Внеклассное мероприятие. Игра "Тропой Гайдара"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему.
Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить,
много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю,
которая зовется Советской страной».

А.Гайдар «Чук и Гек»

Прежде, чем проводить игру, была организована большая подготовительная работа: чтение произведений А.П.Гайдара, знакомство с биографией писателя, проведение конкурса рисунков по прочитанным произведениям. Игра «Тропой Гайдара» является финальным этапом.

Цели и задачи:

  • закрепить знания биографии и произведений А.П.Гайдара;
  • развивать художественный и эстетический вкус;
  • воспитывать на примере героев произведений А.П.Гайдара  чувство долга, ответственности;
  • прививать чувство патриотизма.

Оформление зала: портрет А.П.Гайдара, выставка рисунков к произведениям А.П.Гайдара, выставка книг с произведениями А.П.Гайдара, плакат с высказыванием К. Паустовского и Л.Кассиля о Гайдаре А.П., стенд с указанием года рождения и смерти писателя, с фотографиями о его  жизни.

Оборудование: караоке песни «Гайдар шагает впереди», игровое поле в виде штурвального колеса, поделенное на секторы, юла со стрелкой, табло с названиями призов (4 приза распределить: в сумме до 500 очков, от 500 до 1000, от 1000 до 1500, от 1500 и более), карточки с числами, обозначающие очки, 13 листов с алфавитом, ручки 3 шт., призы.

Правила игры:

Задача игры –  разгадывание слова по буквам.

В игре принимают участие 9 игроков (по три игрока в каждом туре). Участники выбираются в отборочном туре (игроком становится тот, кто быстрей и правильно ответит на вопрос ведущего игры).

Игроки по очереди вращает юлу. Когда остановится юла и стрелка укажет на определенный сектор, игрок имеет право назвать букву или может назвать слово, если уверен в ответе. Если слово названо правильно, то игрок победил и тур заканчивается. Проигравшие игроки получают утешительные призы и становятся зрителями, а победитель тура выходит в финал. Если слово названо неверно, то игрок покидает игру и становится зрителем.

Итак, первый игрок вращает барабан и смотрит, на какой из секторов указала стрелка.
«100», «200» и т.д. – этот сектор дает игроку право назвать букву. Количество очков, указанное на секторе, – это цена правильно угаданной буквы.

Если названные буквы в слове есть, то игрок получает карточку с числом, равное количеству очков, указанных на барабане. После этого он либо называет слово целиком, либо снова вращает барабан. Если игрок угадал три буквы подряд, то он должен угадать и открыть одну из двух предложенных коробочек (шкатулочек) в одной из которых лежит приз. Игрок берет приз и продолжает игру.

Если игрок ошибся, то ход переходит к следующему участнику игры.
«0» – Переход хода: ход переходит к следующему игроку, а этот игрок уже не имеет права назвать слово.
«Б» – Банкрот. Игрок теряет все заработанные в игре очки (отдает карточки ведущему или его помощнику) и право хода. При этом он уже не имеет права назвать слово.
х2 – Умножить на два. Игрок имеет право назвать букву. Если он угадал, то он пересчитывает свои очки, и эта сумма удваивается (ему добавляют необходимое количество карточек). После чего он либо снова вращает барабан, либо называет слово целиком.

«+» – Плюс. Игрок имеет право открыть любую букву в загаданном слове, а потом либо назвать слово целиком, либо вращать барабан дальше.

«П» – Приз. Игрок либо выбирает приз и покидает игру, либо отказывается от приза, а называет букву или слово.

«Г» – Гость. Зритель задает игроку заранее подготовленный вопрос (по теме). Если игрок отвечает на вопрос правильно, то он имеет право открыть любую букву в слове. Если нет, то ход переходит к следующему участнику игры.

В финале играют победители первых трех туров.
Тот, кто побеждает в финале, может считаться победителем игры. Он подсчитывает свои очки и на указанную сумму выбирает приз, из тех, что написаны на специальном табло.
После этого победителю предлагают сыграть в СУПЕРИГРУ, где он может заработать дополнительный приз.

В СУПЕРИГРЕ надо назвать слово сразу, после минутного размышления. При этом игрок имеет право назвать 2–3 буквы, а ведущий должен открыть эти буквы, если они имеются в слове.

