"Литературный ринг" во 2-м классе по творчеству К.И. Чуковского

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить и углубить знания о творчестве К.И.Чуковского;
  2. Вызвать интерес к шутке, меткому слову, умению сочинять:
  3. Воспитывать чувство радости от  общения друг с другом на основе произведений автора.

Оборудование:  

  • портрет писателя,  книги К.И.Чуковского и его переводы, выставка рисунков и поделок по произведениям Чуковского;
  • пословицы : Книгу прочитал – умнее стал.  Кто много  читает, тот много  знает. Хлеб питает тело, а книга питает ум.
  • таблички с названием команд,  секундомер, гонг,  посылка с  вещами (самовар, телефон, ёлка, игрушка  черепаха, сковородка, утюг, шапка медицинская, шприц, калоша.);
  • электронная презентация  к уроку.

Участники: ведущий, судьи, учащиеся и родители.
Продолжительность:40 минут

ХОД РАБОТЫ.

I. Организационный момент. Сегодня наше занятие пройдет в виде соревнования, которое называется «Литературный ринг». Но соревноваться вы будете не в силе , а в знаниях по творчеству  К.И. Чуковского. В  2007 году К.И. Чуковскому исполнилось бы 125 лет. Родился он в Петербурге, а детство прошло в городе Одесса. Мать Чуковского была простой прачкой, но старалась дать образование своим детям. И это ей удалось. На этом уроке мы увидим кто больше читал книг дедушки Корнея, кто знает героев его произведений,  познакомимся с его переводами. Перед вами Литературный музей где  в его юбилей прошла встреча с его внучкой Еленой и выставка «Неистовый Корней»  
СЛАЙД 2
Разрешите представить судей нашего соревнования….
Любое соревнование начинается с разминки. На доске записаны пословицы. Прочитайте их и объясните, как вы их понимаете.

Книгу прочитал – умнее стал.
Кто много  читает, тот много  знает.
Хлеб питает тело, а книга питает ум.
СЛАЙД 3

II. Раунд 1. Поэтический  (10 мин) СЛАЙД 4 -5
Я взяла в руки удивительный предмет гонг  (вывешивается табличка со словом гонг). Гонг – это музыкальный инструмент в виде металлического диска. Используют его для передачи сигнала. Мы будем обозначать сигналы начала  и конца раундов: (удар в гонг)
Объявляется 1 раунд. (Звучит Прелюдия №7 Ф.Шопена). СЛАЙД 6-7
- Сегодня на уроке мы вспомним произведение К.И.Чуковского, которые вы уже хорошо знаете и любите. Вы по началу  строки, узнаёте произведение  и продолжаете всей командой его  читать.

Одеяло…
Улетела…
И подушка…
Ускакала…

Ехали…
На…
А за ними...

Добрый...
Он под...
Приходи...
И корова...

Замяукали...
Надоело...
Мы хотим…

А сейчас вы должны узнать произведение по концу строки  и всей командой его прочитать. Родители могут помогать.

……по полям,
………по лугам
……….метла
……… пошла
……гуляло
..забежало
……..в окно
…….темно.

И в завершении 1 раунда попробуем сами посочинять и тем самым узнать кто был на приёме у Доктора Айболита. Вам надо подобрать слово, чтобы получилась рифма.

И пришла к Айболиту лисица:
«Ой. Болит у меня ……..ПОЯСНИЦА»
И влетела к нему канарейка:
«У меня исцарапана………..ШЕЙКА»
Прилетела к нему куропатка:
«У меня, говорит. ……ЛИХОРАДКА»
Прилетела к нему сова:
«Ой, болит у меня……..ГОЛОВА»
И влетела к нему чечётка:
«У меня говорит ………….ЧАХОТКА»
И приплёлся к нему утконос:
«У меня, говорит, болит ……ХВОСТ»

ГОНГ. ПЕРЕРЫВ. Участники  первой команды  представляют  костюмы героев  произведений К.Чуковского. Участники другой команды угадывают их (Бармалей, Федора, Муха) 
СУДЬИ объявляют результат первого раунда.

III  Второй раунд . Игровой.  Удар в гонг. Слайд 8
Самые  интересные высказывания детей К.И. Чуковский собирал и издал книгу, которая называется «От двух до пяти» .Некоторые диалоги напечатаны на карточках, которые лежат у вас на столе. Вам предстоит работа в парах. Выберите понравившийся и прочитайте выразительно.

1  - Ну, Нюра, довольно, не плачь!
-Я плачу не тебе, а тете Симе.

2 - Коля, слезь с окна , упадешь, будешь горбатый!- говорит мама.
- А верблюд, наверное, два раза падал.

3   - Вот выпадет снег, ударят морозы…
-Я тогда не выйду на улицу.
-Почему?
-А чтоб меня не ударили.

