учениками
- рисунки к произведению
- карточки с эпизодами

Ход мероприятия:

Ведущий 1:

Добрый день! Сегодня мы приглашаем вас к разговору о творчестве нашего земляка, Геннадия Павловича Михасенко.
Геннадий Павлович Михасенко родился 16 февраля 1936 года в Славгороде Алтайского края в семье кадрового военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт, а мать с сыном перебралась в деревню Кандаурово Новосибирской области. Здесь прошло детство писателя и те события, о которых позднее расскажет Геннадий Павлович в своей автобиографической повести «Кандаурские мальчишки». До конца войны, до мирных дней, прожили мать и сын, горячо веря в возвращение отца. И он пришёл, принеся в дом память о павших товарищах, о фронтовом братстве и удивление, что под таким огнём уцелел.

Ведущий 2:

После войны семья переезжает в Новосибирск, с этим городом связаны школьные и институтские годы будущего писателя. После окончания инженерно-строительного института он работает на строительстве Братской ГЭС. Здесь стал он профессиональным писателем, прибавив к техническому образованию ещё и Высшие литературные курсы.

Ведущий 1:

Сначала не просто было решить: что выбрать? Тянуло и к стихам, и к прозе, пробовал работать над пьесой, писал понемногу автобиографическую повесть. Первая книга – «Кандаурские мальчишки» - вышла в Новосибирске в 1959 году. Многообразная личная одарённость писателя передаётся его литературным героям: многие из них рифмуют, упражняются в языках, овладевают техникой рисования. Михасенко принципиально считает, что нет человека без таланта, и в ребячьих характерах он всегда старается высветить, выявить творческую способность личности, а значит поднять её над заурядностью житейской, вдохнуть веру в её собственные силы. Воспитанию добрых чувств служат книги писателя.

Ведущий 2:

С интересными фактами биографии писателя вас познакомит библиотекарь

Ведущий 1: конкурс-разминка

Ребята, вы познакомились с повестью Геннадия Павловича «Кандаурские мальчишки». Давайте проверим, насколько внимательно вы читали произведение. За каждый правильный ответ на мои вопросы, вы получаете жетон.

«Узнай героя»

  1. Звуки вылетали изо рта её быстро – тара-тара-тара-тара,- как из трубы старинного испорченного граммофона. (Марфа Граммофониха).
  2. Самой знаменитой частью на голове его были уши – большие, как вареники, которые разварились и из которых выпала начинка. (Колька)
  3. Его не смущало ни то, что галифе стянуты где-то под мышками, ни то, что в пилотку вместо звезды ввинчен железнодорожный крестик. (Петька Лейтенант)
  4. Кепка сидела на его голове, как всегда, небрежно – козырьком вбок. Он никогда не заботился о том, чтобы надеть её правильно – как подвернулась кепка под руку, так он её и нахлобучил на голову, а где козырёк – не имеет значения, лишь бы вихры не лезли в глаза. Лицо его, в частых веснушках – точно недоспелые маковинки въелись в кожу. (Шурка)
  5. Маленькая, с льняными волосёнками, не знавшими гребёнок, в платьице-колокольчике и босиком. (Нюська, сестра Шурки)
  6. Молчаливые и спокойные, слишком грамотные и гордые. Была в их жизни какая-то непонятная строгость и скрытность. Глаза у одного голубые, до того голубые, что, наверное, голубеет лицо от его взгляда, Второй не походил на всех, он не казался забавным, что-то было в нём серьёзное, занимался моделированием самолётов. (Витя и Толя Кожины)
  7. Вы не забывайте старика, а то я в тоску впадаю… Только что мухи, вот суседи вроде… Семьдесят лет прожил, а мух как следует не знал, летают, леший их возьми, а кто такие – убей, не скажу… (дед Митрофан)
  8. Парень он крепкий, как сруб. И ума не пойдёт занимать. Он получал две газеты и частенько на вечёрках рассказывал про события на фронтах и про жизнь в Африках. (Брат Миши – Анатолий)
  9. Таких женщин, как она, поискать да поискать, хоть и городская, а своя: и к людям всей душой, и никакой работы не чурается. (Лена, мама Миши)
  10. У него большой нос, который на семерых рос, а одному достался. С другим носом он выглядел бы смешно. Волосы густые и длинные. В углу лба – шрам, уходящий в волосы, как тропинка в лес. (Отец Мишки, Павел)
  11. От раны сохранилась лишь маленькая ямочка-шрам, которая прощупывалась под волосами. Вот и с папой он выровнялся: у папы – шрам и у него – шрам. (Мишка, главный герой)
  12. Он был нашим любимцем. Необычайно сильный и красивый, не кусался, не лягался, не уросил. (Конь Игренька)
  13. Рыжая костлявая кобылёнка, носившая непонятную кличку. (Греза)
  14. Она была или задумчивой, или глупой. Всегда проходила мимо своего двора и, если её не остановить, могла спокойно пройти всю деревню и выйти в поле и ещё дальше. Поэтому её встречали каждый вечер и провожали в хлев. (Корова Пеганка)
  15. Одна антиресная личность – баран. Вот ворота покалечены – его дело, он всё наковырял нехристь! Старается, будто трудодни зарабатывает. Рога по два раза завиты, сам как чёрт и звать … (Чертило)

