Урок по литературе «Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Разделы: Литература


Цель:

  1. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни.
  2. Как решает вопрос изменения существующего миропорядка.
  3. Рассмотреть сцены, в которых сопоставляются мировоззрения Р.Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.

Оборудование:

  1. Репродукция картины В.И.Перова « Портрет Ф.М.Достоевского».
  2. Репродукция иллюстраций к роману «Преступление и наказание» И.Глазунова.

Эпиграфы к уроку:

Нравственный образец и идеал у меня один – Христос
Ф.М.Достоевский

Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной книги.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы

Мы продолжаем говорить о романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.

– Напомните, в чем заключается основа сюжета, какова суть?

– Назовите причины, побудившие Раскольникова, совершить преступление?

– В чем смысл теории Раскольникова?

Таким образом, мы можем сказать, что главный герой причисляет себя к людям, имеющим право «преступить через кровь», к людям «высшего разряда».

– Можно ли связать формулировку темы сегодняшнего урока, «Гордость и смирение в романе», с образом Раскольникова?

– И правильно ли она сформулирована в принципе?

– Что такое гордость?

– В чем состоит отличие «гордости» от «гордыни»?

– Что присуще главному герою?

Так, мы можем сказать, что Раскольников обременен одним из семи смертных грехов, гордынею!

– А смирение? С кем из героев мы можем связать эту формулировку?

2. Формулирование цели урока

Итак, сегодня на уроке мы будем обсуждать взаимоотношения двух тесно связанных между собой и при этом абсолютно разных людей: Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Что их соединяет? В чем состоит особенность их внутреннего мира? Почему при их противоположности они вместе? Кто из них является проводником идей автора романа?

3. Беседа

1) Расскажите историю жизни Сонечки Мармеладовой.

– Когда Раскольников впервые услышал о Соне?

– Почему он ею заинтересовался?

– Когда впервые увидел её? (ч.1, гл.7)

– Когда Раскольников увидел Соню второй раз? (ч.3, гл.3)

Прочитайте описание Сони.

– На что больше всего обращает внимание автор в её портрете?

Глубоко психологичные по своему содержанию беседы Раскольникова с Соней помогают нам глубже понять процесс изменения внутреннего мира Раскольникова, помогают раскрыть красоту души Сони, помогают увидеть их суть и различия.

2) Анализ первой беседы (ч.4, гл.4)

– С чего начинается разговор?

– Что говорит Соня о Капернаумовых?

– Что говорит о Катерине Ивановне?

Соня всех любит, всех жалеет, всем сострадает. А Раскольников, рисуя мрачные картины будущего, «загоняет в угол» Соню жестокими вопросами о дальнейшей судьбе её, Катерины Ивановны, детей.

– Зачем он это делает?

Он к Соне не каяться пришел, а искать сообщницу. Раздраженный Раскольников ставит перед Соней жесткие вопросы, отстаивая необходимость насилия для обуздания зла. Он пытается подвести её к своей идее. Но у неё в голове подобный ужас не может родиться. И Раскольников удивлен, «как этакий позор и низость в тебе с другими святыми чувствами умещаются».

– «…и разумнее бы было головой в воду и разом покончить!» Почему Соня отталкивает мысль о самоубийстве?

«Да разве в здравом рассудке так можно рассуждать», – говорит Раскольников. Он считает Соню юродивой. Хотя видит, что она сильнее, тверже его. Просит прочитать притчу из Библии о воскрешении Лазаря.

– Почему именно это просит прочесть?

3) Работа с эпиграфом.

«Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике, освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной книги».

В.Набоков: «Это и ключевая фраза романа и типично Достоевский риторический выверт. Отчего она так груба и безвкусна?...Их невозможно сравнивать»

– Согласны ли вы с мнением Набокова? Обоснуйте свой ответ.

– Что говорит Раскольников после прочтения притчи?

– Почему он зовет Соню с собой?

– Воскресило ли Евангелие Раскольникова?

– В чем он видит свою цель?

– Значит ли это, что он безвозвратно погиб с нравственной точки зрения.

Нет, потому что Раскольников сострадает людям: Соне, пьяной девочке на улице, Катерине Ивановне. Значит совесть его пока жива, значит есть тропиночка к возрождению, значит есть человек, который выведет его по этой тропиночке, и этот человек- Соня.

4. Формулировка вывода учащимися

Запись домашнего задания

Анализ второй и третьей встречи Сони и Раскольникова.

– Почему Раскольников открывает свою тайну Соне?

– Как она реагирует на признание Раскольникова?

– Почему реакция Сони вызывает удивление Раскольникова?

– Какое оправдание для Раскольникова ищет Соня?

5. Отметки за урок