В современных условиях, когда существуют напряженные мировые взаимоотношения, политическая и экономическая нестабильность, дисгармония, рушатся моральные устои просто необходимо найти основу для восстановления нравственности, приложить все усилия в воспитании подрастающего поколения. Вот для этого и разработан курс “Основы православной культуры”.
Актуальность разработки данного курса объясняется следующими причинами:
Во-первых, на сегодняшний момент
просто важно сконцентрироваться на духовном
совершенствовании личности.
Во-вторых, приобщение подрастающего поколения к
вечным истинам, определяющим моральную суть
человеческой жизнедеятельности.
В третьих, в обстановке духовных заблуждений
(секты) только просвещение и знания помогут
принять правильное решение.
Таким образом, актуальность данного курса ясна и тесным образом связана с целью и задачами православного воспитания школьников.
Цель курса: обеспечение информацией об особой роли православия в истории России.
Задачи курса:
- образовательные:
- познакомить учащихся с выдающимися произведениями православного зодчества, книжности, иконописи, православной этики быта и семьи;
- познакомить учащихся с основными законами и приемами православного культурологического анализа и повествования;
- привить учащимся навыки анализа произведений и явлений современной культуры с позиции православной культуры.
- воспитательные:
- воспитать у учащихся интерес и уважение к православной традиции, являющейся стержнем национальных культур России, Украины, Белоруссии;
- приобщать к высшим ценностям: мужество, взаимоуважение, терпимость.
- развивающая:
- развивать у учащихся цельные, отвечающие современному состоянию науки представления о православии в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.
Содержание курса может быть использовано для:
- написания творческих исследовательских работ:
- при решении жизненных ситуаций;
- при проведении внеклассных мероприятий, построенных на принципах гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу.
Структура курса: предполагает цикличность, возврат к ранее изученным темам по истории, литературе, МХК и их углубление за счет расширения темы.
Режим проведения: предположительно в 9 классе 1 час в неделю в течение всего учебного года: общее количество часов – 34.
Возможно: в 10-11 классах: 1 час в неделю в течение всего учебного года; общее количество часов – 68.
Интеграция с предметами:
- история;
- литература;
- МХК.
Предполагаемые формы проведения занятий:
- дискуссии;
- работы с текстом;
- анализ жизненных ситуаций;
- решение ситуаций нравственного выбора;
- работа в группах;
- круглый стол;
- посещение музеев, библиотек, храмов города;
- самостоятельная исследовательская работа.
Ожидаемый результат курса:
Предполагается, что, усвоив курс по православию, учащиеся увидят и проникнутся ролью православия России, будут действовать в реальной жизни в соответствии нравственных норм, заинтересуются в продолжении занятий в старших классах.
Конкретный результат курса: написание исследовательской работы с последующей защитой.
В ходе изучения курса учащиеся будут знать:
- Азы православной культуры.
- Моральные нормы поведения.
- Правила ведения дискуссии.
- Основные законы православного культурологического анализа.
- Выдающиеся произведения зодчества, иконописи.
Учащиеся будут уметь:
- обобщать материал в ходе дискуссии;
- формулировать вопросы;
- делать выводы, умозаключения.
Тема 1.
Введение. Предмет православной культуры.
Что есть православная культура. Место православной культуры России в процессе творческого преображения мира.
Литература:
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992.
- Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1992.
Тема 2.
Верования славян.
Происхождение славянской мифологии. Древнейшие верования славян. Славянский пантеон. Обряды, праздники.
Литература:
- Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983.
- Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М., 1991- т.2 ст. “Славянская мифология”.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
- Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
Тема 3.
Православие.
Жизнь Иисуса Христа. Учение. Распятие. Воскресение.
Православное вероучение. Просветители славян.
Литература:
- Булгаков С. Православие. М., 1994.
- Иванов М.В. История христианства. СПб., 2000.
- Основы религиоведения /под ред. И.Н.Яблокова М., 1998.
- Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. 2т., 1994.
Тема 4.
Крещение Руси и его значение.Святая Равноапостольная Ольга и ее вклад в крещение Руси. Время выбора. Святой Равноапостольный Владимир. Обряд крещения.