Ведущий 2: конкурс рисунков

Приглашаем всех, кто нарисовал иллюстрации к произведению, ребята демонстрируют рисунки, а зрители угадывают, какой эпизод изображён. За правильный ответ получаете жетоны.

Рисунок 1. (Ответ - Выгоню его со стадом, а через час он вертается… );
Рисунок 2 (Ответ - Петька вскочил на брёвна и, как только бык поравнялся с ним, кошкой бросился ему на хребет… Шарахнувшись несколько раз в стороны и не сбросив мальчишку, клещом вцепившегося в спину, бык задрал хвост и с рёвом пустился по улице)

Ведущий 1: конкурс «Найди своё место»

Приглашаются все, кто получил жетоны в 1 и 2 конкурсах, участники делятся на две команды, каждой команде выдаются карточки с названием эпизода и кратким описанием на обороте. Надо восстановить последовательность событий и занять своё место в цепи, чья команда быстрее справится, та и победила. Зрители следят за правильностью выполнения, при затруднении подсказывают.

(1 команда получает карточки по I части повести)

1

Пожар

У Марфы Граммофонихи загорелась баня…
- Пусть, окаянная, сгорит. У меня уж для новой брёвна припасены. А от этой всё одно никакой пользы, один страх...

2

Силостные
ямы

Когда в колхозе начался сенокос, для нас нашлось дело…
- Что, мужички, помогать рвётесь? Тогда слушайте. Сейчас приедут на Игреньке. Так вот, выпрягайте и уминайте траву! Ясно?

3

Пастухи

Утром мы впервые выгоняли стадо… Шурка побежал открывать овчарню. Колька занял пост у входа в коровник, чтобы не пускать туда овец, а я остался за оградой, преграждая путь в переулок.

4

Хромушку зарезали

Под кустом, шагах в десяти от нас, в том месте, где начинались сплошные тальниковые заросли, лежала Хромушка. Она судорожно билась и урывками вскрикивала, потом вдруг запрокинула голову, перекатилась на спину, как играющая лошадь, и мы увидели нож, торчащий из-под оттопыренной ноги.

5

Пасека

Мы подсели к чашке с мёдом. Соты таяли во рту. Сперва казалось, что не будет конца нашим жадным глоткам… Но пятую ложку мы тянули в рот вяло, восьмую я вовсе не дотянул, но Колька осилил и восьмую, и девятую.

6

Пьеса в клубе

Действие началось. На сцену вышел высокий фашистский генерал с разбухшим животом, с одним стёклышком у глаз вместо нормальных очков. Генерал заговорил маминым голосом. Ого-го-го! Забавно она преобразилась.

7

Собрание колхозников

А теперь я хочу сказать нашим детишкам спасибо, спасибо от имени правления колхоза и от всех вас… А наших пастухов я порадую: пасечник Степаныч велел передать им вот эти патроны, пять штук…

8

Змея

- Меня змея шваркнула, - выдохнул Колька.
- А ну, давай! – Шурка схватил Колькину ногу, опрокидывая того на спину, и впился в щиколотку губами. Щёки его мигом ввалились – он высасывал яд. То и дело сплёвывая, он оторвался, наконец. – Ну, как теперь?

(2 команда получает карточки по II части повести)

1

В нашем полку прибыло

Скрипучая дверь стремительно откинулась, и на крыльцо шагнул Витька, в серых брюках до пяток, в ботинках и в белой рубахе.
- Значит, пасти? – проговорил вдруг Петька.
Витька замер на приступке.
- Пасти…
- Ладно, попасём. – Ребята повернулись и неторопливо двинулись к скотному.

