Элективный курс предпрофильной подготовки "Ямб или хорей"

Разделы: Литература


Одной из сложнейших и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и особенно поэтического текста.
Содержание стандарта по литературе предполагает изучение основных теоретических понятий, необходимых для анализа поэтического текста, но времени на изучение недостаточно, и потому, если понятие «темы», «идеи», изобразительно-выразительных средств усваиваются учащимися удовлетворительно, то понимание роли формальных элементов стихотворения воспринимаются поверхностно, неосознанно. Поэтому данная программа рассчитана на учащихся 9-х классов, интересующихся поэзией, желающих проникнуть в мир поэта. Она может помочь одаренным школьникам углубить свои знания, развить творческие способности, подготовиться к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях и творческих конкурсах, а также ориентировать на выбор профиля обучения и выбор профессии.

Цель программы: эстетическое развитие учащихся, их приобщение к красоте русской поэзии, углубление и расширение филологических знаний.

Задачи программы:

  • Расширение кругозора учащихся, увеличение объема их знаний о формальных элементах стихотворения.
  • развитие устной и письменной речи, мышления и творческих способностей учащихся, личностной ориентации учащихся.
  • формирование умений по определению роли формальных элементов в раскрытии идеи стихотворения, по обучению анализу в единстве формы и содержания.
  • Воспитание сознательности, ответственности за индивидуальный выбор, умение вести диалог.

При таком подходе, созданном по принципу «от формы к содержанию» анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика.
Содержание программы выходит за рамки содержания Стандарта по литературе, материал располагается по уровню сложности: от простого к сложному. Формы проведения занятий разнообразны: игра, лекция, практикум, творческая работа.

Результаты обучения:

В результате освоения программы учащиеся должны:

  • иметь представление о формальных элементах стиха;
  • знать формальные элементы стиха: строфу, размер, ритм, рифму, интонацию, звукопись;
  • уметь определять размер, ритм, рифму, интонацию и роль их в раскрытии идеи стихотворения;
  • владеть анализом в единстве содержания и формы.

Время на изучение программы – 15 часов.

Контроль за усвоением программы осуществляется в ходе проведения тестов, творческих работ, самостоятельных работ по анализу текста.

Виды деятельности определяются учителем и учащимися. Это может быть индивидуальная и групповая работа по анализу текста, определению роли формальных элементов в тексте, поисковая самостоятельная работа, выполнение заданий творческого характера (написание стихов)
При изучении данного курса можно использовать учебно-методический комплект «Русская словесность» (Горшков 10 класс, Р.И. Альбеткова 7, 8, 9 класс) которые имеются в школе
По окончании изучения данного курса учащиеся должны дать анализ (на выбор) поэтических текстов в единстве содержания и формы. Для анализа могут быть предложены произведения поэтов XIX – XX веков. 

Учебно-тематический план:

Тема

Кол-во часов

Виды и формы деятельности

Вид контроля

1

Из истории стихосложения

1 час

Лекция, беседа Опорный конспект

2

Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Стихотворные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

3 часа

Практикум, работа в парах Практическая работа, самостоятельная работа. Тест

3

Рифма, виды рифм

2 часа

Практическая работа, игра «Буриме» Практическая работа. Тест. Составление и подбор рифм

4

Ритм стихотворения. Основные факторы ритма

3 часа

Лекция + групповая работа Практическая работа

5

Строфа. Тип строф

1 час

Лекция, работа с учебником Практическая работа

6

Интонация и ее многообразие

1 час

Слушание аудиозаписей. Практическая работа Практическая работа

7

Аллитерация и ассонанс

1 час

Работа в группах, игра Практическая работа

8

Обобщение материала по стихосложению

1 час

Самостоятельная работа в группах, игра Тест, практическая работа

9

Контроль. Анализ стихотворений.

1 час

Практикум. Создание сочинений-анализов стихотворений.

10

Контроль. Создание собственных сочинений, мультимедийных проектов

1 час

Конференция Выступление учащихся с творческими работами по анализу стихотворений. Рецензирование

Содержание программы:

  1. Из истории стихосложения (1 час)

Понятие о стихотворной речи. Тоническое, силлабическое и силаббо – тоническое стихосложение. Особенности систем стихосложения. Акцентный стих, верлибр.

