Интегрированный урок по теме "Вся семья вместе — так и душа на месте" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Разделы: Литература


Где мир и лад, там и божья благодать.
(Пословица)

Цель урока: На примере семей, представленных в романе "Война и мир", показать, что основой общества может стать семья, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.

Задача: Провести социально-психологический анализ семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Проблема: Какая семья может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?

Учитель литературы: О семье, значении семьи. Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе "Война и мир" является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.

Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение. Поэтому так много у русского народа пословиц о семье, о родне. "Русский человек без родни не живёт", - говорит русская пословица. "Духовное родство выше плотского".

Обращение к теме урока.

О целях и задачах урока

Педагог-психолог: Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Социально - психологическая основа семейных отношений, сформировавшаяся в России к 19 веку (христианская модель семьи ) , опиралась на власть мужчины над домочадцами , которые обязаны были ему подчиняться. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности за семью, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. "Воспитывай дитя в запретах", "любя сына, увеличивай ему раны" - как основа детско-родительских отношений того времени. Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу "уноровить", т. е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е существовало два мира - для себя и для людей.

В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки "материального фундамента". А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

Класс разделён на группы. Каждая группа собирала материал и готовилась выступать, рассказывая об одной семье, представленной в романе. 1 группа - Болконские, 2 группа - Ростовы, 3 группа - Курагины.

В течение урока заполняются таблицы. В таблице "Социально-психологический анализ семей" выводы записывает педагог-психолог.

Учитель литературы: "Каждая семья - это целый мир. Особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений, где свои радости и горести, свои тревоги и надежды", - пишет Л.Либединская в книге "Живые герои".

Задание классу: Подберите существительные, которые бы отражали взаимоотношение в каждой семье. Подтвердите цитатами из текста. (Таблица заполняется по мере выступления групп)

Болконские. Ростовы. Курагины.
Честь Искренность Материальные приобретения
честность открытость выгода
непримиримость ко всему несправедливому бескорыстие расчёт
"Деятельность и ум" стремление любить весь мир корысть
патриотизм широта души равнодушие к другим людям
уважение доверчивость фальшь
преданность безрассудная щедрость положение в обществе
человеческое достоинство бескомпромиссность  
  порядочность  
  рыцарство  
  жизнелюбие  
  стремление к добру  
  верность

Педагог-психолог: Перед нами различные семьи - полные ( семья Ростовых и семья Курагиных ) и неполные (Болконских), три главы семьи - князь Василий Курагин, старый князь Болконский, дворянин Ростов. Это отцы семейства, по-разному воспитывающие и любящие своих детей.

В чем секрет их воспитания? Почему их дети такие разные ? Одинакова ли их любовь к детям и как она проявляется?

Реализация домашнего задания. Выступления групп. Рассказ о членах семьи. Чтение фрагментов, инсценировка отдельных эпизодов.

Выступление групп сопровождается презентацией "Роман Л.Н.толстого в иллюстрациях А.В.Николаева"

1 группа.

Семья Курагиных. Князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен.

Педагог-психолог: Для князя Василия Курагина характерно отстранение, межличностная дистанция с детьми. Внешнее любование ими сочетается с неумением помочь детям в их проблемах, недостаточным вниманием к их повседневным нуждам, поверхностным знанием их душевного мира. Доминантная позиция ведет к подавлению воли детей, самоустранение - к отчужденности от ребенка.

Итог - неадекватная воспитательная эффективность. Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены . Анатоль Курагин - животное безнравственное начало, Элен - женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу .

2 группа

Болконские.

Педагог-психолог: Князь Болконский - хранитель традиций аристократии, создатель интеллектуальной атмосферы в доме. Его позиция директивная, независимая и твердая, он устанавливает в Лысых горах осмысленную жизнь и подчиняет ей своих детей. Проявляет позитивный интерес к современным событиям, настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя. С детьми эмоционально близок.

Итог - адекватная воспитательная эффективность. Дети, княжна Марья и Андрей Болконский, стремятся к нравственному совершенству. Им свойственны патриотизм, общность в восприятии людей; Марье - доброта и нежность, Андрею- чувство чести офицера, сила духа.

3 группа.

Ростовы.

Педагог-психолог: Дворянин Ростов отличается теплым, эмоциональным отношением к детям, принимающим их личность, поведение. Он проявляет активное внимание к интересам детей, уважает их права, признает свои обязанности. Это демократичный стиль родительских установок, идеал семейного бытия в представлении Толстого.

Итог - адекватная воспитательная эффективность. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. В дальнейшем дети, Николай и Наташа, создают прекрасные семьи, в которых муж и жена духовно обогащаются , интуитивно понимают друг друга.

Вывод: воспитание ребенка во многом зависит от типа родительского отношения, направленности и ценности семьи, родительской любви, характера воздействия на ребенка и воспитательного потенциала . В меньшей степени зависит от структуры семьи. Так, полные семьи Курагиных и Ростовых отличаются по своей воспитательной эффективности , а различные по своей структуре семьи Болконских и Ростовых конструктивны по характеру воздействия на ребенка, направленности и воспитательному потенциалу семьи.