Литература:
- Балыбердин А.Г. История Русской Православной Церкви. Котельнич,1996.
- Малая церковь. Настольная книга прихожанина. 1992.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.
Тема 5.
Рождение Русской Православной Церкви.
Монастыри. Подвижники. Шедевры древнерусской культовой архитектуры. Деревянное зодчество.
Литература:
- Балыбердин А.Г. Очерки Русской Православной Церкви. Котельнич.1996.
- Булгаков С. Православие. М., 1994.
- Вострышев М. Божий избранник. М., 1990.
- Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1992.
- Тальберг П. Д. История Русской Церкви. 2 т., 1994.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.
Тема 6. Храм.
Понимание сути назначения храма. Символика храма.
Литература:
- Тинский А.Г. Улицы. Площади. Дома. Вятка. Страницы истории. Киров, 1999.
- Тинский А.Г. Успенская шатровая церковь Успенского Трифонова монастырям/Энциклопедия земли Вятской Т.5 Архитектура. Киров, 1996. с.47-52.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.
Тема 7. Церковный год.
Обряды. Праздники. Пост. Поминовение усопших.
Литература:
- Краткие сведения о праздниках православной церкви и сказания о житии особо чтимых святых. М., 1991.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. М, 1982.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.
- Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. М.,1995.
Тема 8. Иконопись.
Художественный мир Преп. Андрея Рублева . “Троица” - история создания иконы. Преп. Сергий Радонежский. Почитаемые вятские иконы: преподобного Трифона, святого Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного. Посещение художественного музея братьев Васнецовых.
Литература:
- Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1986.
- Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.
- Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца 17 века.-СПб., 1903.
- Жития русских святых Х-ХУ веков. М., 1992.
Тема 9. Духовная музыка.
Понятие о православном духовном пении. Осмогласие. Основные песнопения: псалмы, тропари, стихири. Акафистное пение. Посещение храма в селе Русское. Прослушивание кассеты О. Бакиной “От Рождества до Рождества”.
Литература:
- Гарднер И. История богослужебного пения.
- Мартынов В.И. О богослужебном пении.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.
Тема 10. Церковно-славянские корни русского языка.
Святые Равноапостольные Кирилл и Мифодий. Сокральный и профанный язык. Размышления над словами: “со-весть”, “вос-питание”, “образ-ование”.
Литература:
- Журавлев Церковно-славянский язык.
- Кравецкий Церковно-славянский язык.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.
Тема 11. Литература.
Творчество классиков русской литературы в свете православной традиции, (творчество Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Некрасова НА.).
Литература:
- Дунаев. Православие и русская литература. В 5 т.
- Пушкин А.С. “Пророк”, “Птичка”.
- Лермонтов М.Ю. “Молитва”.
- Некрасов Н.А. “Пророк”, “Сеятелям”.
Тема 12. Быт и семья в православной России.
Культура православной семьи, межличностные отношения. Быт семьи.
Духовный мир семьи Николая II. Размышления над православной сказкой и детской игрушкой.
Литература:
- Бонецкая Н. Царь-мученик. Сретенский монастырь. 2001.
- Домострой.
- Кононов А. Смысл и назначение игрушки. Киров, 2000.
- Тальбергт Н.Д. Николай П. Сретенский монастырь. 2001.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря, 1999.
Тема 13. Преподобный Трифон Вятский: жизнь и деятельность.
Основные события из жизни Трифона до прибытия на Вятку. Прибытие на вятскую землю. Основание Успенского мужского монастыря. Значение. Экскурсия в Трифонов монастырь.
Литература:
- Житие преподобного Трифона и блаженного Прокопия, вятских чудотворцев.
- Осокин И.М. Значение преподобного Трифона в истории Вятского края //Энциклопедия земли Вятской Т.4. История. Киров, 1995. с. 91-98.
- Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера.(к 450-летию преподобного Трифона Вятского). Материалы международной научной конференции. Т. 1-2. Киров, 1996.
Тема 14. Заключительное занятие.
Слово, обращенное к себе.
Письмо – размышление: узнал ли я то, что хотел. Что меня удивило больше всего.