Цели:
- Обобщить и углубить знания о творчестве К.И.Чуковского;
- Вызвать интерес к шутке, меткому слову, умению сочинять:
- Воспитывать чувство радости от общения друг с другом на основе произведений автора.
Оборудование:
- портрет писателя, книги К.И.Чуковского и его переводы, выставка рисунков и поделок по произведениям Чуковского;
- пословицы : Книгу прочитал – умнее стал. Кто много читает, тот много знает. Хлеб питает тело, а книга питает ум.
- таблички с названием команд, секундомер, гонг, посылка с вещами (самовар, телефон, ёлка, игрушка черепаха, сковородка, утюг, шапка медицинская, шприц, калоша.);
- электронная презентация к уроку.
Участники: ведущий, судьи, учащиеся и родители.
Продолжительность:40 минут
ХОД РАБОТЫ.
I. Организационный момент. Сегодня наше занятие пройдет в виде соревнования, которое называется «Литературный ринг». Но соревноваться вы будете не в силе , а в знаниях по творчеству К.И. Чуковского. В 2007 году К.И. Чуковскому исполнилось бы 125 лет. Родился он в Петербурге, а детство прошло в городе Одесса. Мать Чуковского была простой прачкой, но старалась дать образование своим детям. И это ей удалось. На этом уроке мы увидим кто больше читал книг дедушки Корнея, кто знает героев его произведений, познакомимся с его переводами. Перед вами Литературный музей где в его юбилей прошла встреча с его внучкой Еленой и выставка «Неистовый Корней»
СЛАЙД 2
Разрешите представить судей нашего соревнования….
Любое соревнование начинается с разминки. На доске записаны пословицы. Прочитайте их и объясните, как вы их понимаете.
Книгу прочитал – умнее стал.СЛАЙД 3
Кто много читает, тот много знает.
Хлеб питает тело, а книга питает ум.
II. Раунд 1. Поэтический (10 мин) СЛАЙД 4 -5
Я взяла в руки удивительный предмет гонг (вывешивается табличка со словом гонг). Гонг – это музыкальный инструмент в виде металлического диска. Используют его для передачи сигнала. Мы будем обозначать сигналы начала и конца раундов: (удар в гонг)
Объявляется 1 раунд. (Звучит Прелюдия №7 Ф.Шопена). СЛАЙД 6-7
- Сегодня на уроке мы вспомним произведение К.И.Чуковского, которые вы уже хорошо знаете и любите. Вы по началу строки, узнаёте произведение и продолжаете всей командой его читать.
Одеяло… Ехали… |
Добрый... Замяукали... |
А сейчас вы должны узнать произведение по концу строки и всей командой его прочитать. Родители могут помогать.
……по полям, ………по лугам ……….метла ……… пошла |
……гуляло ..забежало ……..в окно …….темно. |
И в завершении 1 раунда попробуем сами посочинять и тем самым узнать кто был на приёме у Доктора Айболита. Вам надо подобрать слово, чтобы получилась рифма.
И пришла к Айболиту лисица: «Ой. Болит у меня ……..ПОЯСНИЦА» И влетела к нему канарейка: «У меня исцарапана………..ШЕЙКА» Прилетела к нему куропатка: «У меня, говорит. ……ЛИХОРАДКА» |
Прилетела к нему сова: «Ой, болит у меня……..ГОЛОВА» И влетела к нему чечётка: «У меня говорит ………….ЧАХОТКА» И приплёлся к нему утконос: «У меня, говорит, болит ……ХВОСТ» |
ГОНГ. ПЕРЕРЫВ. Участники первой команды представляют костюмы героев произведений К.Чуковского. Участники другой команды угадывают их (Бармалей, Федора, Муха)
СУДЬИ объявляют результат первого раунда.
III Второй раунд . Игровой. Удар в гонг. Слайд 8
Самые интересные высказывания детей К.И. Чуковский собирал и издал книгу, которая называется «От двух до пяти» .Некоторые диалоги напечатаны на карточках, которые лежат у вас на столе. Вам предстоит работа в парах. Выберите понравившийся и прочитайте выразительно.
1 - Ну, Нюра, довольно, не плачь!
-Я плачу не тебе, а тете Симе.2 - Коля, слезь с окна , упадешь, будешь горбатый!- говорит мама.
