Предмет: Литература
Тема: « Цветная музыка стиха»
Класс: 6
Цель: формирование умений лингвистического анализа художественного текста , выявление художественных возможностей поэтического произведения, активизация познавательной , исследовательской деятельности учащихся., привитие любви к художественному слову.
Тип урока: урок-исследование
Технологии урока: элементы личностного ориентирования, ИКТ, традиционные
Оборудование: слайды презентации, краски, бумага для рисования, рисунки учащихся, текст стихотворения С. Есенина « Из-за леса, леса тёмного»
Ход урока
Этап урока и его цель | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Использование наглядного материала (см. презентацию) |
I. Организационный момент Цель: психологический настрой учащихся |
Вступительное слово учителя:
|
Настрой учащихся на урок |
|
II. Целеполагание Цель: формирование умений выделять из фразы ключевые слова, формулировать целевые установки |
Сегодня на уроке мы продолжим работу по лингвистическому анализу художественного текста.
Итак, на сегодняшнем уроке мы попытаемся уловить соответствие звука и цвета. Именно в свойствах звуков скрыта одна из тайн рождения, жизни и смерти Слова. И эту тайну нам предстоит открыть. |
Выделяют ключевые слова, формулируют цель урока |
|
III. Анализ художественного текста Цель: напомнить учащимся цветовую расшифровку гласных 1. Цветовая палитра звуков
2. Правила работы с текстом
3. Чтение текста учителем
4. Анализ текста Цель: формирование умений видеть образ а)беседа
б) анализ 1 строфы
в)анализ 2 строфы
г) анализ 3 строфы
д) итог анализа
|
Я вижу свет, когда кричат,
Что нам необходимо знать для исследования сегодняшнего текста?
Из-за леса , леса тёмного Загорались ярким пламенем А кругом роса жемчужная
- Назовите тему стихотворения.
На предыдущих уроках, рассматривая образ зари мы обращались к синтаксису морфологии, словообразованию. Как эти разделы науки о языке помогли увидеть вам это чудесное явление
-Какие краски природы у нас присутствуют? - Какой цвет преобладает?
- А соответствует ли словесный цвет звуковому?
- Обратимся ко второй строфе. Чем это явление необычно.
- Какая цветовая гамма преобладает? - Давайте посмотрим, есть ли в этой строфе соответствия? - Как окружающий мир реагирует на такое чудо природы?
- Посмотрим в этой строфе соответствия звука и цвета.
Итак, анализируя текст, можно убедиться, что во всех трех строфах преобладает красный цвет зари, которая к третьей строфе растрачивает свою силу. - Уловили ли мы соответствие звука и цвета? Подобно голосам на дальнем расстоянье,
|
Учащиеся вспоминают цветовую палитру звуков
Вспоминают правила работы
Восприятие учащимися художественного текста
Ответ учащихся. Тезисы:
Ответ учащихся. Тезисы: Красный, цвета радуги, бордовый. Учащиеся проводят подсчет гласных . Ответ учащихся. Тезисы:
Учащие производят аналогичную работу.
Ответ учащихся. Тезисы:
Учащиеся наблюдают сравнительный анализ.
|
Рисунки учащихся к стихотворению
Текст стихотворения
|
IV.Рефлексия Цель: самооценка урока |
Последние минуты до звонка, Анкета «Я на уроке» - Понравился ли вам урок? |
Учащиеся заполняют анкету. |
|
V.Заключение Цель: |
Спасибо вам, не подвели, не дрогнули! |
|
|