Литература
-
Урок литературы в 11-м классе на тему "Женщина на войне" (по повести "А зори здесь тихие…") 2009
Урок проводится после лекции учителя об основных тенденциях развития литературы военной тематики, принципах изображения военных событий и человека на войне. Произведение "А зори здесь тихие..." должно быть прочитано ребятами к уроку. Создание на уроке эмоционального настроя, соответствующего материалу повести. Главное - вызвать личностный отклик на произведение, рассмотреть поведение героев на войне, проследить, как решается писателем проблема "женщина на войне".
-
Литературная гостиная "Возьмите… стихи - это и есть моя жизнь…" 2009
Литературная гостиная "Возьмите... стихи - это и есть моя жизнь..." рассказывает о нелёгкой жизни и творчестве замечательной русской поэтессы М.И. Цветаевой.
-
Литературная игра "Пушкиниана" для учащихся 9-х классов 2009
В форме путешествия по различным станциям вы узнаете о жизни Пушкина, его стихах, поэмах и повестях.
-
"Нам сердце исцелит любовь и верность". Урок литературы в 7-м классе по "Повести о Петре и Февронии Муромских" 2009
Урок-исследование в форме Ученого совета поможет учителям провести заключительный урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских». Учащиеся выявляют приемы создания образов Петра и Февронии, раскрывают авторское отношение к героям.
-
"Срывание всех и всяческих масок". Урок-исследование по повести Н. В. Гоголя "Нос" 2009
На уроке литературы учащиеся 10-го класса узнают, что пороки общества часто скрываются под маской приличия. И помогает им в этом сам Н.В. Гоголь, умело снимающий маски не только с героев повести "НОС", но и с самого себя. Откроются же "тайны" произведения только внимательному читателю.
-
Использование новых технологий на уроках русского языка и литературы 2009
Данная статья рассказывает о том, как использовать метод проектов на уроках литературы. В ней описываются этапы работы над созданием виртуального музея одной книги, в частности приключенческого романа Д.Дефо "Робинзон Крузо". В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Работа над проектом дает простор для творческой инициативы как учащихся, так и педагога, способствует их тесному сотрудничеству, создает положительную мотивацию для дальнейшей совместной работы.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Ты в ответе за тех, кого приручил" (по произведению Л.Н. Андреева "Кусака") 2009
Конспект и презентация урока по рассказу «Кусака». Цели занятия: продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева (1871–1919); помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему – проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас; на основе данного произведения подвести учащихся к пониманию того, что не только о бездомном и покинутом животном написано это произведение, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе; воспитать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим», к природе вообще, а также такие нравственные черты характера, как милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность; способствовать выработке навыков выразительного чтения.
-
Литература 20-х годов прошлого века 2009
Урок рассказывает об острой политической и эстетической борьбе 20-х годов, отражении исторических событий и духа времени в художественных произведениях, пробуждает интерес к творчеству литераторов этой эпохи.
-
"Неизвестный" известный писатель И.С. Тургенев (литература в 10-м классе) 2009
Урок по изучению биографии И.С. Тургенева в 10-м классе. В ходе урока показываются подготовленные учениками презентации о жизни и творчестве писателя, играются отрывки из пьес В.Н. Боровицкой, читаются отрывки из произведений И.С. Тургенева, исполняется его романс «В дороге». Завершается урок викториной о жизни и творчестве писателя, подготовленной учениками, и презентацией афоризмов И.С. Тургенева.
-
Приключенческая литература в нашем чтении (проектная деятельность на уроках) 2009
Цель занятия с учащимися 6-го класса: через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров.
-
Литературно-музыкальная композиция "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет," посвящённая юбилею А.С. Пушкина 2009
Литературно-музыкальная композиция посвящается 210-летнему юбилею А.С. Пушкина и может быть использована и в качестве вступительного урока, и как заключительное мероприятие пушкинского праздника. В праздновании пушкинского юбилея реализуются различные межпредметные связи и, в первую очередь, с музыкой, пением, живописью. Литературно-музыкальная композиция представляет собой заочную экскурсию по пушкинским местам.
-
Урок литературы в 11-м классе "Любовь в поэзии С.Есенина" 2009
Урок не ставит своей целью дать всесторонний литературный анализ стихотворения. Важнее почувствовать и пережить, прикоснуться к высотам человеческого духа. Пусть эти стихотворения станут фактом жизни каждого из учеников, пусть каждый обретет “своего” Есенина.
-
Урок внеклассного чтения "Авторская песня". 11-й класс 2009
Нетрадиционный урок в форме деловой игры - "Издание книги авторских песен". В основе урока лежит проектная методика, которая предполагает организацию работы творческими группами. Классу было дано опережающее задание – определиться в выборе редактора книги, её составителей, художников-оформителей, которые и будут заниматься оформлением книги, подбором материалов, её презентацией. Такие задания способствуют развитию коммуникативных связей между детьми, помогают каждому ребёнку избрать своё поле деятельности и путь реализации своих возможностей и способностей.
-
Урок-мастерская "Тайны творчества" 2009
Урок знакомит учащихся с Юрием Ковалем, художественным своеобразием его прозы, стиля, продолжает формировать умение работать с текстом, самостоятельно трудиться и практически реализовывать полученные знания. Для создания атмосферы учебно-познавательной деятельности используются разнообразные методы: репродуктивный метод - опорные материалы с биографией, проблемный - сопоставление и сравнение, исследовательский, групповой, дифференцированный, творческий, метод коллективной проверки, а также дискуссионное обсуждение.
