Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя...
В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью материала – он организует работу.
М. А. Рыбникова
Как же организовать работу так, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели не тоскливо пустые глаза твоих учеников, а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Вопрос, который задаёт себе каждый настоящий УЧИТЕЛЬ, учитель, ставящий перед собой на современном этапе задачу формирования интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.
Об этом – в данной авторской работе.
В последнее время очень много говорится о том, каким должно быть современное обучение. Основная цель школы сегодня - обучение, ориентированное на развитие. А творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы в ученике. К тому же обращение к творчеству является одним из способов найти себя.
Одна из основных проблем, возникающих в последнее время - часто встречающаяся неспособность ребенка самостоятельно заявить себя, и нередки случаи, когда способный ребенок остается в тени, а порой и потерянным в жизни.
Обращение к творчеству помогает пробудить в детях в наше достаточно жесткое время добрые чувства, обратиться к общечеловеческим ценностям.
К тому же, такие предметы как русский язык и литература являются благодатным материалом для реализации задач по данной проблеме. Не секрет, что за последние четверть века реальные корни потери детского, да и взрослого интереса к серьёзному чтению так и не найдены. Поэтому перед учителем литературы стоит проблема: как научить ученика работать с художественным текстом, как воспитать в нём любовь к художественному слову, желание читать, думать, а также – в идеале - творить самому.
Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое “Я”. Часто мы считаем, что каждый ребенок рождается с творческими способностями, и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. “Но как показывает практика, - говорит психолог О. Дьяченко, - такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности”.
Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего “Я”.
По мнению Е.Н.Ильина, принцип ориентации на развитие творческих сил ученика должен лежать в основе преподавания литературы. Урок литературы только тогда воспитывает и вызывает интерес, когда он идет не от привычных штампов и формальных учебных вопросов, а от “безответных” нравственных проблем, обсуждение которых ставит старшеклассникам в активные личностные отношения с писателем и его героями.
«Проба пера» на уроках литературы, на наш взгляд, – главное условие успешности усвоения материала учениками, ведь именно в этот момент ребёнок наиболее полно осмысливает и «манеру», и стиль писателя, глубоко проникается его чувствами. Поэтому необходимо как можно чаще практиковать задания творческого характера: не просто привычные и вызывающие порой страх нудного занятия сочинения, а осмысленный в творческой манере живой разговор с художником (прозаиком, поэтом) через «хребты веков» (Маяковский В.В.). В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. Может быть, в результате такой работы в душе ребенка откроется внутренний источник творческих замыслов, и он будет порождать их уже независимо от каких-либо заданий. Его творческое мышление будет развиваться интенсивно и, возможно, в дальнейшем творчество станет основой его профессиональной деятельности. А остальные научатся, воспринимая, например, произведения искусства, постигать мысль и чувство автора, которые он воплотил в выразительных словах, звуках и формах, потому что сами в школе приобрели подобный опыт, работая над творческими заданиями. Ведь именно они ставят ребенка в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов. С чего же начать вхождение в увлекательный мир творчества? Конечно, с наиболее простого, постепенно усложняя формы творческих заданий.
На начальном этапе можно предложить детям задания по составлению образов – символов. Ведь умение образно мыслить – ключ к успеху при развитии творческих способностей. Возможный вариант начала при обучении составлению образов – иллюстрирование, схематичное изображение увиденного в произведении. Ведь главное в иллюстрировании - не техника, а угадывание заветной мысли писателя и живое отношение к его героям.
Учителю здесь важно чутко улавливать, где наибольшая возможность для реализации такого вида задания. Скажем, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя – богатейший материал для развития творческого мышления в данном направлении.
Но при этом важно помнить, что главная цель – научить словесному выражению собственных чувств и эмоций. Поэтому необходимо добиваться от учеников всё большего и большего. Творчество проявится там, где сложность заданий будет предельной. Предложите своим ученикам любое слово или фразу так, как они звучат в повседневной жизни. Например: Ночью взошла луна. И задание: создайте образ так, как это сделал бы поэт. Пусть на первых порах ответы будут не идеальными, главное, чтобы процесс вовлечения в мир творчества имел своё начало.
