Литература
-
Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия" 2009
Цели урока: изучение творческого наследия Велимира Хлебникова и Софьи Ковалевской. Развитие внимания к эстетическим ценностям, изучаемым в математике и литературе, выявление в них общечеловеческих, гуманных начал. Воспитывать любознательность, чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к художественному слову.
-
Творчество А.Жида в рамках курса истории зарубежной литературы. К 140-летию со дня рождения писателя 2009
Творчество одного из самых крупных писателей в истории французской литературы, лауреата Нобелевской премии Андре Жида (1869–1951) в силу ряда причин было вычеркнуто и забыто в России на долгие десятилетия. Его произведения, пронизанные нравственными исканиями и наполненные автобиографическими мотивами, являются ярким свидетельством таланта и гуманизма писателя.
-
Интегрированный урок-исследование по русской литературе с использованием компьютерной технологии в 9-м классе. Тема: "И звезда с звездою говорит…" 2009
Цель урока – познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова, М.А. Врубеля и А.Г. Рубинштейна. Организуется работа в трех группах: «литературоведы», «художники», «музыковеды». На уроке группы защищают свои исследования, затем организуется общее обсуждение.
-
Урок-концерт "Мой Есенин" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством великого русского поэта Серебряного века С.А. Есенина. Учатся чувствовать в его стихах всепроникающий лиризм, специфику поэзии Есенина, правильно понимать лирический текст; видеть цельный художественный образ, выявлять народно-поэтические истоки есенинской поэзии, песенную основу его поэтики, исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
-
Литературный вечер "Сопричастный всему живому". Внеклассное мероприятие по литературе 2009
Литературный вечер посвящён жизни и творчеству В.П. Астафьева. Каждый человек достоин любви и уважения. Способность сопереживать, сочувствовать, понимать дана не каждому, но именно это помогает выжить в мире, порой жестоком и равнодушном. Очень важно не пройти мимо того, кому нужна помощь, быть "сопричастным всему живому на земле", каким был В.П. Астафьев.
-
Интегрированный урок по литературе "Страницы жизни Льва Николаевича Толстого" 2009
Три творческие группы учащихся, получившие опережающие задания, раскрывают своеобразие характера писателя. Толстой предстает перед нами как свидетель важных исторических событий, как грандиозная личность, оказавшая влияние на современников, как одаренный и разносторонне развитый человек.
-
Интегрированный урок по географии и литературе на тему "Описание погодных явлений в творчестве А.С. Пушкина" 2009
В данной работе я попытался разобрать стихотворения А.С. Пушкина, в которых доступным и красочным языком описаны и времена года, и различные типы погоды, которые изучаются в курсе географии 6–7 классов.
-
Урок по литературе "Образ черного человека в поэме С.Есенина" 2009
Урок по литературе формирует у учащихся осознанные навыки работы с текстом, развивает умение свободно аргументировать свои мысли, анализирует один из самых загадочных образов в русской литературе на основе сопоставительного анализа стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминание» и поэмы «Моцарт и Сальери», вызывает сочувствие к трагической судьбе поэта С. Есенина.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся на занятиях курса по выбору "Жизнь моя - Россия". (Творчество В.Шукшина в контексте русской культуры) 2009
В 2009 году исполнится 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти В.М. Шукшина. Курс по выбору предусматривает углубленное изучение предмета, основанное на сопоставительном анализе произведений В.М. Шукшина и произведений других авторов; экранизаций его рассказов и повестей; виртуальном посещении музея писателя и экскурсии в с. Сростки.
-
Внеклассное мероприятие "Святочные посиделки под старый Новый год" 2009
Мероприятие помогает поддерживать интерес учащихся к изучению русского и местного фольклора, формирует положительное отношение к народным обычаям и традициям, позволяет развивать речь и общую эрудицию учащихся.
-
Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4-м классе "Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет" 2009
Урок учит анализировать текст, рассуждать, мыслить, а также позволяет закрепить знания о выразительности и изобразительности интонации. Формирует нравственные качества, чувства ответственности, долга. Все этапы урока взаимосвязаны, чередование материала по чтению и музыке позволяет снимать напряжение у детей, активизировать эмоциональную и умственную активность.
-
Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания" 2009
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
-
Методические разработки к урокам в 10-м классе по теме "Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева" 2009
Данный материал представляет собой методические разработки к урокам по творчеству Ф.И. Тютчева: информация для вступительного слова учителя, иллюстративный материал в виде презентации, вопросы для практической работы по анализу художественно-выразительных средств в лирике Тютчева, образцы конкретных методик анализа лирического стихотворения: стиховедческого анализа и целостного анализа с опорой на картограмму.
-
Сценарий литературно-музыкального вечера "Серенада на все времена…" 2009
Романс - излюбленный жанр великих русских певцов прошлого и настоящего. За что же он так любим? Предлагаемый сценарий литературно-музыкально-го вечера позволяет познакомить учащихся с несколькими историями любви, представляет несколько портретов тех, кто стал "музой" романса - такой же бессмертной, как сама любовь... Сценарий разработан в рамках авторской программы "Русская литература в контексте мировой художественной культуры". Сопровождается презентацией.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства" 2009
Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства" способствует нравственному развитию учащихся, их умению выразительно читать. Школьникам прививается интерес к русской литературе, умение глубоко мыслить, чувствовать и сопереживать. Через знакомство с произведениями писателей учащиеся 11-х классов глубже знакомятся с историей страны.