Анкета для учащихся

Ребята! Сегодня для вас проходит очень интересный урок по роману "Война и мир". Нам очень бы хотелось узнать ваше мнение по поводу ценностных ориентаций семьи, которые вы считаете наиболее важными . Предложенные в этой анкете ценности проранжируйте от самой значимой , на ваш взгляд, до менее значимой .

Самую значимую ценностную ориентацию в семье обозначьте цифрой 1 и т.д. , самую менее значимую для вас - цифрой 9.

Ценностная ориентация в семье

 
1. Уважение и принятие старших членов семьи  
2. Воспитание патриотизма  
3. Бескорыстная любовь членов семьи друг к другу  
4. Беззаботное времяпровождение  
5. Частое общение с людьми, "умеющими жить"  
6. Уход от реальности  
7. Демократичность в семье ( доверие ребенку, поощрение его инициативы и самостоятельности, общение "на равных")  
8. Стремление к добрым делам, бескорыстие  
9. Оптимистическое отношение к жизненным неурядицам  

Обработка результатов . Ценностные ориентации 1-3 в анкете соответствуют семье Болконских; 4-6 - семье Курагиных ; 7-9 - семье Ростовых. За самую значимую ценностную ориентацию в семье дается 9 баллов, за менее значимую - на балл ниже и т.д. За самую незначимую ценностную ориентацию дается 1 балл. Подсчитывается количество баллов, которые набрала каждая семья. Далее графическим способом (построением диаграмм) определяются семьи, набравшие наибольшее количество баллов, а также выстраивается приоритет ценностных ориентаций учащихся.

Учитель литературы: "И все-таки есть семьи счастливые и несчастливые"

Вопрос учащимся: Какие семьи, представленные в романе "Война и мир", вы назвали бы счастливыми? Почему?

Ответы учащихся: семью Болконских, Ростовых.

Учитель литературы: "Лучшее средство к истинному счастью в жизни - это без всяких законов пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви и ловить туда всё, что попало: и старушку, и ребёнка, и женщину, и квартального".

Педагог-психолог: Таким образом, в романе "Война и мир" Л.Н.Толстой описывает семьи, разные по типу родительского отношения, своей структуре, направленности и ценностям, характеру воздействия на ребенка и воспитательному потенциалу. Мы видим "войну" и "мир" взаимоотношений в семье.

Учитель литературы: Исследователь творчества Л.Н.Толстого Бочаров отмечает, слово "мир" в книге "богатое". "Мы видим, как "исполняется" в книге Толстого богатое слово "мир". В миру, в мире (во всем мире) и миром - каждая из этих форм очень значима в тексте, каждое из этих слов объединяет вокруг себя целые области смысла. Стоит нам выделить и связать эти значения в необозримом тексте "Войны и мира", стоит затронуть сцепление этих слов, как некоторые скрывавшиеся от внимания стороны содержания приоткрываются"

Вопрос учащимся: Как вы понимаете название романа "Война и мир". В каких значениях представлены слова?

Ответы учеников.

Выступление заранее подготовленного ученика, который работал с различными словарями: словарём русского языка С. Ожегова, словарём В.И.Даля, этимологическим словарём.

Подведение итогов. Результаты теста. Рекомендации учащимся - будущим родителям: "Что должен помнить каждый родитель". Рекомендации родителям для родительского собрания.

Учитель литературы: (Пожелания учащимся)

Война и мир. Сражения и будни.
Какой должна быть жизнь в моей стране?
И выбор может быть не лёгок, труден:
Ты можешь быть с мечом и на коне,
А можешь щит держать в руке упрямо
И к миру всех воззвать, покой храня.
И пусть всегда довольна будет мама
И не тревожится, беду рукой гоня.
Пусть сердце любит, пусть горит и дышит,
И пусть душа хранит тепло и свет.
И пусть Господь всех нас теперь услышит -
Войне мы скажем непреклонно: "Нет!"

Педагог-психолог: (Пожелания учащимся)

Войну и мир взаимоотношений увидели в трех семьях мы сейчас:
Болконские, Курагины, Ростовы и в двадцать первом веке среди нас!
Возьмите от Болконских уваженье, любовь к своим родителям, семье!
Цените, берегите маму с папой , и их любовь вернется к вам вдвойне!
"Умеющие жить" порой несчастны, зависимы от многого они,
Их удовольствия бесцветны и недолги , так редко светлые встречаются им дни!
Живите сердцем, полным оптимизма! Добро творите ! И не унывать!
И славные традиции Ростовых учитесь в вашей жизни применять!

Что должен помнить каждый родитель

  1. Если ребенок растет в критике, он учится осуждать.
  2. Если ребенок растет во враждебности, он учится бороться.
  3. Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
  4. Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.
  5. Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.
  6. Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.
  7. Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.
  8. Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.
  9. Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
  10. Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.
  11. Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
  12. Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.
  13. Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
  14. Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя.

Приложение