Цели:
а) образовательные:
- познакомить с “человеком - загадкой”, его
литературным наследием – притчами;
- сопоставить басни И.А.Крылова с притчами, найти
сходство и различие, уметь разгадывать смысловую
нагрузку слова, выражения, предложения;
- мотивировать предстоящую деятельность;
б) развивающие:
- учить анализировать факты, явления с
последующим выводом, сопоставлять и выделять
главное;
- развивать коммуникативные навыки, речевую
культуру поведения, творческое воображение;
в) воспитательные:
- прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков, уважение, терпимость друг к другу.
Оборудование, наглядность:
1. Портреты Леонардо да Винчи и И.А. Крылова.
2. Репродукция картины Леонардо да Винчи “Мона
Лиза”.
3. Выставка книг о Леонардо да Винчи, произведений
И.А.Крылова.
4. Сопоставительная таблица: Поучения Леонардо да
Винчи Морали басен И.А.Крылова.
5. “Радуга настроений”.
6. Выставка рисунков детей: “Наши любимые
персонажи притчей Леонардо да Винчи и басен
И.А.Крылова”.
Ход урока
1. Оргмомент. Мотивации. Подготовка к восприятию темы.
Вступительное слово учителя:
Мы закончили изучение творчества И.А.Крылова.
Дайте определение басни.
Закончите мою мысль:
- Мораль басни – это....
- Аллегория – это....
- Вспомните строчки басен, заключающие в себе
мораль. (Дети приводят примеры)
У басни есть родственница – это притча.
Толкование лексического значения слова по словарю. Запись определения в тетрадь. (Притча - небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение).
Ребята, обратите внимание на репродукцию. Знаете ли вы название картины и её автора? (В зависимости от ответов детей строится рассказ о картине и её авторе)
Обращая внимание на рисунок – автопортрет Леонардо, учитель рассказывает о нём.
Посмотрите, какое благородное лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да Винчи, о котором один из современников писал: “Его физическая красота превосходила всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация, он обладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи…” (Приложение 1).
Итак, определите тему сегодняшнего разговора на уроке.
Тема урока: “Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А.Крылова”
С фактами биографии И.А.Крылова, его творчеством мы знакомились на протяжении последних уроков.
С талантом Леонардо да Винчи встречаемся впервые. И как гостю, кому мы уделим на уроке больше внимания.
Цели урока:
- закрепить знания по изученной теме: “Басни
И.А.Крылова”;
- сравнить басни И.А.Крылова и притчи Леонардо да
Винчи, найти общие и отличительные признаки.
Итогом вашей практической деятельности должно стать следующее:
- знакомство с притчами и новыми баснями
И.А.Крылова;
- заполнить таблицу по ходу урока: “Поучения
Леонардо да Винчи. Мораль басен Крылова И.А”;
- свои чувства от прочитанного, услышанного на
уроке отразить в “ Радуге настроения”.
Но прежде, чем начать общение, вспомним Правила общения.
Какие из них вы возьмете с собой на урок?
2. Изучение нового материала
Итак, кто он – Леонардо да Винчи?
После прослушивания сообщений детей прошу ответить на вопрос: Какие факты из жизни человека - легенды вас поразили? (Материалы для сообщений уч-ся прилагаются)
Вывод учителя: Да, воистину, личность Леонардо да Винчи незаурядна. Талант его пережил века. Прошло 556 лет со дня его рождения, но разговоры о тайне его таланта не умолкают и по сей день.
И те притчи, с которыми мы сегодня познакомимся – это одна из попыток человека понять самого себя. Попытка, сделанная Леонардо...
Притчи Леонардо носят светский характер, они отражают духовный опыт не только автора, но и всей эпохи Возрождения.
Знакомство с литературным творчеством Леонардо предлагаю начать с притчи “Лев и ягненок ”, сопоставив ее с басней И.А.Крылова “Волк и ягненок”.
Выразительное чтение притчи и басни учащимися (Примечание: тексты притч приводятся полностью).
Лев и ягненок.
Однажды голодному льву подбросили в клетку живого ягнёнка. Малыш был настолько наивен и добродушен, что ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв, видимо, его за свою маму, несмышлёныш подошёл к грозному зверю, ласково заблеял и уставился на него широко раскрытыми ясными глазами, полными безграничной любви, кротости и восхищения. Лев был обезоружен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягненка. Недовольно ворча, он так и заснул в тот раз голодным.