  1. Стихотворные размеры (3 часа)

Понятие стопы. Двусложные и трехсложные стопы. Двусложные размеры: ямб и хорей. Трехсложные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий. Пиррихий и спондей

  1. Рифма. Виды рифм (3 часа)

Понятие рифмы. Виды рифм: парная, перекрестная, опоясывающая. Точные и неточные. Мужские и женские. Дактилические. Открытые и закрытые рифмы. Монорим. Белый стих.

  1. Ритм стихотворения (2 часа)

Понятие о ритме. Важнейшие факторы ритма: пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма. Слово. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, инверсия, умолчание, риторический вопрос, восклицание, обращение.

  1. Строфа. Типы строф (1 час)

Понятие строфы. Виды строф: двустишие, трехстишие, катрены, октавы, сонеты, онегинская строфа, и т.д.

  1. Интонация и ее многообразие: разговорная, ораторская, песенная, грустная, трагическая, ироническая. Основные элементы интонации: логические ударения, паузы, грамматические, психологические, цезуры, межстиховые, мелодика. (1 час.)
  2. Звуковая сторона стихотворения. Аллитерация и ассонанс ( 1 час)
  3. Повторение и обобщение материала. Выполнение практических и творческих работ (3 часа)

Содержание курса:

Модуль 1. Из истории стихосложения

Урок № 1. Понятие о стихотворной речи. Тоническое, силлабическое, силлабо – тоническое стихосложение.

Цели:

  • Закрепить понятия о системах стихосложения и знать их отличительные особенности.
  • Дать понятие акцентного стиха, верлибра.
  • Уметь определять тип стихосложения.

Модуль 2. Стихотворные размеры

Урок № 2. Понятие стопы. Двухсложные и трехсложные стопы. Двухсложные размеры. Пиррихей и Спондей
Урок № 3. Трехсложные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий.
Урок № 4. Практикум. Стихотворные размеры и их роль в стихотворении.

Цели:

  • Закрепить понятия о двусложных и трехсложных размерах стиха.
  • Дать понятие пиррихея и спондея и их роли в поэтическом тексте.
  • Уметь определять стихотворные размеры, роль этого формального элемента.

Модуль 3. Рифма, виды рифм

Урок № 5. Понятие рифмы. Виды рифм: парная, перекрестная, опоясывающая. Точные и неточные. Мужские, женские, дактилические. Открытые и закрытые.
Урок № 6. Практикум по определению рифм. Тестирование. Монорим. Белый стих.

Цели:

  • Закрепить понятие о рифме и ее разновидностях
  • Дать понятие о монориме и белых стихах.
  • Уметь определять рифму и ее роль в поэтическом тексте.

Модуль 4. Ритм стихотворения

Урок № 7. Понятие о ритме. Важнейшие факторы ритма: пиррихей, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифмы, слово.
Урок № 8. Синтаксические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизм, инверсия, умолчание, эллипсис, риторический вопрос, восклицание, обращение.
Урок № 9. Практикум. Роль ритма в идейном содержании стихотворения.

Цели:

  • Закрепить понятия о ритме.
  • Дать понятие анафоры, эпифоры, эллипсиса;
  • Уметь находить синтаксические фигуры, основные факторы ритма и определять их роль в содержании стихотворения.

Модуль 5. Строфа

Урок № 10. Понятие строфы. Виды строф
Цели:

  • Закрепить понятие строфы
  • Знать виды строф
  • Уметь определять вид строфы, ее роль в тексте.

Модуль 6. Интонация

Урок № 11. Основные элементы интонации: логическое ударение, паузы, грамматические, психологические, межстиховые, мелодика. Многообразие интонаций.

Цели:

  • Научить определять интонацию по ее элементам
  • Знать виды интонаций

Модуль 7. Звуковая сторона стихотворения

Урок № 12. Аллитерация и ассонанс. Звукопись. Их роль в поэтическом тексте.

Цели:

  • Закрепить понятие ассонанса и аллитерации
  • Научить определять их роль в тексте.

Модуль 8.

Урок № 13. Обобщение и систематизация знаний о формальных элементах стихотворения. Практикум.

