Цель:
- Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века.
- Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”.
- Формировать навык осознанного и выразительного чтения.
- Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.
- Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.
- Воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Оборудование урока:
- Учебник для 4 класса Н. Чураковой “Литературное чтение” 1 часть,
- Проигрыватель и грамзапись с чтением рассказа “Ванька”;
- Репродукции картин В. Перова “Тройка”, В. Маковского “Свидание”; картинка с изображением тройки лошадей.
- Выставка книг (Д. В. Григорович “Гуттаперчевый мальчик”, В. Короленко “Дети подземелья”, А.П. Чехов. Ванька, Д.Н. Мамин-Сибиряк “Вертел”, “В ученье”, “В глуши”, В.Г. Короленко “Купленный мальчик”, Г. Сенкевич “Янко – музыкант”, Н.А. Некрасов “Плач детей”).
План урока:
- Организационный момент. 0,5 мин.
- Проверка домашнего задания по вопросам. 3 мин.
- Вступительное слово учителя. 1 мин.
- Работа с выставкой книг. 1 мин.
- Работа по репродукциям картин художников. Беседа. 5 мин.
- Сообщение темы и цели урока. 0,5мин.
- Словарная работа. 1 мин.
- Прослушивание рассказа А. Чехова “Ванька”. 10 мин.
- Анализ по вопросам. 5 мин.
- Выборочное чтение. 10 мин.
- Итог. 1 мин.
- Домашнее задание.1 мин.
Оформление доски:
Портрет А.П. Чехова |
24 октября. А. П. Чехов. Ванька. Картина В. Перова “Тройка” |
Картинка с изображением тройки лошадей |
Ход урока:
1. Организационный момент. 0,5 мин.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Урок чтения.
2. Проверка домашнего задания по вопросам. 3 мин.
- Какие произведения мы читали на прошлых уроках? (Л. Андреев “Петька на даче”, А.Чехова “Спать хочется”).
- Какая тема этих произведений?
- Что вы узнали о жизни главных героев этих рассказов?
3. Слово учителя. 1 мин.
Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
4. Работа с выставкой книг. 1 мин.
- Не только А. Чехов и Л. Андреев писали о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и поэты. Посмотрите на книги. Говорящие названия произведений расскажут о тяжелой судьбе ваших ровесников.
Д. В. Григорович “Гуттаперчевый мальчик”,
В. Короленко “Дети подземелья”,
А.П. Чехов “Ванька”, “Спать хочется”.
Д. Н. Мамин-Сибиряк “Вертел”, “В ученье”, “В глуши”,
В.Г. Короленко “Купленный мальчик”,
Г. Сенкевич “Янко – музыкант”,
Н.А. Некрасов “Плач детей”.
Если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, эти произведения вы можете взять в библиотеке или купить в книжном магазине и прочитать. Все они на одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России, ваших ровесников, которые жили в 18 - 19 веках.
5. Работа по репродукциям картин художников. Рассказ учителя. 3 мин.
- Не только писатели писали о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь. С работой В. Маковского “Свидание” мы с вами работали на прошлом уроке, сегодня я познакомлю вас с репродукцией В. Перова “Тройка”.
В старину, когда еще не было автомобилей, люди ездили на лошадях. Наиболее быстрой была езда на тройках. В коляску или сани запрягали трех лошадей. (Показ картинки с тройкой лошадей). Та лошадь, что находилась в центре, называлась “коренником”, а две по бокам – “пристяжными”.
Перов назвал свою картину “Тройка”. Только изобразил он на ней особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.
Перов стремился показать именно страдания одних и сытую тупость и жестокость других, показать, как страдает народ под игом помещиков, попов, полицейских.
Сумерки. Трое ребятишек тянут тяжелую бочку с водой. Холодно. Бочка обледенела, стала еще тяжелее. Резкий ветер дует в лица детей. Худая одежонка не спасает от жестокого мороза. Тяжелая работа не согревает. Невольно возникает мысль, каким должно быть безжалостным сердце хозяина, пославшего этих заморенных детей на речку с тяжелой бочкой. Посторонний прохожий, такой же убогий, как эти дети, старается им помочь, упираясь плечом, толкает их непомерно тяжелый груз. Дети напоминают изработавшуюся тройку лошадей. А когда они успели изработаться? Они так малы. Невольно поднимается протест в душе против такой жизни, в которой существует такая несправедливость. Под ногами детей валяется одинокая веточка, такая же бесприютная, как они. Она оторвалась от родного дерева, как они от отчего дома.
Картина выдержана в коричнево-серых тонах. Мрачность ее подчеркивает глухая монастырская стена, вдоль которой лежит путь детей. Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность. Неизвестно еще отдохнут ли и отогреются ли эти дети, придя домой. Страшная действительность.
Еще нескоро наступит сытая, хорошая жизнь таких ребятишек. Многие не доживут и до взрослости. Не познают счастья собственной семьи, радость жизни.
Эта картина – крик боли и протеста.
6. Сообщение темы и цели урока. 0,5мин.
Сегодня мы знакомимся с рассказом А. Чехова “Ванька”.
И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.
7. Словарно-орфографическая работа. 2 мин.
В тексте встретятся старые слова, которые вышли из употребления.
Ледник – погреб для хранения
продуктов.
Выволочка – наказание.
Шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.
Подпасок – помощник пастуха.
Клирос – место для певчих в церкви перед
иконостасом.
Намедни – вчера .
8. Прослушивание рассказа А. Чехова “Ванька”. 10 мин.
9. Анализ по вопросам. 5 мин.
- Дойдет ли письмо деду? Почему?
- Почему же Ванька так промахнулся с адресом?
- Отличается ли жизнь Ваньки от жизни Петьки и Варьки?
- В чем была беда таких детей, а их в стране было очень много?
- Случайно ли, что Ванька пишет свое письмо в ночь под Рождество?
- Что больше всего вас взволновало в рассказе?
- Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он забрал бы Ваньку домой? Почему?
10. Выборочное чтение. 10 мин.
- Обратите внимание на то, как написан текст. Есть отступления автора, а письмо Ваньки заключено в кавычки.
- Почему Чехов написал таким образом свой рассказ?
- Давайте проследим за тем, как живется Ваньке.
- Почему ему очень хочется домой?
- Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?
- Согласитесь ли вы с тем, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный? Покажите это, обращаясь к тексту.
11. Итог. 1 мин.
- О чем же рассказ “Ванька”?
- Что хотел показать автор?
- Страшно ли оказаться в том времени?
12. Домашнее задание.1 мин.
Стр. 72-77, выразительное чтение письма Ваньки, краткий пересказ рассказа от третьего лица.