Проектный метод на уроках литературы. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


 

Название проекта: «Честь и бесчестие на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цели проекта (для учителя): формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; формирование грамотного читателя, способного понять прочитанное, интерпретировать произведение и высказать развёрнутое аргументированное суждение о прочитанном произведении; формирование элементов информационной компетентности; развитие творческих способностей (организаторских, дизайнерских).

Цели проекта (для учащихся): уметь самостоятельно искать информацию, анализировать, обобщать и структурировать материал, уметь работать в группе, высказывать аргументированные суждения о прочитанном, давать собственную оценку героям и их поступкам, произведению в целом.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

План изучения темы «А.С. Пушкин» и этапы проекта.


№ урока

Тема урока

Этапы проекта

Время на уроке

1.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лирика.

-

 

2.

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

-

 

3.

А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

-

 

4.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.

-

 

5.

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринев и Савельич.

-

 

6.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Обсуждение основополагающего вопроса. Выбор тем исследований. Формирование групп для проведения исследований

15 минут

7.

Пугачев и народное восстание в повести и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Выдвижение гипотез, составление плана работы в группах

15 минут

8.

Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Понятие о реалистическом произведении.

Выработка критериев оценивания итоговых работ (исследований)
Дома: самостоятельная работа групп по выполнению исследований

До 15 минут

9.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов. Композиция повести.

-

 

10.

Урок контроля по творчеству Пушкина.

Презентация, защита полученных результатов и выводов, обсуждение основополагающего вопроса, подведение итогов работы, оценивание

45 минут


Творческое название проекта «Береги честь смолоду»

Основополагающий вопрос: Почему совершаются честные и бесчестные поступки?

Проблемные вопросы:

  1. Почему Гринёв – человек чести, а Швабрин бесчестен?
  2. Швабрин – человек чести или бесчестия?
  3. Пугачёв – человек чести?
  4. Представление о чести Маши Мироновой.
  5. Люди чести в повести «Капитанская дочка».
  6. Что приводит к бессчетным поступкам?
  7. Честными рождаются или становятся?

На уроке № 6, когда дети знакомы с произведением, учитель предлагает ребятам принять участие в учебном проекте, ставит основополагающий вопрос. Вместе с учащимися формулирует проблемные вопросы (вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), которые, как правило, и становятся темами самостоятельных исследований школьников. По желанию восьмиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой исследования.

Урок № 7. На этом уроке часть времени отводится на работу в группах по теме проекта. Ребята выдвигают гипотезы (свои предположения) по теме исследований, составляют план работы (чтение произведения, изучение дополнительной литературы, опрос общественного мнения, подбор иллюстраций и так далее).

Урок № 8. Примерно 15 минут времени уходит на обсуждение единых требований к итоговой работе. Ученики сами предлагают критерии, баллы и форму оценивания их итоговых работ.
Если позволяет время, самостоятельную работу по теме исследования и оформление результатов можно проводить на уроке, обычно это 1-2 урока. В данном проекте самостоятельная работа вынесена за рамки урока – на дом. Оформляют результаты дети чаще всего в программе PowerPoint, компьютеры у большинства есть дома. Можно это сделать в школьном компьютерном классе во время, отведённое для самостоятельной работы учащихся в кабинете.

Урок № 10. Ученики представляют свои работы (приложение_1), остальные в это время слушают, заполняют лист взаимооценки (приложение_2), высказывают своё отношение к выступлению одноклассников («белые» и «чёрные» оппоненты, то есть отмечают достоинства и недостатки прослушанной работы). Учитель наводящими вопросами (по мере необходимости) связывает выступления с основополагающим вопросом. После выступления всех групп подводятся итоги работы, происходит оценивание.

К самостоятельным исследованиям учащихся предъявляются следующие требования:
1. Цель работы.
2. Проблема.
3. Гипотеза.
4. План исследования.
5. Аргументы (доказательства).
6. Вывод.

Приложение 3