-
Развитие нравственного и творческого потенциала учащихся на уроках литературы 2009
Среди всех направлений в системе воспитания молодого поколения базовым является нравственное воспитание. В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности полнее и ярче воспринимает и проживает жизнь, ощущая удовлетворение в конце жизненного пути.
-
Использование разноуровневых заданий при организации уроков личностно-ориентированной направленности 2009
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе личностно-ориентированного обучения является создание на уроке ситуаций выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, учитель создает для ребенка ситуацию успеха, помогает ему проявить свою активность и неповторимость.
-
Сценарий вечера "Декабристы" 2009
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
-
И вновь слово раздвинуло границы… 2009
Задачи урока: развить творческие способности учащихся; обратить внимание на проблемы современного литературоведения, научить навыкам сопоставления разных художественных произведений.
-
"Полотняный — не Псков, не Москва и не Болдино, но…" 2009
Урок литературного праздника, посвящённый творчеству Пушкина. Урок составлен по биографии Пушкина, связанной с Калужским краем. В нём использовано краеведение, ИКТ. В течение урока биографический материал сопровождается стихами и музыкой, написанными современными поэтами и композиторами о Пушкине и Калужском крае.
-
Урок-КВН по творчеству Н.А. Некрасова "Я лиру посвятил народу своему…" 2009
Урок-КВН помогает по-новому посмотреть на давно известные произведения Некрасова и его трудную и подвижническую жизнь, в наш технический век найти ключик к сердцу и уму ученика, заинтересовать темой, стимулировать познавательную активность, сделать обучение творческим, радостным, эффективным. Презентация, выполненная учащимися, делает материал урока наглядным. Собранный материал можно использовать на уроке обобщения творчества Некрасова и во время внеклассного мероприятия.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык + история) "Язык стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»" 2009
Интегрированный урок даёт возможность подойти к изучению темы более профессионально, формирует у учащихся образное восприятие и целостную картину мира. Представленный урок позволяет дать знания как программного, так и дополнительного материала, объединить уроки литературы, русского языка и истории, сблизить предметы, повторить изученное, в большем объёме преподнести содержание темы.
-
Классный час с использованием ИКТ "Наши поэты-земляки" 2009
Кунашакский район богат своей историей, прекрасен своей природой, удивительными лесами и озерами, богат щедрой на урожай землёй. Здесь жили и живут мужественные и талантливые люди.
-
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе на тему "Загадки А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»" 2009
Задача урока – разгадать некоторые загадки "Капитанской дочки", загадки человеческой жизни, истории, над которыми Пушкин размышлял в конце своего творческого пути.
-
Элементы подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе 2009
Мастер-класс представляет собой апробированные на практике методики подготовки к элементам ЕГЭ по литературе: имманентный анализ текста и систему подготовки к написанию сочинения. Предлагается в качестве методического пособия для учителей русского языка и литературы.
-
Образ главного героя в романе И.Гончарова "Обломов". Понятие "обломовщина". 10 класс 2009
Осознать истоки русского национального характера, его особенности. Побудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической деятельности. Воспитать высокое чувство самосознания своей принадлежности к русскому народу, гордости за свой народ.
-
Заключительный урок по литературе "Своя игра" (7-й класс) 2009
Урок разработан по программе В.Я. Коровиной, построен в игровой форме. Цель урока: подвести итоги учебного года; пробудить интерес к чтению во время каникул; развитие творческих способностей; воспитание умения работать в группе. Данная разработка состоит из методического сопровождения, в котором описываются правила игры, задания и правильные ответы, и презентации, которая оформлена с помощью гиперссылок.
-
Урок по татарской литературе 2009
Мухаммадьяр жил накануне падения ханства. В своих произведениях он выступил как патриот, который глубоко переживал надвинувшуюся на страну опасность, как гуманист. Мухаммадьяр сочувствовал трудной доле простых людей, предназначая «доброе слово обездоленным», провозглашал равенство всех независимо от их имущественного и сословного положения. Он считал, что общество должно быть устроено на началах справедливости, которая «всех молитв важнее».
-
Урок литературы в 11-м классе "Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940). Жизнь, творчество, личность" 2009
Основные цели урока - дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его произведений; пробудить интерес к личности и творчеству писателя; раскрыть его духовный мир; в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Сравнение как средство выразительности речи" 2009
Урок знакомит обучающихся со сравнением, с его строением, разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; у детей формируются умения использовать сравнение в своей речи, совершенствовать речь, развивать воображение. Урок должен вызвать интерес к языковым особенностям творчества А.С. Пушкина. Дети должны уметь систематизировать свои знания по пунктуации (обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, сравнительным оборотом и фразеологическими оборотами), по орфографии - правописание корней -равн-, -ровн-.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку "Первая встреча с Д.Г. Байроном. Человек и время (человек в истории и история в человеке)" 2009
Цель урока: обучение искусству перевода; общность и различие писателей разных народов; сопоставление традиций английской и русской литературы; формирование навыков создания творческой работы на английском и русском языках; развитие представления о разнице между оригинальным текстом и его переводческой интерпретацией.