Цель:
- Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни.
- Как решает вопрос изменения существующего миропорядка.
- Рассмотреть сцены, в которых сопоставляются мировоззрения Р.Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.
Оборудование:
- Репродукция картины В.И.Перова « Портрет Ф.М.Достоевского».
- Репродукция иллюстраций к роману «Преступление и наказание» И.Глазунова.
Эпиграфы к уроку:
Нравственный образец и идеал у меня один – Христос
Ф.М.Достоевский
Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной книги.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Ход урока
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы
Мы продолжаем говорить о романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
– Напомните, в чем заключается основа сюжета, какова суть?
– Назовите причины, побудившие Раскольникова, совершить преступление?
– В чем смысл теории Раскольникова?
Таким образом, мы можем сказать, что главный герой причисляет себя к людям, имеющим право «преступить через кровь», к людям «высшего разряда».
– Можно ли связать формулировку темы сегодняшнего урока, «Гордость и смирение в романе», с образом Раскольникова?
– И правильно ли она сформулирована в принципе?
– Что такое гордость?
– В чем состоит отличие «гордости» от «гордыни»?
– Что присуще главному герою?
Так, мы можем сказать, что Раскольников обременен одним из семи смертных грехов, гордынею!
– А смирение? С кем из героев мы можем связать эту формулировку?
2. Формулирование цели урока
Итак, сегодня на уроке мы будем обсуждать взаимоотношения двух тесно связанных между собой и при этом абсолютно разных людей: Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Что их соединяет? В чем состоит особенность их внутреннего мира? Почему при их противоположности они вместе? Кто из них является проводником идей автора романа?
3. Беседа
1) Расскажите историю жизни Сонечки Мармеладовой.
– Когда Раскольников впервые услышал о Соне?
– Почему он ею заинтересовался?
– Когда впервые увидел её? (ч.1, гл.7)
– Когда Раскольников увидел Соню второй раз? (ч.3, гл.3)
Прочитайте описание Сони.
– На что больше всего обращает внимание автор в её портрете?
Глубоко психологичные по своему содержанию беседы Раскольникова с Соней помогают нам глубже понять процесс изменения внутреннего мира Раскольникова, помогают раскрыть красоту души Сони, помогают увидеть их суть и различия.
2) Анализ первой беседы (ч.4, гл.4)
– С чего начинается разговор?
– Что говорит Соня о Капернаумовых?
– Что говорит о Катерине Ивановне?
Соня всех любит, всех жалеет, всем сострадает. А Раскольников, рисуя мрачные картины будущего, «загоняет в угол» Соню жестокими вопросами о дальнейшей судьбе её, Катерины Ивановны, детей.
– Зачем он это делает?
Он к Соне не каяться пришел, а искать сообщницу. Раздраженный Раскольников ставит перед Соней жесткие вопросы, отстаивая необходимость насилия для обуздания зла. Он пытается подвести её к своей идее. Но у неё в голове подобный ужас не может родиться. И Раскольников удивлен, «как этакий позор и низость в тебе с другими святыми чувствами умещаются».
– «…и разумнее бы было головой в воду и разом покончить!» Почему Соня отталкивает мысль о самоубийстве?
«Да разве в здравом рассудке так можно рассуждать», – говорит Раскольников. Он считает Соню юродивой. Хотя видит, что она сильнее, тверже его. Просит прочитать притчу из Библии о воскрешении Лазаря.
– Почему именно это просит прочесть?
3) Работа с эпиграфом.
«Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике, освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной книги».
В.Набоков: «Это и ключевая фраза романа и типично Достоевский риторический выверт. Отчего она так груба и безвкусна?...Их невозможно сравнивать»
– Согласны ли вы с мнением Набокова? Обоснуйте свой ответ.
– Что говорит Раскольников после прочтения притчи?
– Почему он зовет Соню с собой?
– Воскресило ли Евангелие Раскольникова?
– В чем он видит свою цель?
– Значит ли это, что он безвозвратно погиб с нравственной точки зрения.
Нет, потому что Раскольников сострадает людям: Соне, пьяной девочке на улице, Катерине Ивановне. Значит совесть его пока жива, значит есть тропиночка к возрождению, значит есть человек, который выведет его по этой тропиночке, и этот человек- Соня.
4. Формулировка вывода учащимися
Запись домашнего задания
Анализ второй и третьей встречи Сони и Раскольникова.
– Почему Раскольников открывает свою тайну Соне?
– Как она реагирует на признание Раскольникова?
– Почему реакция Сони вызывает удивление Раскольникова?
– Какое оправдание для Раскольникова ищет Соня?