У нас получалось следующее: Луна жёлтым мрачным овалом разрезала бархат кошмарной тьмы (Малькова Ю.).
Конечно, есть здесь некоторая излишняя вычурность, но ведь образ тоже есть!
Или так. Образ заката в стихотворении С. Есенина «Отелившееся небо \\ Лижет красного телка» вдохновляет на создание собственного образа - «Брызги закатных рек» (Никитин Е.) - тонкого и красивого.
Внимание к слову писателя помогает создать собственные образы на каждом уроке. Обращаем внимание учащихся на строчки стихотворений:
Дождик мокрыми мётлами чистит
Ивняковый помёт по лугам. (С.Есенин)
А за окном – то как раз дождь! (Очень важно найти возможность создания гармонии в окружающем).
И начинается процесс творчества.
И, конечно, вы обязательно дождётесь как наивысшей награды вот такого:
Дождливый конь дохнул в окно.
И мокрой гривою его
Сутулый город иссечён.
Затмив столпившееся небо,
Качались кости голых крон.
Был ветер висельником в них.
И я – промчаться на коне бы –
Тяну берёзы рук моих.
(Никитин Евгений)
В качестве творческих заданий можно предлагать ученикам попробовать сочинять синквейны и диаманты.
Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила:
Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Она
Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.
Интересная, фантастическая
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Рассказывает, развлекает, воспитывает
Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Ученье – свет, неученье – тьма
В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Книга
У нас получалось следующее:
Обломов
Беспечный, мягкий
Спит, мечтает, любит, восхищается
Воплощение вечной безмятежности
Романтик
(Кречетова Валерия)
Обломов
Вялый, апатичный
Спит, бездействует, брюзжит, отмахивается
Трата впустую жизни
Обломовщина
(Лёкин Михаил)
Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во–первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния учеников, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения, нравится ли им оно, определить отношение детей к тому или иному персонажу.
Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему-нибудь.
Создайте своё стихотворение на основе данного, сохранив стиль поэта и каждую чётную строку.
Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не слепит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.
Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою.
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою.
Может получиться, например, такое:
Снова родимые сердцу просторы
Я узнаю.
Синие дали нежат мне взоры,
Словно в раю.
К речке знакомой, родной, безмятежной,
Вышел, стою.
Тёплые волны ласкают прилежно
Душу мою.
Как хороши вы, просторы безбрежные,
В дивном краю.
Слушаю сердцем звучащую нежно
Сказку свою.(Гой Анна)
На уроке по творчеству Маяковского В.В. автор предложила детям работу описательного характера в стиле футуристов . Всего семь минут работы на уроке под руководством учителя – и замечательные собственные творения, в которых в творческой манере осмыслен весь материал урока (работы ребят прилагаются).
Очень важно уже на уроке создать мотивирующее творческую деятельность каждого начало. Это может быть задание, чаще всего неожиданное для учеников, обязательно личностное - так называемая образовательная напряженность, искусственно или естественно созданная учителем. Например, на уроке по «Гранатовому браслету» Куприна используем такое начало: на доске – запись «Любовь должна быть…».
Предлагаем ученикам продолжить запись с точки зрения определения собственной позиции к поставленной проблеме, не учитывая на данном этапе авторскую. В тетрадях появляются записи: «Светлой, взаимной, долговечной, преданной, искренней…». А в одной – «Любовь просто должна быть!» Создание образовательной среды обеспечивает условие для создания учениками собственного образовательного продукта.
Далее предлагаем обратиться к авторскому определению, добавляя к записанному на доске «трагедией». Почему? После этого – работа с материалом, смешение слов, событий, явлений. Из этого “хаоса” потом последует создание своего текста. Это – личное решение образовательной ситуации.
«Любовь должна быть трагедией... Наверное, это так. Ведь настоящее всегда определяется через страдание, и самое высокое чувство – натянутая струна, которая, взяв самую высокую ноту, рвётся, подарив миру величайшее наслаждение. Такой стала любовь бедного телеграфиста для Веры Николаевны, такой ощущал её и сам влюблённый. И всё-таки, так хочется взаимности…». (Котельникова Ю.)
