Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара.
Задачи:
- Отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных
- произведениях.
- Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.
- Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.
- Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:
- найти и прочитать материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара (класс разделить на команды и распределить материал по командам)
- прочитать произведения А.П.Гайдара;
- сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились;
(Несколько учащихся готовят сообщения вместе с учителем.)
Оборудование и оформление:
- Выставка книг – произведений А.П.Гайдара.
- Выставка рисунков.
- Запись песни «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора;
- Караоке песни «Гайдар шагает впереди»
- Высказывания известных людей о Гайдаре и цитаты из произведения А.Гайдара (напечатаны на большом листе):
«Что такое счастье – это каждый
понимал по-своему.
Но все вместе люди знали и понимали, что надо
честно жить,
много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется
Советской страной».
А.Гайдар «Чук и Гек»
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер как солдат.
С.Маршак
- Диафильм к «Сказке о Мальчише-Кибальчише…».
- Свеча.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, телевизор, DVD для воспроизведения караоке, диапроектор с диафильмом «Сказка о Мальчише-Кибальчише…».
На партах у детей: книги с произведениями А.П.Гайдара.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в
исполнении детского хора (три куплета)
(слайд 1)
– О ком идет речь в песне? Кто шагает впереди?
– Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте
тему нашего урока.
III. Основная часть урока
1. Беседа о жизни и творчестве А.П.Гайдара…
Учитель: Итак, тема нашего урока: «А.П.Гайдар – жизнь и творчество».
(Слайд 2.) Обратите внимание на
портреты писателя. «На одном – высокий, стройный
паренек в гимнастерке и галифе, с заломленной
лихо набок кубанкой на голове, с кортиком на боку,
с большой красной звездой на груди, с мягкой, еще
полудетской округлостью щек и припухлостью губ,
но с упорным и решительным взглядом ясных,
светлых глаз – это АркадийГоликов,
пятнадцатилетний «адъютант командующего охраны
и обороны всех железных дорог», 1919 год.
На другом – на придорожном камне сидит немолодой
уже солдат, широко расставив ноги в тяжелых
кирзовых сапогах, с автоматом на коленях, в
шлеме, подвязанном ремешком, лицо суровое,
горькие складки у рта, набухли усталые веки, но
взгляд, непреклонный и твердый, напоминает
мальчика с первого портрета,– это Аркадий
Гайдар, известный советский писатель, военный
корреспондент газеты «Комсомольская правда» на
Киевском фронте, 1941 год.
Эти два фотодокумента,– между которыми двадцать
с небольшим лет, куда уложилась и вся недолгая
литературная жизнь Гайдара,– поражают своей
выразительностью: это начало и конец его
необыкновенной биографии».
Прочитайте плакат: «Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Мы считаем его жизнь необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время».
– Да, ребята, А.П. Гайдар говорил, что у него
самая обыкновенная биография, но в
необыкновенное время.
– А что мы знаем о жизни А.П.Гайдара?
Учитель: А.П. Гайдар был «...чудесный
человек, навсегда запомнившийся всем, кто имел
счастье встречаться и дружить с ним: высокий
статный, плотно сложенный, круглолицый, в
неизменном костюме военного образца, с мягкими
редеющими волосами, зачесанными назад от
просторного лба, с озорным мальчишеским
лукавством и застенчивой серьезностью во
взгляде светлых глаз, казавшихся сперва
наивными... Большой и ласковый человек, всей своей
крупной фигурой, ладной выправкой, военной
гимнастеркой, ременным поясом, на котором вечно
висело что-то похожее на патронташ, всем
своеобразным и сильным обликом своим
напоминавший коммуниста времен гражданской
войны...».
Он был коммунистом. Воспитали его революция и
Красная Армия. Они научили его дисциплине и
мужеству, помогли пережить трудные дни, когда
оказалось, что по состоянию здоровья он к службе
в армии больше не годен... А случилась эта беда,
когда ему было всего 20 лет.
Чтец 1:
«– Я годен,– упрямо сказал он.– Я буду
жаловаться».
На улице, возле госпиталя, он долго стоял,
прислонившись к каменному забору, и холодный
мартовский ветер раздувал полы его
кавалерийской шинели.
