Литература
-
Урок чтения во 2-м классе. А.П. Гайдар "Совесть" 2009
В ненавязчивой форме, на примере героев произведения А.П. Гайдара происходит воспитание в детях честности, отзывчивости, доброты. Главной мыслью урока являются слова: «Изгоняйте гнев, живите в ладах с совестью, и пусть ваше сердце светится, как солнце для других людей».
-
Мастерская "Венок Пушкину" 2009
Разработка инициирует поисковый, творческий характер деятельности учеников. Цели: расширить знания о вкладе А.С. Пушкина в русскую литературу; развивать логическое мышление, письменную и устную связную речи обучающихся, а также воспитывать любовь к культуре русского народа.
-
Литературное краеведение 2009
На протяжении нескольких лет я работаю над темой "Литературное краеведение на уроках литературы в 5-11-х классах". Краеведение – одно из эффективных средств гражданского, патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично, без назидательности.
-
Обучение сочинению "Анализ эпизода прозаического текста на уроке литературы в 11-м классе" 2009
Обучение сочинению "Роль эпизода в тексте" начинается в 5-м классе. В 11-м классе ученики знают определение эпизода, функции эпизодов в тексте, роль фрагмента в сюжете и композиции, сюжетные и внесюжетные элементы, схему анализа эпизода, план сочинения. Это позволяет учащимся написать сочинение подобного типа по роману А.Н. Толстого "Пётр Первый".
-
Грамотность чтения (контрольная работа для учащихся 5-х классов) 2009
На уроке дети повышают уровень грамотности чтения с помощью учебного научно-публицистического текста.
-
Урок-проект по литературе "Ночь перед Рождеством" - энциклопедия народных традиций, верований, обрядов 2009
Цель: привлечь внимание учащихся к произведениям Н.В. Гоголя, заинтересовать их народными традициями славян, приобщить к истокам национальной культуры. Урок предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, развивает воображение посредством обращения к фантастическим мотивам в произведении, способствует повышению интереса к христианским и языческим обрядам.
-
О некоторых особенностях патриотического воспитания школьников в современных условиях 2009
Задача учителя - научить воспитанников видеть в патриотизме как этической категории эстетическое. Диалоги ученика с учителем, сверстниками, родителями, другой культурой помогают сделать школьников читателями, осознающими красоту и величие русской литературы.
-
"А.Погорельский: писатель, психолог и воспитатель" (урок по литературе в 5-м классе по произведению А.Погорельского "Чёрная курица или подземные жители") 2009
А.Погорельский тонко чувствует психологию подростка и мастерски описывает все переживания, всю борьбу, идущую в душе ребенка. Автор показывает, как психическое состояние человека отражается на физическом здоровье: исцелившись духовно, мальчик выздоравливает и физически.
-
Урок русской литературы 2009
Цели: формирование навыков работы с текстом художественного произведения и умений анализировать; развитие навыков грамотной, логически последовательной речи, умения выражать собственную позицию; воспитание любви и доброе отношение к людям.
-
План-конспект урока по литературе в 5-м классе по теме "Размышления о добре и зле по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" 2009
На уроке учащиеся продолжают работу по сказке Жуковского "Спящая царевна".
-
Урок литературы в 11-м классе на тему "Женщина на войне" (по повести "А зори здесь тихие…") 2009
Урок проводится после лекции учителя об основных тенденциях развития литературы военной тематики, принципах изображения военных событий и человека на войне. Произведение "А зори здесь тихие..." должно быть прочитано ребятами к уроку. Создание на уроке эмоционального настроя, соответствующего материалу повести. Главное - вызвать личностный отклик на произведение, рассмотреть поведение героев на войне, проследить, как решается писателем проблема "женщина на войне".
-
Литературная гостиная "Возьмите… стихи - это и есть моя жизнь…" 2009
Литературная гостиная "Возьмите... стихи - это и есть моя жизнь..." рассказывает о нелёгкой жизни и творчестве замечательной русской поэтессы М.И. Цветаевой.
-
Литературная игра "Пушкиниана" для учащихся 9-х классов 2009
В форме путешествия по различным станциям вы узнаете о жизни Пушкина, его стихах, поэмах и повестях.
-
"Нам сердце исцелит любовь и верность". Урок литературы в 7-м классе по "Повести о Петре и Февронии Муромских" 2009
Урок-исследование в форме Ученого совета поможет учителям провести заключительный урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских». Учащиеся выявляют приемы создания образов Петра и Февронии, раскрывают авторское отношение к героям.
-
"Срывание всех и всяческих масок". Урок-исследование по повести Н. В. Гоголя "Нос" 2009
На уроке литературы учащиеся 10-го класса узнают, что пороки общества часто скрываются под маской приличия. И помогает им в этом сам Н.В. Гоголь, умело снимающий маски не только с героев повести "НОС", но и с самого себя. Откроются же "тайны" произведения только внимательному читателю.
