Цель: Познакомить с творчеством Г. Х. Андерсена.
Задачи:
- Учить работать с книгой.
- Прививать любовь к книге.
- Учить видеть в сказке скрытый смысл.
Оборудование: Сказки Г.Х. Андерсена, иллюстрации, плакат, рисунки детей, видеозапись мультфильма «Дикие Лебеди»
Ход урока.
1. Работа с выставкой книг.
(дети представляют книги, которые читали дома)
- Кто автор? (Г. Х. Андерсен)
- Назовите тему нашего урока? («Сказки Г. Х. Андерсена»)
Доска: «Что за прелесть эти сказки!Эти слова А. С. Пушкина о сказках, можно отнести и сказкам Г. Х. Андерсена
Каждая есть поэма.»
А. С. Пушкин.
2. Знакомство с биографией автора.
( на доске портрет автора)
Давным, давно более 200 лет назад в одной маленькой шотландской гостинице немолодой, тихий путешественник забыл в номере тросточку, хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: « Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену»- и отнес ее на почту. И почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее забывчивому путешественнику, потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека. Г. Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 г. В крошечном городке. В маленькой стране Дании. Отец его был бедным башмачником. В 12 лет Гансу Христиану пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедняков. В свободное время он много читал и слушал сказки, которые очень любил. И он решил стать сказочником. Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле. Он отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.3. Работа над сказками Г. Х. Андерсена.
-Кто скажет героиня, какой сказки была так мала, что помещалась в бутоне цветка? (Дюймовочка)
-Давайте с вами пойдем к героям этой сказки.
( На доске картинки к сказке «Дюймовочка».)
-Скажите, как появилась на свет Дюймовочка?
-Прочитайте, как автор описывает Дюймовочку?
-Кто похитил Дюймовочку? (рыбки, мотылек)
-Кто перенес ее с листика кувшинки в лес? ( Майский жук)
-Прочитайте, как прожила одна Дюймовочка в лесу?
-Кто приютил ее на зиму? (старая мышь – полевка)
-Кого спасла Дюймовочка в подземелье старого крота? (ласточку)
-Как ласточка отблагодарила ее за добро?
-Какие черты характера вам особенно понравились у Дюймовочки?
(доброта, скромность, отзывчивость)
Наверное, не многие знают, как родилась эта сказка. (Рассказывает подготовленный ученик)
-Андерсен, когда был маленьким каждую весну мерил свой рост. Встав на цыпочки, мальчик прислонялся к косяку, и мать делала, новую зарубку с каждым годом зарубки росли. И как-то делая очередную зарубку, мать вдруг охнула: « Боже! Да если так пойдет дальше нам придется прорубить в потолке дырку. Наш дом слишком мал для такого великана». И Христиан теперь думал о том, как стать маленьким.
Однажды весной он со своим отцом пошли в поле. Мальчик заворожено смотрел на цветы. И вдруг заметил, как из бутона алого цветка медленно выползает плюшевый шмель. Шмель гудит, и цветок покачивается словно погремушка. А как хорошо стать маленьким и будут жить вместе, точно золотой шмель. Но на самом деле Андерсен вырос. Вот почему написал «Дюймовочку», ведь это золотая мечта его бедного детства.
-Назовите сказку Андерсена, в которой безобразный утенок превращается в прекрасного лебедя? ( Гадкий утенок)
-Однажды Андерсена попросили написать автобиографию, где родился? Кто его родители? НО у него никак не получалось. И вот когда он, наверное, в сотый раз начинал все сначала, ему вдруг вспомнилась фраза: « Гадкий утенок». Так его однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А уши походили на крылышки. Мать, правда, не печалилась. Но соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырастет красивым принцем: пунцовый плащ, бархатные сапоги, а самое главное у него будет нормальный нос. Взрослый Андерсен написал потом удивительные сказки. Там говорили животные, смеялись деревья, а некрасивые люди меняли по праздникам носы и уши. Каким он видел себя в этой сказке: прекрасным лебедем « Гадкий утенок»- это сказка жизни Андерсена, одна из самых добрых и чистых надежд.-Вот как возникла эта сказка.
-За что ненавидели гадкого утенка? ( Ужасно велик, непохож на остальных, безобразная, темно-серая птица.)
-Как появился утенок на свет?
-Найдите и прочитайте.
-О чем рассказывает этот кадр мультфильма? ( Видео запись « Дикие Лебеди»)
-Назовите героев этой сказки (Элиза, 11 братьев, отец, мачеха, король)
-Найдите и прочитайте, как жили 11 братьев и Элиза до смерти матери
-Скажите, в кого превратила мачеха братьев и что она сделала с Элизой?
-Расскажите как, удалось бедной Элизе спасти братьев?
-Прочитайте, чем закончилась эта сказка.
-Чему учит эта сказка? (добру, отзывчивости, силе воли)
Работа над иллюстрациями к сказке «Стойкий оловянный солдатик»
Пересказ сказки по рисункам.
-Чему учит эта сказка?
-А вот как возникла эта сказка.
Отец Андерсена был сапожником. Сколько не трудился старый Андерсен, семье не хватало денег. И тогда он пошел в солдаты вместо богача. А тот щедро заплатил ему. Так сапожник стал гренадером. Но каким? Меховая шапка - гордость блистательного гвардейца, вечно лезла ему на глаза, а в дождь он просто походил на пугало. Весь полк частенько хохотал над ним. За то в бою тот самый солдатик всегда держался стойко и прямо. Но его император проиграл войну, а солдатик проиграл жизнь. Из последнего похода он вернулся совсем больной и вскоре умер, так и не успев починить солдатских сапог. В тех рваных сапогах его похоронили. Эта сказка вечная память об отце.
4. Итог урока.
-Над сказками какого автора мы работали?
-О каких сказках мы говорили?
Г. Х. Андерсен зоркими глазами всматривался в мир, замечал многое, ускользавши от внимания других.
Его сказки говорят не только о прекрасном, но и изображают людские пороки.
-А теперь простимся со сказочником у его памятника. Сюда, часто приходят дети, чтобы выразить свою благодарность за светлый, радостный мир, подаренный добрым сердцем Андерсена. До скорой встречи в новой книге.