В приемной Реввоенсовета он вынул заранее
приготовленный рапорт на имя народного
комиссара по военным и морским делам и отдал его
дежурному командиру безнадежным жестом очень
уставшего и все потерявшего человека.
Чтец 2: Он ушел. Его не успели
остановить.
– О чем просит этот командир полка? – спросил
помощник товарища Фрунзе у дежурного.
– Ни о чем, – удивленно ответил дежурный,
перечитывая рапорт. – Он за что-то благодарит
командарма и прощается с Красной Армией. Видно,
что очень человек обижен и за Красную Армию
болеет душой.
– Душа здесь ни при чем, – строго сказал помощник
товарища Фрунзе.– Дайте сюда рапорт. Вы, я вижу,
тоже человек душевный.
Чтец 3: (показ слайда 3)
На другой день он пришел в Центральный Комитет
комсомола.
– Лечись, отдыхай, – сказали ему товарищи. –
Командовать за тебя будут другие. Работу найдем
полегче, попроще. Ничего, брат, не поделаешь. Жить
придется начинать по-новому.
– Как? – спросил он.– Ребята мои, ребята! Как же
так? Дружили, служили, в бой ходили, падали,
поднимались... Красная Армия без меня проживет, а
я?..
– И ты проживешь,– сказали товарищи.– А как
будешь жить, об этом тебе расскажет сам товарищ
Фрунзе. Беги, торопись, от него звонили сюда два
раза...».
Учитель или ученик цитирует слова писателя (слайд 4 – каждая цитата появляется по щелчку):
- «Я любил Красную Армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 23-м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Все что-то шумело в висках, гудело, и губы неприятно дергались. Долго меня лечили, и, наконец, в апреле 1924 года, как раз когда мне исполнилось двадцать лет, я был зачислен по должности командира полка в запас».
А. Гайдар. Автобиография.
- «Вышел я из армии в декабре 1924 года, потому что заболел».
- «Потом я стал писать».
А. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время.
Учитель: Аркадий Петрович Гайдар
прожил всего 37 лет 10 месяцев и 4 дня (22 января 1904
г.– 26 октября 1941 г.), из них он 24 года 10 месяцев и 4
дня боролся за Советскую власть с оружием в руках
(с винтовкой, саблей, с пером – а перо его,
действительно, следует приравнять к штыку...) – и
погиб как герой!..
Его детство кончилось в 13 лет, когда в октябре 1917
года ему разрешили взять винтовку (номер своей
первой винтовки Аркадий запомнил на всю жизнь:
302939) и послали патрулировать улицы.
Больше жизни Аркадий Гайдар любил Красную Армию
и родную страну, а потому и в людях особенно ценил
умение прожить жизнь с пользой для своей страны,
для людей.
Чтец 4: «Дорогие ребята! – писал он
школьникам, обсуждавшим «Военную тайну»... – Я
отвечаю вам на два главных вопроса: зачем в конце
повести погиб Алька? И не лучше ли, чтобы он
остался жив? И второе: почему повесть называется
«Военная тайна»?
Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно,
лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно,
неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы
тысячи и десятки тысяч больших, маленьких,
известных и безызвестных героев.
Но этого в жизни не бывает...
Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве
пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам
откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и
самому жалко, что порою рука отказывалась
дописывать последние главы.
И все-таки это хорошо, что жалко. Это значит, что
вы вместе со мною, а я – вместе с вами, будем еще
крепче любить и страну, в которой жил Алька, и
зарубежных товарищей, тех, которые брошены на
каторгу и в тюрьму. И будем еще больше ненавидеть
всех врагов: и своих, домашних, и чужих,
заграничных, – всех тех, что стоят поперек нашего
пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие,
большие и часто маленькие товарищи.
Вот вам ответ на первый вопрос».
Учитель: А чтобы отстоять Родину от
врагов и построить новую жизнь, все мы должны
составлять единый дружный коллектив,
подставлять в трудную минуту свое плечо, чтоб
кто-то более слабый мог на него опереться,
радоваться каждому верному слову, помнить добро,
учиться быть чуткими, честными, справедливыми,
мужественными, скромными. И ни в коем случае не
мириться с трусостью.