-
Использование новых технологий на уроках русского языка и литературы 2009
Данная статья рассказывает о том, как использовать метод проектов на уроках литературы. В ней описываются этапы работы над созданием виртуального музея одной книги, в частности приключенческого романа Д.Дефо "Робинзон Крузо". В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Работа над проектом дает простор для творческой инициативы как учащихся, так и педагога, способствует их тесному сотрудничеству, создает положительную мотивацию для дальнейшей совместной работы.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Ты в ответе за тех, кого приручил" (по произведению Л.Н. Андреева "Кусака") 2009
Конспект и презентация урока по рассказу «Кусака». Цели занятия: продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева (1871–1919); помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему – проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас; на основе данного произведения подвести учащихся к пониманию того, что не только о бездомном и покинутом животном написано это произведение, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе; воспитать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим», к природе вообще, а также такие нравственные черты характера, как милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность; способствовать выработке навыков выразительного чтения.
-
Литература 20-х годов прошлого века 2009
Урок рассказывает об острой политической и эстетической борьбе 20-х годов, отражении исторических событий и духа времени в художественных произведениях, пробуждает интерес к творчеству литераторов этой эпохи.
-
"Неизвестный" известный писатель И.С. Тургенев (литература в 10-м классе) 2009
Урок по изучению биографии И.С. Тургенева в 10-м классе. В ходе урока показываются подготовленные учениками презентации о жизни и творчестве писателя, играются отрывки из пьес В.Н. Боровицкой, читаются отрывки из произведений И.С. Тургенева, исполняется его романс «В дороге». Завершается урок викториной о жизни и творчестве писателя, подготовленной учениками, и презентацией афоризмов И.С. Тургенева.
-
Приключенческая литература в нашем чтении (проектная деятельность на уроках) 2009
Цель занятия с учащимися 6-го класса: через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров.
-
Литературно-музыкальная композиция "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет," посвящённая юбилею А.С. Пушкина 2009
Литературно-музыкальная композиция посвящается 210-летнему юбилею А.С. Пушкина и может быть использована и в качестве вступительного урока, и как заключительное мероприятие пушкинского праздника. В праздновании пушкинского юбилея реализуются различные межпредметные связи и, в первую очередь, с музыкой, пением, живописью. Литературно-музыкальная композиция представляет собой заочную экскурсию по пушкинским местам.
-
Урок литературы в 11-м классе "Любовь в поэзии С.Есенина" 2009
Урок не ставит своей целью дать всесторонний литературный анализ стихотворения. Важнее почувствовать и пережить, прикоснуться к высотам человеческого духа. Пусть эти стихотворения станут фактом жизни каждого из учеников, пусть каждый обретет “своего” Есенина.
-
Урок внеклассного чтения "Авторская песня". 11-й класс 2009
Нетрадиционный урок в форме деловой игры - "Издание книги авторских песен". В основе урока лежит проектная методика, которая предполагает организацию работы творческими группами. Классу было дано опережающее задание – определиться в выборе редактора книги, её составителей, художников-оформителей, которые и будут заниматься оформлением книги, подбором материалов, её презентацией. Такие задания способствуют развитию коммуникативных связей между детьми, помогают каждому ребёнку избрать своё поле деятельности и путь реализации своих возможностей и способностей.
-
Урок-мастерская "Тайны творчества" 2009
Урок знакомит учащихся с Юрием Ковалем, художественным своеобразием его прозы, стиля, продолжает формировать умение работать с текстом, самостоятельно трудиться и практически реализовывать полученные знания. Для создания атмосферы учебно-познавательной деятельности используются разнообразные методы: репродуктивный метод - опорные материалы с биографией, проблемный - сопоставление и сравнение, исследовательский, групповой, дифференцированный, творческий, метод коллективной проверки, а также дискуссионное обсуждение.
-
Развитие нравственного и творческого потенциала учащихся на уроках литературы 2009
Среди всех направлений в системе воспитания молодого поколения базовым является нравственное воспитание. В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности полнее и ярче воспринимает и проживает жизнь, ощущая удовлетворение в конце жизненного пути.
-
Использование разноуровневых заданий при организации уроков личностно-ориентированной направленности 2009
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе личностно-ориентированного обучения является создание на уроке ситуаций выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, учитель создает для ребенка ситуацию успеха, помогает ему проявить свою активность и неповторимость.
-
Сценарий вечера "Декабристы" 2009
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
-
И вновь слово раздвинуло границы… 2009
Задачи урока: развить творческие способности учащихся; обратить внимание на проблемы современного литературоведения, научить навыкам сопоставления разных художественных произведений.
-
"Полотняный — не Псков, не Москва и не Болдино, но…" 2009
Урок литературного праздника, посвящённый творчеству Пушкина. Урок составлен по биографии Пушкина, связанной с Калужским краем. В нём использовано краеведение, ИКТ. В течение урока биографический материал сопровождается стихами и музыкой, написанными современными поэтами и композиторами о Пушкине и Калужском крае.
-
Урок-КВН по творчеству Н.А. Некрасова "Я лиру посвятил народу своему…" 2009
Урок-КВН помогает по-новому посмотреть на давно известные произведения Некрасова и его трудную и подвижническую жизнь, в наш технический век найти ключик к сердцу и уму ученика, заинтересовать темой, стимулировать познавательную активность, сделать обучение творческим, радостным, эффективным. Презентация, выполненная учащимися, делает материал урока наглядным. Собранный материал можно использовать на уроке обобщения творчества Некрасова и во время внеклассного мероприятия.