Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий

Разделы: Литература


Цель урока:

  • закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения;
  • знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;
  • развитие навыков анализа литературного произведения.

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь!

II. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем говорить о баснях, и в частности о баснях Крылова. А в качестве разминки послушайте басню.

В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий воротясь,
По улице Слона водили,
Как видно, на показ —
Известно, что слоны в диковинку у нас...
Так за Слоном толпы зевак ходили...
Какой-то Повар-грамотей
С поварни убежал своей.
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из того не дело — только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.

— Узнали ли вы эти строки? Откуда они?

— Назовите басни Крылова, которые вы узнали. («Лжец», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука».)

1. Знакомство с понятием «центон».

— Юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения, называется центон. В каком жанре написан наш центон? (Басня.)

2. Повторение литературоведческих сведений.

— Что такое басня? Дайте определение. (Басня-это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме)

- Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория?

— Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

III.Проверка д. з.

-Послушаем инсценированное чтение басни, которую вы уже знаете давно, а в этом году  вновь с ней повстречались. Отметьте те пороки, которые «щиплет» Крылов.

 

1.  Проверка инд. домашнего задания.

(Подготовленное чтение басни «Ворона и Лисица»)

Дети говорят о пороках Лисицы и Вороны.

-Давайте еще раз вспомним, чем отличается литературный источник – басня Эзопа и басня Крылова, которую мы только что услышали в исполнении ребят.

(Называют отличия)

2. Проверка чтения наизусть басни «Свинья под дубом»

-Послушаем, насколько вы хорошо подготовили выразительное чтение наизусть басни И. А. Крылова.

3-4 ученика читают басню.

3. Проверка создания своих собственных басен.

- Было еще одно задание, наверно, самое сложное - попробовать самому написать басню. Что у вас получилось? Напоминаю, что цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственно сюжета и нравоучительного вывода — морали.

(Чтение написанных басен. Приложение1 )

IV. Объяснение нового материала.

1. Объявление темы урока.

- Тема нашего урока - басня И. А. Крылова «Волк на псарне». Её историческая основа.

(Запись в тетрадях темы урока)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

2. Словарная работа.

- Прежде чем мы послушаем басню, давайте разберемся с возможно, незнакомыми словами. (Обращение к словам, записанным на доске - Ловчий, псарня, овчарня, хлев)

3. Прослушивание басни.

Прослушивание басни в исполнении А. Папанова.

4. Выявление первых читательских впечатлений.

- Понравилась басня? Чем?

5. Слово учителя.

-Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

На доске и в тетрадях делается запись:

Волк - Наполеон; Ловчий - Кутузов

6. Работа с художественными средствами языка.

-Какими качествами наделяет Крылов Волка? (Забияка, вор, злой, хитрый). Прочитайте! (Запись под именем Наполеона)

- А почему вдруг Волк залез в овчарню ночью? (Он еще и вероломен).

-Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления?

(Мой Волк сидит,  прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть)

- А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь?

(Пустился мой хитрец в переговоры…).

- Прочитайте строки, передающие речь Волка…

- Ловчий… Каков он?

(Он смелый, мудрый, наделен жизненным опытом)

(Запись под именем Кутузова)

- Что отвечает ему Ловчий? Вернее даже не отвечает, а прерывает?! Зачитайте!

- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали!

7. Работа по развитию речи. (Иллюстрации к басне)

- Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.

(см. рисунок 1, рисунок 2)

8. Совершенствование навыков выразительного чтения.

Выразительное чтение.

V. Подведение итогов.

 Домашнее задание.

- Какую басню мы сегодня прочитали? О чем она? Какие человеческие пороки показывает нам Крылов в этой басне? О каком историческом событии?

Дома – выразительно читать басню. Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна»


Рисунок 1


Рисунок 2