Если участник игры побеждает в СУПЕРИГРЕ, то он получает дополнительный приз, если проигрывает, то не получает приза.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Исполнение песни  «Гайдар шагает впереди» (Приложение 1)

2. Вводная беседа

Ведущий: Наша игра посвящена творчеству великого писателя А.П.Гайдара.
Разрешите процитировать высказывание С.Маршака о Гайдаре:
«Он был поэтом с головы до ног и в своём чита­теле – в ребёнке – больше всего любил смелое и живое поэтическое воображение. Ему было «по пути» с этим другом-читателем, под­вижным и деятельным, неистощимым в затеях и всегда готовым к выполнению долга, а если по­надобится, то и к подвигу.
Гайдар знал, какие струны в душе надо затро­нуть, чтобы мобилизовать ребёнка на благородные дела. Он верил в силы растущего человека, и дети ценили это доверие.
Как настоящий коммунист, Аркадий Гайдар жил и работал ради будущего и в своих книгах и мыслях неизменно обращался к олицетворённому будущему – к детям».
Мы прочитали много произведений А.П.Гайдара: (обращая внимание детей на выставку книг) «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Военная тайна», «Р.В.С.», «Горячий камень» и др. И убедились, что цитата правильная. Он писал для детей, и героями его произведений были дети.

Ученик читает стихотворение С.Михалкова «Аркадий Гайдар» (Приложение 2)

– Эпиграфом нашей игры слова А.Гайдара: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Вы – дети страны, которая называется Россия. Какое бы название не давали нашей стране, мы – дети СВОЕЙ страны. И мы  должны заботиться и охранять мир и покой нашей Родины. К этому призывал в своих произведениях А.П.Гайдар, и сам он жил ради этой цели.

3. Знакомство с правилами игры (см. выше)

4. I тур. Отбор первой тройки игроков

Ведущий: Вам надо как можно быстрей  ответить на предложенный вопрос:

1) Как называлась организация детей и подростков в возрасте 10–14 лет в советское время? (Пионерская организация)

Чтец: Всесоюзная пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина родилась 19 мая 1922 го­да. Пионерская организация Со­ветского Союза была награждена за большие заслуги перед советским народом двумя орденами Ленина. Миллионы ребят, называли юными ленинцами, пио­нерами.

Ведущий: Пионерами были ваши бабушки и дедушки, папы и мамы.

2) Что означает слово «пионер»? (Слово «пионер» означает «передовой, первооткрыватель». Пионерами называют тех, кто открыл новые земли, совершил открытия в науке, технике, литературе и искусстве. Советский Союз – пионер со­циализма. Наша страна – пионер космоса.)

Ведущий:  Быть пионером – это зна­чило во всем и всегда быть впереди, воспи­тывать в себе замечательные черты совет­ского человека – любовь к своей Родине трудолюбие и стремление к знани­ям, честность и благородство, скромность и дисциплинированность, коллективизм и товарищество.

3) Назовите атрибуты одежды пионеров. (Пионерская форма, красный пионерский галстук, значок, пилотка.)

Ведущий читает отрывок из повести  А.П.Гайдара «Тимур и его команда»:

«… Воткнув в землю палку, притоптывая вокруг нее, приплясывая, Сима Симаков гордо пропел:

Мы не шайка и не банда,
Не ватага удальцов,
Мы веселая команда
Пионеров-удальцов.
У-ух, ты!»

Задание 1. Фамилия главного героя повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (6 букв)

Г а р а е в

5. II тур. Отбор второй тройки игроков

1) Настоящая фамилия А.П.Гайдара? (Голиков)

Чтец: Л.Кассиль: «Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они высылали вперёд всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматриваю­щийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.
Таким вперёдсмотрящим, движущимся далеко впереди отряда своих сотоварищей по литературе, ясноглазым дозорным её был и сам Гайдар – Ар­кадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, взял он себе для писательской работы этот звучный и много говорящий псевдоним».