Из опыта обучения сочинению
После изучения любого произведения, как правило, учащимся даётся задание написать сочинение. Предполагается проверка знания текста и понимание основной идейной направленности изученного произведения. Для учащихся чаще всего это – один из не самых неприятных моментов. Таким образом, в результате учитель читает подчас аккуратно переписанные работы из многочисленных сборников, издаваемых сегодня. Для учителя это - первостепенная проблема. Соответственно, встаёт вопрос: что предпринять, чтобы максимально исключить порой бездумное переписывание. Ведь вопрос: «Почему у меня снова «три»?» - заставляет в сотый раз объяснять очевидное. Целесообразно при продумывании тем сочинений предлагать такие, которые стали бы итогом собственного взгляда на прочитанное, и не как иначе. Темы, предполагающие необычную жанровую форму подачи (письма, обращения, эссе, интерпретации образа героя в собственном ключе в любом жанре и т. п.) помогают решить проблему. Конечно, это будут работы, разные по уровню развития ребят, но это будут ИХ работы!
Сочинение - интерпретация образа героя в собственном ключе в любом жанре.
Вот пример из практики. После изучения творчества Ф.М. Достоевского учащиеся получают задание: раскрыть образ героя (неважно, какого, пусть определятся сами) в любой жанровой форме, но с условием подачи его в непривычной для него обстановке. Получаем нечто совершенно удивительное (приводится лучшая работа):
Взорами Аглая повела,
В испуге ближе подтянула ступни ног
И стала облаком бела.
И незабудок пламенных венок
Она в смущеньи уронила.
Но брови вскинула надменно
И, не дослушав, перебила:
«Откуда этот гул вселенной?
Крылами чёрными нетопыря
Зачем ты мажешь небо, и заря
Зачем затемнена тобой?
И для чего, надувшись гордою совой,
Холодной тенью попрал вечерние мечты?
Что хочешь ты?
Верно и тонко схваченный образ – результат предыдущей работы над образами - заставляет поражаться возможностям наших обычных учеников. Или такое. Рассмотрены стихотворения 1-го и 2-го тома «трилогии вочеловечения» А. Блока. Почувствовав, насколько заворожила, увлекла блоковская Незнакомка из «Снежной маски», пока не остыл пыл в ребятах, даём задание откликнуться на прочувствованное в ходе работы над стихотворениями. Удачная работа будет зачтена как итоговая. С трепетом открываешь сданные учениками сочинения, и удовлетворение чувствуешь непередаваемое.
Замер скрип пустых качелей
В мёрзлом выдохе земли.
Ты, влюблённая в метели,
По губам считаешь дни.
В мраморных ладонях город
Смял косматые деревья.
Твоих душ стеклянный холод
Колыбель его лелеет.
(НикитинЕвгений)
Здесь уже не только перекличка с изученным автором (вот уже и самостоятельно выполненная стилизация!), но и (что особенно важно!) взгляд на проблему из сегодняшнего дня.
Результативность
Подходы к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы, описанные в данной работе, на практике показывают как результат безусловное повышение интереса детей к изучаемому предмету. Немаловажным фактом является то, что ученики, и «слабые» и «сильные», в сочинениях выражают собственный взгляд и собственную позицию по отношению к описанному автором в произведении. Многие достигают значительных успехов в создании створческих работ, о чём свидетельствуют экзаменационные работы выпускников, конкурсные творческие работы. За последние пять лет не было параллели, в которой бы не насчитывалось двух-трёх пишущих ребят. Некоторые из них – члены литературного объединения «Парус» в г. Бийске и продолжают заниматься творчеством, выйдя из стен школы.
Но главное то, что мальчишка, ещё вчера убеждавший вас в том, что в этом мире нет места добру и ты в нём – лишь ненужная песчинка, завтра скажет, осознавая значимость собственного «я» в общем течении времени и пространства:
Пуще, время коний скок!
Время – топотом в висок.
Мнёт копытами года,
Рвёт столетий повода.
И рассыпалась игриво
Вещих звёзд ночная грива.
Каждый луч – строка в странице.
Время, нам ли торопиться?
Нам ли мчаться по годам?
Знаю, Время, знаю – нам!