А начинать надо с воспитания в себе умения
обдумывать поступки (свои и чужие) и отвечать за
них, грустить или радоваться вместе со всеми,
знать, что такое «стыд», понимать, что «стыдно –
это хуже, чем страшно».
Чтец 4: (слайд 5) Сын А. Гайдара Тимур
Гайдар вспоминает, как однажды, когда он учился в
I классе, «отец поручил ему и его другу Сашке, тоже
первокласснику, отнести на почту пакет –
рукопись повести «Синие звезды».
Ребята помчались на почту. Ни на какие соблазны
по дороге не поддавались: не свернули к кузнице,
где ковали лошадей, не остановились перед
колонной новых автомашин, которые прибыли на МТС.
Только когда пакет был сдан, они разрешили себе
эти удовольствия. И вот тут-то приключилась
беда...
«– Квитанцию мы потеряли,– грустно сознался
Сашка.
– Кто «мы»? Ты или Тимур? – спросил отец.
– Тимур потерял, – сказал я.
– Ну, а раз Тимур потерял, – тут голос отца стал
жестким, – то пусть он ее и найдет. А когда найдет,
тогда ко мне и приходит.
Мы побежали искать... Дорога до почты большая, а
квитанция совсем маленькая. Но мы искали долго и
упорно... Потом стало совсем темно. Сашка ушел
домой. Я сидел на куче щебенки одинокий и
несчастливый, когда увидел отца. Он шел
оглядываясь. Видно, кого-то искал. Вот он увидел
меня, подошел и поднял на руки.
– Ну, вот и нашел! – сказал он, обнимая меня.
– Квитанцию? – обрадовался я.
– Нет, не квитанцию, а тебя. А ты нашел?
– Нет, не нашел...
– Эх, ты, связной! На войне за такие вещи судят
судом военного трибунала. Но сейчас не война, и
возраст у тебя тоже не очень военный. Пошли домой,
Тимурка, а то без тебя мне тоже не очень весело».
Учитель: Привычной отцовской лаской
закончился для мальчика этот день, но остался ему
памятным. Ты один в ответе за порученное тебе
дело, оправдай доверие. Настанет час, когда
Родина поручит тебе дело, и, какие бы ни стали
перед тобой преграды, ты выполнишь его с честью и
еще раз добрым словом помянешь отцовскую
науку...»
С 1922 г. А. Гайдар написал немало рассказов,
очерков и повестей.
Жизнь самого А. Гайдара, была частью его книг, их
началом, а иногда и продолжением. Очень нелегкой,
неровной была эта его жизнь, но было в ней
главное: «честная тревога, борьба и труд... то, что
называют счастьем». Вот почему каждую
гайдаровскую строчку можно читать и
перечитывать много раз. «Он говорит о самом
главном так задушевно и негромко, меж строк,
словно бы не стоит он во весь рост перед
миллионами своих читателей, а тому одному, кто
склонился сейчас над его страницами, он по праву
дружбы передает свои мысли, надежды – из сердца в
сердце.
Учись вслушиваться. Учись слышать. В тишине. Один
на один с книгой...»
Физкультминутка (для глаз)
2. Беседа по произведениям А.П.Гайдара
– А.П. Гайдар за свою жизнь написал много интересных произведений. (Обращаемся к выставке книг). Вспомните произведения А. Гайдара, которые вы все обязательно знаете, и определите, что особенно ценил в людях А. Гайдар.
Учащиеся вспоминают сказку «Горячий камень», на экране появляется слайд 6 с иллюстрацией к сказке и отрывком из произведения.
(слайд 7) –...«Горячий камень» воспринимается как подлинная сказка, мудрая и поэтичная, и, что особенно дорого, как сказка Гайдара о себе самом, как образное завещание Гайдара, оставленное им перед смертью своим читателям-детям.
– Только ли в сказке «Горячий камень» высказал
Гайдар эту мысль? Мы говорим, что Гайдар очень
ценил умение жить честно, с пользой для
окружающих. Значит, эту мысль он высказывал не
однажды... В каких других произведениях вы ее
нашли? Как относился Аркадий Петрович к словам
«стыдно» и «страшно»? Ценил ли шутку, выдумку,
розыгрыши? Приведите примеры, факты из его жизни
и из его произведений. Что любил Гайдар больше
всего на свете? (Ответы детей)
– Вспомните произведение А.П.Гайдара
«Совесть» (слайд 8).