-
Урок внеклассного чтения "Человек есть не что иное, как ряд его поступков" в 5-м классе. 2009
Данный урок внеклассного чтения дает возможность воспитать личность ребенка, опираясь на произведения мировой и русской литературы, пробуждает у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в литературе, искусстве, религии. Такие уроки ориентированы на воспитание людей совестливых, порядочных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, неспособных к аморальным поступкам.
-
Историческая литература и современность (о роли исторической литературы в воспитании вдумчивого читателя) 2009
В статье представлены выводы учителя о роли исторической литературы в современном учебно-воспитательном процессе. Серьёзные произведения на исторические темы способны заинтересовать учащихся, "увести" от легкомысленной и пустой "бульварной" литературы в мир настоящих и искренних чувств. Историческая литература поможет педагогам воспитать настоящих ценителей книги, знатоков истории, искусства, патриотов Родины.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Я видел все пятна на его камзоле" 2009
Урок литературы в 7-м классе, составленный по методике заслуженного учителя России, профессора В.В.Шогана, посвящен роману А.Толстого "Петр Первый". Главным героем урока становится Петр I; внимание учащихся сосредоточено на психологической характеристике героя. В конце урока семиклассникам предлагается интересное творческое задание.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Серебряные звоны" (по роману А.К. Толстого "Князь Серебряный") 2009
Урок литературы в 7-м классе составлен по методике заслуженного учителя России профессора В.В.Шогана. Урок посвящен роману А.К.Толстого "Князь Серебряный". Данный урок, согласно методике В.В. Шогана, - урок-образ (вводный урок), на котором учащиеся только начинают знакомиться с произведением.
-
"Путешествие в Андерсенландию" 2009
На примере изучения в 5-м классе биографии и творчества великого сказочника Г.Х. Андерсена показано, как разбудить интерес учащихся к ознакомлению с художественным произведением.
-
Урок по сказке Р. Киплинга "Художественный мир сказки «Кошка, гулявшая сама по себе»". Методический анализ урока. 5-й класс 2009
На примере проведения урока по сказке Р. Киплинга продемонстрирована работа с текстом произведения.
-
Конспект открытого урока в 11-м классе на тему "Судьба, принесенная в жертву…" (анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор") 2009
Цель урока - анализа литературного произведения - научить анализировать прочитанное произведение, подготовить к написанию домашнего сочинения-рецензии, развивать навыки целостного анализа рассказа, воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям. Конспект сопровождается компьютерной презентацией, которая содержит портреты, план и материалы к анализу литературного произведения.
-
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия военных лет 2009
Урок помогает учащимся не только увидеть и почувствовать уникальность и непреходящую ценность стихотворений периода Великой Отечественной войны, но и формировать умение анализировать и интерпретировать поэтический текст, развивает эмоциональную чуткость к слову.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Тема: "Своя игра" 2009
Данная игра хороша тем, что все учащиеся класса принимают самое активное участие. Причем активность проявляют и учащиеся со слабыми знаниями по предмету. Неоднократное использование подобных игр приводит не к простому заучиванию материала учебника, а к выработке у учащихся умения анализировать факты и логически мыслить, обосновывать выдвигаемые положения.
-
Интегративный урок (литература + математика) по теме "Изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Система образов, авторские отступления и композиция в геометрических фигурах. Гексаграмма, октограмма и числа Фибоначчи" 2009
На уроке ученики приобретают системные качественные знания по математике (геометрические фигуры: гексаграмма и октограмма, числа Фибоначчи); и литературе (система образов, авторские отступления и композиция романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»);
-
Урок литературы в 5-м классе "Кто хочет на загадки отгадки находить" 2009
Данный урок является занимательным дополнением к основному программному материалу по литературе в 5-м классе в разделе "Фольклор" и способствует расширению представлений об устном народном творчестве, в частности - о загадках и их разновидностях.
-
Интегрированный урок (русский язык+литература) в 9-м классе по теме "Виды сложных предложений" 2009
На данном уроке продолжается работа по формированию навыков анализа лирического текста, прививается чуткое отношение к слову, закрепляется умение работать со справочной литературой, ведется подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина, развивается умение работать самостоятельно.
-
Авторская программа элективного курса по литературе "Литературное исследование" 2009
Программа элективного курса предпрофильного образования "Литературное исследование" основана на проектной методике и направлена на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность учащихся. Планирование строится по блочно-модульному принципу, в основе организации работы учащихся — технология обучения в сотрудничестве, опережающее обучение.
-
Интегрированный урок (история + литература) для 10-го класса "Гроза двенадцатого года" 2009
Урок-панорама по технологии интегрированного обучения. Урок дает углубленное восприятие учащимися единой картины войны 1812 года, формирует понятие о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в разных сферах художественного творчества.
-
Возможности интеграции литературы со смежными видами искусства в эстетическом воспитании учащихся 2009
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развития творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.