2

Месть

Витька зажёг спичку и через нос бросил её в череп. Маска, бесформенная в темноте, выявилась вдруг во всей своей жути. Глаза, круглые и большие, острый филиний нос горели, резко вырисовывая на бревенчатой стене избы дрожащие золотые пятаки. Особенно страшными были зубные прорези. Пакля начала чадить, и через глазницы повалила копоть. Шурка поднёс горящую тыкву к окну.

3

Преступнику не удалось отобрать у Кольки улику

При слабом желтом свете лучины они разом разглядели слово «ТИМ», нацарапанное на чёрной рукоятке. Нелепые, но чёткие буквы стояли не рядом, а с разрядкой: «Т И М».

4

В трясине завязла овечка

Метрах в двух-трёх от нас, посередине ржавой, пузырящейся полыньи, билась овечка. Увидев нас, она на миг утихла, затем начала рваться ещё яростнее. Трясина колыхалась, как студень, глубже втягивая её.

5

В тайгу за шишками

- Тикайте…шест кидаю.
Мы стали под кедры: я под тот, где сидел Колька, а Витька – под соседний… Возник нарастающий стремительный шум… Я почувствовал удар, схватился за голову… И вдруг кедры вздрогнули перед глазами, качнулись и повалились на бок. Я рухнул во влажный мох…

6

Хорошее дело

Низкий сруб бани блестел в темноте, рядом валялись брёвна, сброшенные когда-то нами на землю... Мы как можно осторожнее принялись за дело. Шурка, Петька и Колька кое-что смыслили в том, как класть сруб, поэтому они взобрались наверх, а мы втроём взялись за бревно... Мы сели отдыхать внутри сруба… Сердце полнилось радостью.

7

Письмо с фронта

Папа был ранен, потерял сознание, оказался в фашистском тылу. Ему удалось бежать. Потом они наткнулись на партизан. Они пускали по откос фашистские эшелоны, забрасывали гранатами автоколонны…

8

Аэроплан

Придерживая пропеллер одной рукой, Толик другой поднял модель над головой и с толчком пустил…Белый, он исчезал на фоне облаков, потом вдруг вырывался на голубой простор… казалось, он никогда не приземлится, а будет вот так летать и летать… И наше детство – оно тоже летело…

Ведущий 2: конкурс переводчиков

Приглашаю принять участие в конкурсе всех желающих. Я называю слова, а вы поясните их, раскройте значение, смысл.

  1. Хлев стайка, сарай, специальное помещение для содержания домашнего скота.
  2. Поскотина пастбище, выгон, прилегающий к деревне.
  3. Кошарапомещение для овец.
  4. Маткаперекладина на потолке.
  5. Портки штаны.
  6. Чуниверёвочные лапти.
  7. Сограболотистый лес.
  8. Хмаратёмное облако, туча, густой туман, мгла.
  9. «Шмоньки» - прошлогодние гнилушки картофеля.
  10. Прогагарилипросмотрели.
  11. Не уторкатьне успокоить, не уложить.

Ведущий1: Конкурс «Лабиринт»

Я буду задавать вопросы и называть три варианта ответа, кто считает, что правильный ответ под номером один, бежит к цифре 1, если верный ответ под номером 2, бежит к цифре 2, если 3, то к цифре 3 (цифры прикреплены на стене). Сначала участвует весь зал, потом те игроки, которые верно выбрали ответ, и так до победителя.

Каким способом мальчики доставили раненую Хромушку в стойло?

  1. несли на руках
  2. привязали к Чертиле
  3. позвали взрослых

Какая роль досталась Мишке в постановке пьесы?

  1. фашистского генерала
  2. русского разведчика
  3. звонка

Каким способом Колька собирал шишки в тайге?

  1. забрался на кедр с помощью ремня
  2. шишковал колотом
  3. подбирал опавшие

Как мальчики спасались от комаров в тайге?

  1. намазались мазью
  2. развели костёр
  3. надели накомарники

В какую игру любили играть мальчишки весной на солнцепёке возле школы?

  1. лапта
  2. бабки
  3. прятки

Чем Петька ловил гольянов?

  1. удочкой
  2. руками
  3. портками

Как Анатолий объяснил мальчишкам, что такое тайга?

  1. советские джунгли
  2. хвойный лес
  3. лиственный лес

Витя читал больному Мише «Золотой ключик», кто автор?

  1. Толстой, который с бородой
  2. Толстой без бороды
  3. Ершов

Чем увлекался Толя?

