Литература
-
Внеклассное мероприятие "Святочные посиделки под старый Новый год" 2009
Мероприятие помогает поддерживать интерес учащихся к изучению русского и местного фольклора, формирует положительное отношение к народным обычаям и традициям, позволяет развивать речь и общую эрудицию учащихся.
-
Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4-м классе "Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет" 2009
Урок учит анализировать текст, рассуждать, мыслить, а также позволяет закрепить знания о выразительности и изобразительности интонации. Формирует нравственные качества, чувства ответственности, долга. Все этапы урока взаимосвязаны, чередование материала по чтению и музыке позволяет снимать напряжение у детей, активизировать эмоциональную и умственную активность.
-
Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания" 2009
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
-
Методические разработки к урокам в 10-м классе по теме "Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева" 2009
Данный материал представляет собой методические разработки к урокам по творчеству Ф.И. Тютчева: информация для вступительного слова учителя, иллюстративный материал в виде презентации, вопросы для практической работы по анализу художественно-выразительных средств в лирике Тютчева, образцы конкретных методик анализа лирического стихотворения: стиховедческого анализа и целостного анализа с опорой на картограмму.
-
Сценарий литературно-музыкального вечера "Серенада на все времена…" 2009
Романс - излюбленный жанр великих русских певцов прошлого и настоящего. За что же он так любим? Предлагаемый сценарий литературно-музыкально-го вечера позволяет познакомить учащихся с несколькими историями любви, представляет несколько портретов тех, кто стал "музой" романса - такой же бессмертной, как сама любовь... Сценарий разработан в рамках авторской программы "Русская литература в контексте мировой художественной культуры". Сопровождается презентацией.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства" 2009
Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства" способствует нравственному развитию учащихся, их умению выразительно читать. Школьникам прививается интерес к русской литературе, умение глубоко мыслить, чувствовать и сопереживать. Через знакомство с произведениями писателей учащиеся 11-х классов глубже знакомятся с историей страны.
-
Урок внеклассного чтения "Человек есть не что иное, как ряд его поступков" в 5-м классе. 2009
Данный урок внеклассного чтения дает возможность воспитать личность ребенка, опираясь на произведения мировой и русской литературы, пробуждает у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в литературе, искусстве, религии. Такие уроки ориентированы на воспитание людей совестливых, порядочных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, неспособных к аморальным поступкам.
-
Историческая литература и современность (о роли исторической литературы в воспитании вдумчивого читателя) 2009
В статье представлены выводы учителя о роли исторической литературы в современном учебно-воспитательном процессе. Серьёзные произведения на исторические темы способны заинтересовать учащихся, "увести" от легкомысленной и пустой "бульварной" литературы в мир настоящих и искренних чувств. Историческая литература поможет педагогам воспитать настоящих ценителей книги, знатоков истории, искусства, патриотов Родины.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Я видел все пятна на его камзоле" 2009
Урок литературы в 7-м классе, составленный по методике заслуженного учителя России, профессора В.В.Шогана, посвящен роману А.Толстого "Петр Первый". Главным героем урока становится Петр I; внимание учащихся сосредоточено на психологической характеристике героя. В конце урока семиклассникам предлагается интересное творческое задание.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Серебряные звоны" (по роману А.К. Толстого "Князь Серебряный") 2009
Урок литературы в 7-м классе составлен по методике заслуженного учителя России профессора В.В.Шогана. Урок посвящен роману А.К.Толстого "Князь Серебряный". Данный урок, согласно методике В.В. Шогана, - урок-образ (вводный урок), на котором учащиеся только начинают знакомиться с произведением.
-
"Путешествие в Андерсенландию" 2009
На примере изучения в 5-м классе биографии и творчества великого сказочника Г.Х. Андерсена показано, как разбудить интерес учащихся к ознакомлению с художественным произведением.
-
Урок по сказке Р. Киплинга "Художественный мир сказки «Кошка, гулявшая сама по себе»". Методический анализ урока. 5-й класс 2009
На примере проведения урока по сказке Р. Киплинга продемонстрирована работа с текстом произведения.
-
Конспект открытого урока в 11-м классе на тему "Судьба, принесенная в жертву…" (анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор") 2009
Цель урока - анализа литературного произведения - научить анализировать прочитанное произведение, подготовить к написанию домашнего сочинения-рецензии, развивать навыки целостного анализа рассказа, воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям. Конспект сопровождается компьютерной презентацией, которая содержит портреты, план и материалы к анализу литературного произведения.
-
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия военных лет 2009
Урок помогает учащимся не только увидеть и почувствовать уникальность и непреходящую ценность стихотворений периода Великой Отечественной войны, но и формировать умение анализировать и интерпретировать поэтический текст, развивает эмоциональную чуткость к слову.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Тема: "Своя игра" 2009
Данная игра хороша тем, что все учащиеся класса принимают самое активное участие. Причем активность проявляют и учащиеся со слабыми знаниями по предмету. Неоднократное использование подобных игр приводит не к простому заучиванию материала учебника, а к выработке у учащихся умения анализировать факты и логически мыслить, обосновывать выдвигаемые положения.