2) Как называлась Российская Армия 1918 году? (Красная Армия)

3) В каком возрасте А.П.Гайдар стал солдатом Красной Армии? (14 лет)

Задание 2. Как называли в Советское время ребят, которые помогали одиноким и престарелым, заботились о малышах? (9 букв)

Т и м у р о в ц ы

6. III тур. Отбор третьей  тройки игроков

1) Как назывался рассказ А.П.Гайдара, героями которого были два брата? («Чук и Гек»)

Чтец: Рассказ «Чук и Гек» впервые опубликован в газете «Пио­нерская правда», 1939, 1 –10 января. В том же году рассказ вышел от­дельной книгой в Детиздате.
В «Чук и Гек» мы видим счастливую семью в счастливых обстоятель­ствах, которые лишь ненадолго омрачаются шалостями мальчи­шек.
Примечательно, что именно этот рассказ А. П. Гайдар заканчивает широко известными теперь словами: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Ведущий: Именно эти слова стали эпиграфом к нашей игре. В 1953 г. на киностудии им. А. М. Горького снят фильм «Чук и Гек».

2) В каком городе жили мальчики? (Москва)

3) Куда отправились Чук и Гек с матерью? (В тайгу к отцу)

Задание 3. Рассказ «Чук и Гек» был опубликован в журнале «Красная Новь» в 1939 г. № 2  под названием, которое зашифровано на табло (10 букв):

Т е л е г р а м м а

7. Игра со зрителями

Задание: Имя Мальчиша в сказке, которую рассказал Алька в повести А.П.Гайдара «Военная Тайна». (9 букв)

К и б а л ь ч и ш

Ведущий: Считаете ли Вы Мальчиша-Кибальчиша героем? Почему? (Не выдал врагам военной тайны)

Ведущий читает отрывок из «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»:

«…А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей реки. И поставили над могилой большой красный флаг.

Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Пролетают летчики – привет Мальчишу!
Пробегут паровозы – привет Мальчишу!
А пройдут пионеры – салют  Мальчишу!»

8. ФИНАЛ (приглашаются три игрока, кто по итогам первых трех туров стали победителями)

Задание: Название одного из рассказов Гайдара А.П. (7 букв)

С о в е с т ь

Сценка по рассказу А.П.Гайдара «Совесть»

На сцене декорации, изображающие рощу. Звучит запись с птичьими голосами

Автор: Нина    Карнаухова   не   приготовила   урока   по алгебре и решила не идти в школу. Но,   чтобы   знакомые   случайно   не  увиде­ли,  как  она   во  время  рабочего дня  болтает­ся    с    книгами    по    городу,    Нина   украдкой прошла в рощу.  Девочка, положив пакет с завтраком и связку книг под куст, побежала, изображая, что ловит бабочку. Навстречу выходит мальчик с букварем в руках.
Нина (строго): Несчастный прогульщик! И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
Мальчик (удивленно): Нет! Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она за­лаяла, и я заблудился.
Нина (нахмурившись): Хорошо, я проведу тебя через рощу, а ты сейчас же пойдешь в школу.
Дети уходят.
Автор: А связка Нининых книг и завтрак так и остались ле­жать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина села и заплакала.
Автор: Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Вопрос:

1. Почему заплакала Нина?  (Ответы детей)
2. Правильно ли назван рассказ? (Да)

9. СУПЕР ИГРА

Ведущий читает отрывок из произведения  А.П.Гайдара.

С тех пор прошло много лет, но тот предмет так и лежит на той горе неразбитым.
И много около него народу побывало. Подойдут, по­смотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.
Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, – ду­маю, – дай-ка я по нему стукну и начну жить сначала!»
Однако постоял-постоял и вовремя одумался.
«Э-э! – думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи.– Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».
Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил. И пошел прочь – своей дорогой.

Задание: Назовите тот предмет, о котором говорится в этом отрывке (6 букв)

к а м е н ь

10. Заключение

Слова благодарности за участие в игре. Награждение детей за рисунки к сюжетам произведений Гайдара А.П.

Заключительной слово ведущего (обращаясь к плакату, который весит на стене):
«Он прошёл по жизни как удивительный рас­сказчик, трогавший до слёз детские сердца, и вме­сте с тем как проницательный и суровый товарищ и воспитатель. Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь с одного взгляда и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок».

К. Паустовский

Ведущий: Мы не прощаемся с героями произведений А.П.Гайдара. Вы еще с ними встретитесь, когда будете читать его произведения. Но в жизни постарайтесь брать пример с положительных героев из произведений Гайдара и не делать тех ошибок, которые делали его отрицательные герои.