  1. шахматами
  2. сочинял стихи
  3. моделированием самолетов

Зачем бабушка Акулова загадывала загадки больному Мишке?

  1. развлекала
  2. проверить, светлая ли у него голова
  3. отвлекала от грустных мыслей

Ведущий 1: Дополнительные вопросы победителям.

1. Отгадайте загадки бабушки Акуловой:

  1. на болоте плачет, а с болота нейдёт (кулик)
  2. Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце украло (роса)
  3. Стоит дерево, дерево ханское, платье шемаханское, цветы ангельски, когти дьявольски (шиповник)

2. Как изменились герои за три летних месяца?
3. Кто из героев вам понравился?

Ведущий 2: А сейчас предлагаю послушать ребят, которые написали отзыв на произведение.

Логачёв Максим

События повести происходят в деревне Кандаур в годы войны. Автор рассказывает о ребятах, которые сначала бездельничали, но потом стали пастухами. Самое сильное впечатление на меня произвело описание старого кладбища, где Кожины, Витя и Толик, похоронили маму, а отец их погиб на фронте. Ребята остались сиротами. Но жители деревни поручили заботу о них бабушке Акуловой.
Больше всех мне понравился Витя: он был загадочным, скромным, но очень умным. Дома у него было много книжек, которыми он делился со своими друзьями. И когда ребята пасли овец, то по-переменке читали «Синдбада-морехода» или «Путешествие Гулливера в страну лилипутов».
Эта книга научила меня тому, что не стоит над кем-либо насмехаться, а лучше подружиться. Будет больше пользы.

Исупов Антон

В этом произведении говорится о том, как простые мальчишки из деревни Кандаур преодолевают все тяготы деревенского житья в военное время. Всех мужчин забрали на фронт. А работать пришлось женщинам и ребятишкам.
Мне понравилось, как ребята вызволяли из болота овечку, потому что мальчишки делали всё сообща, хотя между ними и бывали малюсенькие конфликты.
Самым ярким героем я считаю Мишку. Он самый понимающий из ребят: не смеётся над проблемами и болезнями других людей.
Эта самая классная книжка из всех, которые я когда-либо читал. Она научила меня лучше понимать других людей.

Старшинов Алексей

События, описанные в произведении Геннадия Павловича Михасенко «Кандаурские мальчишки», разворачиваются в военное время, и поэтому все совершеннолетние мужчины ушли на фронт. Остались только женщины и мальчики. И всем пришлось трудиться.
Мальчишкам доверили пасти овец. Трудно приходилось порой ребятам. Неизвестный преступник зарезал Хромушку. В этот момент у ребят было смешанное чувство: страх и желание отомстить. Они наставили на преступника незаряженное ружьё, и тот убежал.
Мне нравится, что мальчишки не боятся трудностей. Пробуют всё новое и необычное: утаптывают траву в силостных ямах, пасут колхозных овец, следят за строптивым Чертилой, который всегда наровит вернуться в стойло.
Для ребят работа не только труд, но и развлечение. Всё выполняют они весело, с желанием и смекалкой.
Я понял, что взрослые нуждаются в помощи детей. Хотя они и старше и сильнее, но всё равно им трудно, поэтому надо помогать родителям во всём и везде.

Ведущий 1: Библиотекарь познакомит вас с выставкой книг Г.П.Михасенко.

Ведущий 2: А завершить наш сегодняшний праздник мне хочется той правдой, которую нашёл главный герой в словах деда Митрофана:

- Человек-то без народа, что овца без стада, - дичает… Все друг к дружке жмутся, народ-то любит тесноту, чтоб в обязательности локоть в бок упирался…
Я внимательно слушал деда Митрофана и тут же дал себе слово, что никогда и ни за что на свете не отстану и не покину своих друзей. Но и после этого я не успокоился и продолжал думать и думать про людей, который любят жить тесно, дружно. Тётка Дарья, тётка Матрёна, Анатолий, дед Митрофан, пасечник Степаныч – всех этих людей перебрал я в уме и с радостью почувствовал, что они мне близки, каждый по-разному, но все одинаково близки, любил я их, как родных… Нет, нет, я никогда не буду чураться людей!

И я хочу пожелать всем присутствующим: «Никогда не чурайтесь людей».

Подведение итогов и награждение победителей проводится после каждого конкурса.

Использованная литература:

Михасенко Г.П. Кандаурские мальчишки: Повести. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991. – (Сибирская библиотека для детей и юношества), 352 с., ил.