Вопросы для беседы после знакомства с содержанием произведений:
- В чём сходство описанных ситуаций?
- Почему авторы выбрали именно ягнёнка, который
противостоит аллегорическому изображению силы и
свирепости?
- Чем отличаются эти произведения?
- Как понимаете выражение: “...не посмел”?
Вывод. Есть вещи, через которые переступать нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку.
- А поступок льва – это проявление силы или слабости? (Выслушивания мнения учащихся)
Инсценировка притчи “ Горностай “Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”
Горностай.
Однажды, когда лисица была занята трапезой, мимо пробегал горностай в своём великолепном одеянии.
- Хочешь отведать, приятель? Не стесняйся!-
предложила ему насытившаяся и подобревшая
лисица.
- Благодарю покорно, – с достоинством отвечал
горностай,- но я уже пообедал.
- Ха, ха, ха! – засмеялась та, – Скромнее вас, горностаев, не сыскать других животных на земле. Какие же вы чистюли! Просто диву даешься. Едите раз в день и предпочитаете голодать, лишь бы не замарать свою шубу.
Вдруг откуда ни возьмись появились охотники. Рыжая молниеносно скрылась – только её и видели, а горностай стремглав помчался к своему укрытию.
Но солнце успело растопить снег, и его норка, ещё утром такая опрятная и ухоженная, заплыла грязью. Белоснежный горностай несколько замешкался, стараясь не запачкаться, и вот тут охотники сразили его наповал.
Умеренность служит надежной защитой от пороков. И гордый горностай предпочитает скорее погибнуть, нежели запятнать свою чистоту.
Вопросы:
- Почему притча названа лишь по имени одного героя? (Лиса, традиционно символизирующая хитрость, предстаёт ещё и беспринципной. В притче этот образ служит всего лишь контрастом, который должен подчеркнуть достоинство горностая, который, олицетворяя собой чистоту и благородство, во многом отражает мечты самого Леонардо – слишком часто им приходилось разбиваться о неумолимые законы действительности)
- На чьей стороне симпатии авторов? А ваши? (Выслушивание мнения детей).
Вывод: Важны чистота помыслов и благородство поступков.
Мини-спектакль. Представление произведений “Стрекоза и муравей” И.А.Крылова и притчи “Пчела и трутни ” Леонардо.
“Пчела и трутни”
- Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы!
Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами. – Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит каждую мелочь в свой муравейник. Бездельника хлебом не корми, дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.
Вопросы для беседы:
- Каких героев можно назвать скромными
тружениками?
- Как в басне жизнь наказала стрекозу?
- Как относится автор к трутням?
Вывод: Автор притчи осуждает трутней не столько за его безделье, сколько за попытку очернить другого, причём работающего. Наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика, оправдывая этим собственную никчемность.
- Актуальна ли эта аллегория в наше время? (рассуждения детей)
Знакомство с притчей “Жаждущий осел” (текст на каждом столе)
В положенное время осёл пришёл на водопой. Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду. Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторону, принялся терпеливо ждать.
Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.
- Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и уходи ни с чем.
- А всё потому, – отвечает мама лягушонка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не будет прозрачной.
- Ах, какой же он упрямый!
- Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому не достаёт выдержки и терпения.
- Каким предстаёт перед читателем осёл?
- Нарушил ли Леонардо устойчивое представление
об осле как символе упрямства?
Выводы: Терпеливость, достоинство сродни гордости горностая, уважение к самому себе, умение претерпеть ради достижения цели, верность этой цели – именно этим содержанием наполнен хорошо вроде бы известный аллегорический образ у Леонардо.
3. Закрепление изученного.
- Чем отличается притча как литературный жанр
от басни?
- Каким предстаёт Леонардо да Винчи в своих
притчах?
- Какие аллегорические образы запомнились и
почему?
- В чём, по-вашему, сходство и различие между
баснями И.А.Крылова и притчами Леонардо да Винчи?
- Чьи выступления вам понравились и почему?
- Какие жизненные уроки мудрецов вы бы взяли для
себя? (Выслушиваются мнения детей).
4. Иллюстрирование понравившихся притч и басен.
5. Подведение итогов. Оценки, комментирование.
Проверка выполнения практической части урока. Какие поучения великих людей вы считаете для себя значимыми и почему? Анализ таблиц.
- Какие цвета преобладают в ваших “Радугах
настроения?” Почему?
- Выставка иллюстраций детей.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра: “Жизненные уроки И.А.Крылова и Леонардо да Винчи”.