Цель урока:
- закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков инсценированного чтения;
- знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;
- развитие навыков анализа литературного произведения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент |
- Здравствуйте, садитесь! |
II. Актуализация знаний. |
Сегодня мы продолжаем говорить о баснях, и в частности о баснях Крылова. А в качестве разминки послушайте басню.
— Узнали ли вы эти строки? Откуда они? — Назовите басни Крылова, которые вы узнали. («Лжец», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука».) |
1. Знакомство с понятием «центон». |
— Юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения, называется центон. В каком жанре написан наш центон? (Басня.) |
2. Повторение литературоведческих сведений. |
— Что такое басня? Дайте определение. (Басня-это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме) - Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория? — Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку. |
III.Проверка д. з. |
-Послушаем инсценированное чтение басни, которую вы уже знаете давно, а в этом году вновь с ней повстречались. Отметьте те пороки, которые «щиплет» Крылов.
|
1. Проверка инд. домашнего задания. |
(Подготовленное чтение басни «Ворона и Лисица») Дети говорят о пороках Лисицы и Вороны. -Давайте еще раз вспомним, чем отличается литературный источник – басня Эзопа и басня Крылова, которую мы только что услышали в исполнении ребят. (Называют отличия) |
2. Проверка чтения наизусть басни «Свинья под дубом» |
-Послушаем, насколько вы хорошо подготовили выразительное чтение наизусть басни И. А. Крылова. 3-4 ученика читают басню. |
3. Проверка создания своих собственных басен. |
- Было еще одно задание, наверно, самое сложное - попробовать самому написать басню. Что у вас получилось? Напоминаю, что цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственно сюжета и нравоучительного вывода — морали. (Чтение написанных басен. Приложение1 ) |
IV. Объяснение нового материала. 1. Объявление темы урока. |
- Тема нашего урока - басня И. А. Крылова «Волк на псарне». Её историческая основа. (Запись в тетрадях темы урока) Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни. |
2. Словарная работа. |
- Прежде чем мы послушаем басню, давайте разберемся с возможно, незнакомыми словами. (Обращение к словам, записанным на доске - Ловчий, псарня, овчарня, хлев) |
3. Прослушивание басни. |
Прослушивание басни в исполнении А. Папанова. |
4. Выявление первых читательских впечатлений. |
- Понравилась басня? Чем? |
5. Слово учителя. |
-Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов. На доске и в тетрадях делается запись:
|
6. Работа с художественными средствами языка. |
-Какими качествами наделяет Крылов Волка? (Забияка, вор, злой, хитрый). Прочитайте! (Запись под именем Наполеона) - А почему вдруг Волк залез в овчарню ночью? (Он еще и вероломен). -Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления? - А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь?
- Прочитайте строки, передающие речь Волка… - Ловчий… Каков он? (Он смелый, мудрый, наделен жизненным опытом) (Запись под именем Кутузова) - Что отвечает ему Ловчий? Вернее даже не отвечает, а прерывает?! Зачитайте! - Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали! |
7. Работа по развитию речи. (Иллюстрации к басне) |
- Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели. (см. рисунок 1, рисунок 2) |
8. Совершенствование навыков выразительного чтения. |
Выразительное чтение. |
V. Подведение итогов. Домашнее задание. |
- Какую басню мы сегодня прочитали? О чем она? Какие человеческие пороки показывает нам Крылов в этой басне? О каком историческом событии? Дома – выразительно читать басню. Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна» |
Рисунок 1
Рисунок 2