-
Интегративный урок (литература + математика) по теме "Изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Система образов, авторские отступления и композиция в геометрических фигурах. Гексаграмма, октограмма и числа Фибоначчи" 2009
На уроке ученики приобретают системные качественные знания по математике (геометрические фигуры: гексаграмма и октограмма, числа Фибоначчи); и литературе (система образов, авторские отступления и композиция романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»);
-
Урок литературы в 5-м классе "Кто хочет на загадки отгадки находить" 2009
Данный урок является занимательным дополнением к основному программному материалу по литературе в 5-м классе в разделе "Фольклор" и способствует расширению представлений об устном народном творчестве, в частности - о загадках и их разновидностях.
-
Интегрированный урок (русский язык+литература) в 9-м классе по теме "Виды сложных предложений" 2009
На данном уроке продолжается работа по формированию навыков анализа лирического текста, прививается чуткое отношение к слову, закрепляется умение работать со справочной литературой, ведется подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина, развивается умение работать самостоятельно.
-
Авторская программа элективного курса по литературе "Литературное исследование" 2009
Программа элективного курса предпрофильного образования "Литературное исследование" основана на проектной методике и направлена на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность учащихся. Планирование строится по блочно-модульному принципу, в основе организации работы учащихся — технология обучения в сотрудничестве, опережающее обучение.
-
Интегрированный урок (история + литература) для 10-го класса "Гроза двенадцатого года" 2009
Урок-панорама по технологии интегрированного обучения. Урок дает углубленное восприятие учащимися единой картины войны 1812 года, формирует понятие о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в разных сферах художественного творчества.
-
Возможности интеграции литературы со смежными видами искусства в эстетическом воспитании учащихся 2009
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развития творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.
-
Основные подходы в обучении и воспитании сельских школьников 2009
Актуальность нашей работы "Основные подходы в обучении и воспитании сельских школьников" усиливается в связи с реальным состоянием образовательного развития сельской молодежи. Старшеклассники, находящиеся на ступени личностной социализации, являются наиболее незащищенными и уязвимыми в обществе; в период своего формирования они подвергнуты влиянию негативных проявлений, что особенно ярко проявляется при относительной свободе.
-
Урок внеклассного чтения в 9—11-х классах. Урок-размышление на тему "«Люблю Отчизну я…». Время. Эпоха. Судьба" 2009
Синтез искусств (музыка, художественное слово, театр), используемый в постановке спектакля, дает возможность детям с разными психофизическими возможностями самоутвердиться, самореализоваться, почувствовать в себе уверенность к самосовершенствованию. Увлекательный сюжет и яркие сказочные персонажи позволят музыкальным руководителям и педагогам дополнительного образования создать наиболее благоприятную атмосферу для реализации творческих способностей каждого ребенка.
-
Урок по теме "Мотивы Москвы в творчестве Марины Цветаевой" 2009
Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешь безошибочно — по особенному распеву, неповторимым ритмам, интонации. Свобода и своеволие "души, не знающей меры", — ее вечная, самая дорогая ей тема. Любовь у Цветаевой всегда "поединок роковой", всегда спор, конфликт и чаще всего — разрыв. И еще любовь к Москве — трепетная, трогательная — которую она пронесла через всю свою жизнь.
-
Сравнительный анализ стихотворений "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (факультативное занятие по словесности в 9-м классе) 2009
В школе на уроках литературы необходимо уметь анализировать лирические произведения, поэтому анализ стихотворения - основная тема моего факультативного занятия, цель которого - сформировать умения и навыки сопоставительного анализа лирического произведения. Для анализа я взяла два стихотворения с одинаковым названием "Узник" - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературно-музыкальная гостиная "Салют, Победа" 2009
Предлагается сценарий литературно-музыкальной композиции на тему Победы в Великой Отечественной войне.
-
Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского) 2009
Урок в 9-м классе по творчеству Маяковского позволяет дать представление о ранней лирике поэта, показать новаторский характер поэтики, познакомить с биографией, формировать правильное понимание поэзии Маяковского. На примере стихов «А вы могли бы?» и «Нате!» учащиеся учатся анализировать и интерпретировать поэтический текст.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Журавли»" 2009
Это первый урок изучения творчества Н.А. Заболоцкого в 6-м классе. Урок когнитивный с использованием методов личностно-ориентированного обучения: целеполагания, эмпатии, исследования. Он предполагает развитие творческих способностей и формирование нравственных качеств учащихся.
-
Литературно-музыкальная композиция по теме "Так что есть красота?" 2009
Диалог и творческая атмосфера, процесс интеллектуального общения, умение работать с различной литературой, углубленная самостоятельная работа с художественными произведениями, выразительное чтение как результат анализа текста — вот далеко не весь перечень возможностей уроков-композиций.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Здесь духа мощного господство, здесь утонченный жизни цвет". Жизнь, творчество, судьба Ф.И. Тютчева 2009
Цель этого занятия: обобщить сведения учащихся о творчестве Ф.И. Тютчева; привлечь внимание к поэзии и музыке вообще; развивать творческие способности и позитивные личностные качества учащихся. Содержательная часть сценария рассчитана на участие в нём учащихся разных классов (возрастов).