- А верблюд, наверное, два раза падал.3 - Вот выпадет снег, ударят морозы…
-Я тогда не выйду на улицу.
-Почему?
-А чтоб меня не ударили.4.-Бабушка, что с тобой?
- Ох, милый, болею.
- За кого? За «Спартак» или за «Динамо?»5 –Тётя Оля, отдайте вашу Олечку за меня замуж.
-Зачем?
-Она мне будет готовить, ая буду на диване лежать и читать газету, как папа6-Я выйду замуж за Вову, у него красивый костюмчик,
и за Петю тоже: он подарил мне копеечку.
- А как же Леша? Ведь у него столько игрушек!
-Что ж! Придется и за него выходить.
Пока Жюри подводит итоги мы вспомним загадки , которые написал К.И. Чуковский.(дети загадывают по очереди загадки) ГОНГ . Жюри объявляет результаты.
III Третий раунд . Детективный. СЛАЙД 9
Звучит музыкальная заставка композитора В.Дашкевича к т/ф «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Ребята, вы слышали музыку из детективного фильма.( слайд6) икарточка со словом ДЕТЕКТИВ.Детектив – это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера. Вы будете выступать в роли детектива. Вам предстоит по описанию, о каком литературном герое идет речь .
А) Передо мной лежат жалобы и просьбы, которые получил Доктор Айболит. Вы должны узнать кто их прислал.
Меня укусила оса. (ЛИСА)
Меня курица клюнула в нос …….(Барбос)
Пришейте, пожалуйста, лапки……..(Зайчата)
У нас очень болят животики………(Бегемотики)
Б) ПОСЫЛКА. Вам предстоит узнать. Кому принадлежат эти вещи. И прочитать отрывок : Слайд 10
- телефон;
- галоши;
- пшено;
- шарики воздушные;
- шапка медицинская, шприц;
- самовар;
- чайник;
- одеяло, подушка;
- банка с пряниками (закрытая);
В) Каждая команда подготовила своих героев. Вы должны их узнать.Кому принадлежат эти слова:
Я кровожадный Еду, еду в Африку |
Ой, вы, бедные сиротки мои Дорогие гости, помогите! |
Г) Вам предстоит узнать о каком герое идет речь.К.И.Чуковский не только писал стихи и сказки для детей, Нои переводил произведения других писателей на русский язык. То есть он был ещё и переводчиком. Вам предстоит узнать героев этих произведений.
1.В результате кораблекрушения герой этого произведения оказался на необитаемом острове один, но не растерялся. Он построил жильё, научился выращивать хлеб, приручил животных, построил лодку, а затем и корабль. (Д.Дефо «Робинзон Крузо») (выставляется книга)Слайд 11
2. Как рассказал сам герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку, летал на пушечном ядре, вывернул злого волка наизнанку и застрелил бешеную шубу (Барон Мюнхгаузен) Слайд 12
3. Герой этого рассказа рискуя своей жизнью не раз спасал своих хозяев от семейства змей
(Рикки – Тики – Тави Киплинг) Слайд 13
4. С этим мальчуганом всегда происходят интересные приключения. Любое наказание он может превратить в увлекательное занятие. Однажды тетя заставила его красить забор. Он сумел организовать эту работу так, что за кистью выстроилась очередь(Том Сойер Марк Твен)
VII. Итог урока. Задание на дом ( жюри в это время подводит итоги).
Ребята, все эти произведения перевел для вас К.И. Чуковский. Какое же задание будет к следующей встречи?
Предлагают дети:
-оформить выставку книг Киплинга.
-сделать иллюстрации к понравившемуся произведению
- подготовить вопросы, тесты по книге «Маугли». «Рикки- Тикки -Тави»
ГОНГ. Жюри объявляет результаты
А теперь мы говорим спасибо этим книжкам, которые доставили нам много радостных моментов. В нашей библиотечке поселятся книги с другими, более сложными, но не менее увлекательными произведениями К.И. (Показ книг «Рикки-Тикки-Тави» - Киплинга, «Приключения Тома Сойера» и др.)
Жюри называет победителей.
Литература:
1. Учебник Климанова Родная речь 2 класс
2. Поисковая система www.nigma