4.-Бабушка, что с тобой?
- Ох, милый, болею.
- За кого? За «Спартак»  или за «Динамо?»

5 –Тётя Оля, отдайте вашу Олечку за меня замуж.
-Зачем?
-Она мне будет готовить, ая буду на диване лежать и читать газету, как папа

6-Я выйду замуж за Вову, у него красивый костюмчик,
и за Петю тоже: он подарил мне копеечку.
- А как же Леша? Ведь у него столько игрушек!
-Что ж! Придется и за него выходить.

Пока Жюри подводит итоги мы вспомним загадки , которые написал К.И. Чуковский.(дети загадывают по очереди загадки) ГОНГ . Жюри объявляет результаты.

 III Третий раунд . Детективный. СЛАЙД  9
Звучит музыкальная заставка композитора В.Дашкевича к т/ф «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Ребята, вы слышали музыку из детективного фильма.( слайд6) икарточка со словом ДЕТЕКТИВ.Детектив – это вид литературы, в котором сыщики находят человека  по самым  незначительным деталям его внешности или характера. Вы будете выступать в роли детектива. Вам предстоит  по описанию, о каком литературном  герое идет речь .

А) Передо мной лежат жалобы и просьбы, которые получил Доктор Айболит. Вы должны узнать кто их прислал.
Меня  укусила  оса.      (ЛИСА)
Меня  курица клюнула в нос …….(Барбос)
Пришейте, пожалуйста, лапки……..(Зайчата)
У нас очень  болят    животики………(Бегемотики)

Б) ПОСЫЛКА. Вам предстоит узнать. Кому  принадлежат эти вещи. И прочитать отрывок : Слайд 10

  • телефон;
  • галоши;
  • пшено;
  • шарики воздушные;
  • шапка медицинская, шприц;
  • самовар;
  • чайник;
  • одеяло, подушка;
  • банка с пряниками (закрытая);

В) Каждая команда подготовила своих героев. Вы должны их узнать.Кому принадлежат эти слова:

Я кровожадный
Я беспощадный
Я злой разбойник…..
И мне не надо
Ни мармелада
Ни шоколада.
/Бармалей/ «Бармалей»

Еду, еду в Африку
В милые края
Африка, Африка
Родина моя!
/обезьяна Чики «Доктор Айболит»/

Ой, вы, бедные сиротки мои
Утюги и сковородки мои
Вы подите-ка немытые домой
Я водою вас умою ключевой
Я почищу вас песочком
Окачу вас кипяточком.
/Федора/ «Федорино горе»

Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея погубите.
И кормила я вас,
И поила я вас.
Не оставьте меня
В этот трудный час.
«Муха - Цокотуха»

Г) Вам предстоит узнать о каком герое идет речь.К.И.Чуковский не только писал стихи и сказки для детей, Нои переводил произведения других писателей на русский язык. То есть он был ещё и переводчиком. Вам предстоит узнать героев этих произведений.  
1.В результате кораблекрушения герой этого произведения оказался на необитаемом острове один, но не растерялся. Он построил жильё, научился выращивать хлеб, приручил животных, построил лодку, а затем и корабль. (Д.Дефо «Робинзон Крузо») (выставляется книга)Слайд 11
2. Как рассказал сам герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку, летал на пушечном ядре, вывернул злого волка наизнанку и застрелил бешеную шубу (Барон Мюнхгаузен) Слайд 12
3. Герой этого рассказа рискуя своей жизнью не раз спасал своих хозяев от семейства змей
 (Рикки – Тики – Тави   Киплинг) Слайд 13
4. С этим мальчуганом всегда происходят интересные приключения. Любое наказание он может превратить в увлекательное занятие. Однажды тетя заставила его красить забор. Он сумел организовать эту работу так, что за кистью  выстроилась очередь(Том Сойер Марк Твен)

VII. Итог урока. Задание на дом   ( жюри в это время подводит итоги).
Ребята, все эти произведения перевел для вас К.И. Чуковский. Какое же задание будет  к следующей встречи?
Предлагают дети:
-оформить выставку книг Киплинга.
-сделать иллюстрации к понравившемуся произведению
- подготовить вопросы, тесты по книге «Маугли». «Рикки- Тикки -Тави»

ГОНГ. Жюри объявляет результаты
 А теперь мы говорим спасибо этим книжкам, которые доставили нам много радостных моментов. В нашей библиотечке поселятся книги с другими, более сложными, но не менее увлекательными произведениями К.И. (Показ книг «Рикки-Тикки-Тави» - Киплинга, «Приключения Тома Сойера» и др.)
Жюри называет победителей.

Литература:

1. Учебник Климанова Родная речь 2 класс
2. Поисковая система www.nigma