Название проекта: «Честь и бесчестие на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели проекта (для учителя): формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; формирование грамотного читателя, способного понять прочитанное, интерпретировать произведение и высказать развёрнутое аргументированное суждение о прочитанном произведении; формирование элементов информационной компетентности; развитие творческих способностей (организаторских, дизайнерских).
Цели проекта (для учащихся): уметь самостоятельно искать информацию, анализировать, обобщать и структурировать материал, уметь работать в группе, высказывать аргументированные суждения о прочитанном, давать собственную оценку героям и их поступкам, произведению в целом.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
План изучения темы «А.С. Пушкин» и этапы проекта.
№ урока |
Тема урока |
Этапы проекта |
Время на уроке |
1. |
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лирика. |
- |
|
2. |
А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. |
- |
|
3. |
А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. |
- |
|
4. |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. |
- |
|
5. |
Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринев и Савельич. |
- |
|
6. |
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. |
Обсуждение основополагающего вопроса. Выбор тем исследований. Формирование групп для проведения исследований |
15 минут |
7. |
Пугачев и народное восстание в повести и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. |
Выдвижение гипотез, составление плана работы в группах |
15 минут |
8. |
Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Понятие о реалистическом произведении. |
Выработка критериев оценивания итоговых работ (исследований) |
До 15 минут |
9. |
А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов. Композиция повести. |
- |
|
10. |
Урок контроля по творчеству Пушкина. |
Презентация, защита полученных результатов и выводов, обсуждение основополагающего вопроса, подведение итогов работы, оценивание |
45 минут |
Творческое название проекта «Береги честь смолоду»
Основополагающий вопрос: Почему совершаются честные и бесчестные поступки?
Проблемные вопросы:
- Почему Гринёв – человек чести, а Швабрин бесчестен?
- Швабрин – человек чести или бесчестия?
- Пугачёв – человек чести?
- Представление о чести Маши Мироновой.
- Люди чести в повести «Капитанская дочка».
- Что приводит к бессчетным поступкам?
- Честными рождаются или становятся?
На уроке № 6, когда дети знакомы с произведением, учитель предлагает ребятам принять участие в учебном проекте, ставит основополагающий вопрос. Вместе с учащимися формулирует проблемные вопросы (вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), которые, как правило, и становятся темами самостоятельных исследований школьников. По желанию восьмиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой исследования.
Урок № 7. На этом уроке часть времени отводится на работу в группах по теме проекта. Ребята выдвигают гипотезы (свои предположения) по теме исследований, составляют план работы (чтение произведения, изучение дополнительной литературы, опрос общественного мнения, подбор иллюстраций и так далее).
Урок № 8. Примерно 15 минут времени уходит на обсуждение единых требований к итоговой работе. Ученики сами предлагают критерии, баллы и форму оценивания их итоговых работ.
Если позволяет время, самостоятельную работу по теме исследования и оформление результатов можно проводить на уроке, обычно это 1-2 урока. В данном проекте самостоятельная работа вынесена за рамки урока – на дом. Оформляют результаты дети чаще всего в программе PowerPoint, компьютеры у большинства есть дома. Можно это сделать в школьном компьютерном классе во время, отведённое для самостоятельной работы учащихся в кабинете.
Урок № 10. Ученики представляют свои работы (приложение_1), остальные в это время слушают, заполняют лист взаимооценки (приложение_2), высказывают своё отношение к выступлению одноклассников («белые» и «чёрные» оппоненты, то есть отмечают достоинства и недостатки прослушанной работы). Учитель наводящими вопросами (по мере необходимости) связывает выступления с основополагающим вопросом. После выступления всех групп подводятся итоги работы, происходит оценивание.
К самостоятельным исследованиям учащихся предъявляются следующие требования:
1. Цель работы.
2. Проблема.
3. Гипотеза.
4. План исследования.
5. Аргументы (доказательства).
6. Вывод.