Тема: Идейно-тематическое и художественное своеобразие драмы А.Н. Островского «Бесприданница».
Цель: помочь учащимся продолжить знакомство с произведениями А.Н. Островского; создать условия для защиты проектов, демонстрирующих самостоятельное прочтение пьесы учащимися, помочь разобраться в ее содержании; развить умение анализировать драму.
Основные понятия: тема, идея, проблематика, произведения, художественные особенности, композиция, характер, изобразительно-выразительные средства, сюжет, система персонажей.
Оборудование: учебник «Литература 19 века» 10 класс; текст драмы «Бесприданница» А.Н. Островского; проекты, подготовленные учащимися; таблица для работы учащихся.
План изучения:
- История создания произведения.
- Обзор идейно-тематического и художественного содержания:
- Идейно-тематическое содержание пьесы, ее проблематика.
- Система персонажей, их характеристика.
- Художественная структура драмы, ее своеобразие.
- Общечеловеческий смысл пьесы.
Опережающее задание группам:
- Познакомиться с творческой историей пьесы и прочитать текст ее.
- Изучить критическую литературу, посвященную пьесе.
- Приготовить проекты, отражающие основное содержание произведения.
- Продумать их защиту.
Ход урока:
I. Оргмомент
- Над чем работали на прошлом уроке?
- Что для себя открыли?
- В чем актуальность пьесы «Гроза»?
II.
У: Вам легко будет сформулировать тему и цели урока.
Уч: определение темы и цели урока.
III. Работа над пьесой «Бесприданница»
- Эпиграф:
В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника – мысль нравственная и гуманная.
В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться…доброго и дурного в жизни.
В.Лакшин
Вопрос: Как понимаете эпиграф? В чем смысл?
- История создания пьесы.
- Беседа по восприятию:
- Каковы ваши впечатления от прочитанного?
- Какие вопросы хотелось бы обсудить?
- Представление и защита проектов.
I группа: Идейно-тематическое содержание и проблематика пьесы «Бесприданница». Наизусть монолог Ларисы Огудаловой (Ю. Корнийчук) (Приложение 1 и 2).
II группа: Система персонажей и их характеристика (защита проекта с использованием мультимедиа (Приложение 4 и Приложение 5 - видеофайл 280 мегабайт запросить у автора.))
- Фрагмент из кинофильма «Жестокий романс» Э. Рязанова «Обед у Карандышева».
Вопрос: Совпали ли ваши представления о характерах героев с тем, что вы увидели?
Вопрос: Что важно было подчеркнуть Э. Рязанову в характерах персонажей?
III группа: Художественная структура драмы, ее особенности. (Приложение 3 и 6)
- Инсценирование эпизода-сцены из I действия явления II «Диалог Кнурова и Вожеватова».
Вопрос: Как эта сцена иллюстрирует художественные особенности пьесы?
Вопрос: Какова ее роль в сюжете пьесы?
Вопрос: Удалось ли ребятам передать характер героев?
IV.
У: Современники Островского писали:
- «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»
- «Островский пережил свой талант!»
- «О! Островский! Почему вы не умерли до написания «Поздней любви»?
Вопрос: Согласны ли вы с этими высказываниями современников драматурга?
Вопрос: Почему эта пьеса, по мнению некоторых критиков-современников А.Н. Островского, «неудавшаяся пьеса», не отпускает, заставляет думать?
- В чем ее тайна?
- В чем своеобразие пьесы? Каков ее общечеловеческий смысл?
V. Обобщение – вывод.
VI. Домашнее задание:
Письменная работа на выбор:
- Чем обогатило меня знакомство с пьесами Островского?
- Что сближает Л. Огудалову и К. Кабанову?
(стр. учебника 176-187)
Материал о Гончарове:
- История создания «Обломова».
- Читать «Обломова».