Цель:

  • Закрепить знания о формальных элементах стихотворения
  • Проанализировать поэтические тексты

Модуль № 9 Контроль знаний по курсу

Урок № 14 – 15. Самостоятельная работа. Анализ поэтических текстов. Составление (написание) собственных стихотворений.

Цель:

  • Проконтролировать знания учащихся
  • Развивать творческие способности учащихся
  • Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.

Основные понятия курса:

Тоническое стихосложение (от ар. Tonos – ударение) – система стихосложения, основанная на более-менее  одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках  независимо от числа слогов в строке и количества безударных  слогов между ударениями.
Силлабическое стихосложение (от гр. Sylla  вё – слог) – система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки
Силаббо – тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на чередовании ударных и безударных слогов.
Стопа – повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов
Пиррихий – стопа из двух безударных слогов
Спондей – стопа из двух ударных слогов
Клаузула – окончание стихотворной строки,  считая с последнего ударного слога.
Рифма – созвучие окончаний или клаузул.
Строфа – это сочетание двух или нескольких стихов, объединенных по определенным правилам (системой рифм, общей интонацией), обычно повторяющейся в стихотворении
Размер – метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.
Ритм – основа поэтической речи, чередование ударных и безударных слогов, стоп, повторение однородных явлений через равные промежутки.
Акростих – стихотворение, в котором наглядные буквы каждой строки при чтении сверху вниз составляют слово или фразу.
Акцентный (тонический стих) – стихи, основанные на примерно одинаковом  количестве ударных слогов в строках, место же ударений и количество безударных слогов произвольно.
Аллитерация – повторение согласных звуков, придающее высказыванию особую выразительность.
Анафора – единоначатие, повторение начала строк в стихах или начала предложений в прозе.
Ассонанс – повторение гласных звуков в поэтическом тексте, средство художественной выразительности.
Белые стихи – стихи без рифмы
Инверсия – необычный порядок слов в предложении
Монорим – стихотворение, строки которого связаны одной повторяющейся рифмой.
Пауза – выразительное средство звучащей речи: перерыв в звучании.
Перенос – выразительное средство стиха:  несовпадение синтаксических и стиховых пауз.
Повтор – повторение звуков, слогов, выражений, морфем, грамматических свойств слов и предложений в стихах и прозе.
Фигурные стихи – стихотворение, строки которого образуют какую-либо фигуру.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методический комплект:

  1. Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности», учебник для общеобразовательных учреждений (5 – 9 класс) Дрофа. Москва 2003 г.
  2. Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словестности». Методические рекомендации к учебнику Дрофа. Москва 2000 г.
  3. Горшков А.И. «Русская словесность» учебное пособие для учащихся. Просвещение. Москва 1995 г.

Список литературы для учителя:

  1. Альбеткова Р.И.  «Русская словесность. От слова к словесности» (методические  рекомендации к учебникам «Русская словесность» 5 – 9 класс) Москва. Дрофа 2000 г.
  2. Волков С. «Стихи: читаем и считаем». Приложение к газете 1 сентября. «Литература» № 24 2003 г.
  3. Горшков А.И. «Русская словесность» (учебное пособие для учащихся), Москва, Просвещение 1995 г.
  4. Каганович С.А. «Обучение анализу поэтического текста», «Русское слово» Москва, 2006 г.
  5. Карнаух Н.Л. Щербина И.В. «Письменные работы по литературе, 9 – 11 классы» Дрофа, Москва 2003 г.
  6. Львова С.И. «Уроки словесности в 5 – 9 классах», Дрофа, Москва.
  7. Маймин Е.А. «Опыты литературного анализа, «Просвещение», Москва 1972 г.
  8. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением» Москва Высшая школа 1990 г.
  9. Тимофеев Л.И. «Основы теории литературы», Просвещение, Москва 1971 г.

Список литературы для учащихся:

  1. Альбеткова Р.И. «Русская словесность» учебник 8 – 9 класс. Дрофа, Москва 2003 г.
  2. Доронина Т.В., Францова Н.В. «Анализ стихотворения» (учебное пособие для школьников и абитуриентов) Издательство «Экзамен» Москва, 2004 г.
  3. Пирогова Л.И. «Словесные игры по русскому языку и литературе» Издательство «Школьная пресса», Москва 2004 г.