– Почему заплакала героиня рассказа
«Совесть» Нина? (Ответы детей)
– Правильно ли назван рассказ? (Да)
(Учитель подводит разговор к тому, чтобы дети сделали вывод, что больше всего Аркадий Петрович ценил в людях умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для друзей.)
– В чем видел счастье? Где и как об этом говорится?
Вся беседа опирается на художественно-литературный материал, который дети прочитали. Дети и учитель (попеременно) выразительно читают и пересказывают отрывки из прочитанных книг.
3. Ребята рассказывают о полюбившихся произведениях (обращение к выставке рисунков).
IV. Обобщение
1) Слово «Гайдар» – псевдоним. Настоящая
фамилия Аркадия Петровича? (Голиков)
2) Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в
Красную Армию? (14)
3) Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен
командиром полка? (16)
4) Что особенно Аркадий Петрович ценил в людях?
5) Что любил больше всего на свете?
6) Что не любил? Чего не прощал?
2. Кроссворд (слайд 9 – слова появляются по щелчку).
- Автор рассказа «Горячий камень» (Гайдар)
- Кем был отец Чука и Гека? (Геолог)
- Главный герой повести «Военная тайна» (Алька)
- «… и его команда» (Тимур)
- Имя одного из братьев из рассказа Гайдара. (Чук)
- Отрицательный герой из «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (Плохиш)
- Отрицательный герой из «Тимур и его команда» (Квакин)
Заполнив все клеточки по горизонтали, дети читают слово по вертикали – Голиков.
V. Просмотр фрагмента диафильма «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (допрос Кибальчиша и до конца)
VI. Вечная память хранит в сердцах…
Учитель: Да, ребята, погиб Мальчиш–
Кибальчиш за Родину, так и не выдав Военную Тайну (слайд
10).
«В ночь на 26 октября 1941 года,– поведал бывший
партизан В. И. Скрыпник,– группа в количестве
пяти человек, в том числе Аркадий Петрович и я,
направились... к старому лагерю. Добрались
ночью до Леплявы, потом до старой базы.
Убедившись, что в лагере никого нет, мы там
запаслись продовольствием и на рассвете 26-го
октября добрались обратно на окраину Леплявы.
Сели недалеко от железнодорожной будки
перекурить. Кроме того, решили зайти к будочнику
и попросить немного картошки. Вызвался идти за
этим Аркадий Петрович. Он только поднялся, и
сразу мы услышали: «Ребята, немцы». Немцы открыли
стрельбу. Аркадий Петрович упал…»
– Погиб и Аркадий Петрович, защищая нашу страну
от фашистских захватчиков, погиб, как солдат.
Чтение плаката, который напечатан на большом листе и висит на стене у доски:
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер как солдат.
С.Маршак
Чтец 6: (указывая на изображение слайда 11)
– Это первоначальная памятная доска на могиле А. П. Гайдара, установленная жителями села Леплява Каневского района после освобождения в 1943 г.
Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осененный вечной славою,
Спит у днепровских берегов.
– В 1947 году А.П Гайдара перевезли из Леплявы в г.
Канев. (Щелкнув на значок слайда 11 послушать 2 куплета
песни «Гайдар шагает впереди»)
– Давайте, друзья, почтим его память Минутой
Молчания.
Зажечь свечу, дети встают.
– Да, Аркадий Петрович погиб, но умер ли он для нас с вами? (Мнения детей). Конечно, он не умер, он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в нашем сердце, живёт в песнях.
Исполнение песни «Гайдар шагает впереди» (см. Приложение 1). Звучит караоке, текст перед глазами детей)
VII. Домашнее задание: оформить карточки для классной картотеки «Книги Гайдара и о Гайдаре».
VШ. Итог урока
1. Почему А.П.Гайдар говорил, что у него
«обыкновенная биография в необыкновенное
время»?
2. Узнали ли вы что-то новое о жизни этого
необыкновенного человека? Что?
3. Какие качества в людях ценил А.П.Гайдар?