Интегрированный урок (технология + литература) по теме "Православный праздник Пасхи в русской литературе и прикладном творчестве"

Разделы: Литература, Технология


Цель урока: формирование элементов информационно-технологической, культуроведческой, коммуникативной и кооперативной компетенций школьников.

Задачи:

  • развивать представление детей о культурных и духовно-нравственных традициях русского народа посредством анализа глав повести И.С.Шмелёва "Лето Господне", посвящённых изображению праздника Пасхи;
  • овладеть навыками росписи пасхальных яиц, изготовления пасхальных украшений и блюд;
  • реализовать краткосрочный проект книги "Пасха красная";
  • развивать навыки подготовки сообщений на заданную тему и монологической речи.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • книжная тематическая выставка,
  • пасхальная выставка прикладного творчества и кондитерских изделий,
  • деревянные заготовки яиц,
  • заготовки для яиц-крапанок,
  • лоскуты ткани,
  • тесьма,
  • стразы,
  • клей ПВА,
  • кисти,
  • ножницы,
  • заготовки для гирлянд,
  • пищевой краситель.

Ход урока

Презентация.

1. Вступительное слово. Актуализация знаний. Постановка цели урока (слайд №1).

Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православной русскою верой.

Словами И.Северянина мы начинаем урок, посвящённый традициям православного праздника Пасхи в русской литературе и прикладном творчестве. Вы знаете, что 27 апреля все христиане отметили праздник Пасхи и что всю эту неделю пасхальные торжества продолжаются, а сама неделя называется Святой, Великой, Светлой.

Сегодня мы предлагаем вам окунуться в атмосферу пасхального праздника, обратиться к духовно-нравственным и культурным традициям нашей страны и провести урок-экскурсию. Результатом же совместной работы станет книга о Пасхе для школьной библиотеки.

2. Работа с текстом повести и дополнительными источниками.

Учитель:

- Дома вы читали главы из повести Ивана Сергеевича Шмелева "Лето Господне". Попробуем их прокомментировать с исторической, литературной и библейской точки зрения. А начнём мы нашу экскурсию с представления автора и самой книги "Лето Господне".

1 группа (слайд № 2):

"Лето Господне" - книга о семилетнем мальчике, его радостях и горестях, написанная далеко от Москвы, в которой он жил. Жестокие события революции 1917 года и Гражданской войны забросили автора, Шмелёва Ивана Сергеевича, в эмиграцию, за рубеж. С 1922 года по 1950 год, год своей кончины, писатель провёл во Франции и там создал лучшие свои произведения: "Солнце мёртвых", "Богомолье", "Лето Господне".

Замысел повести "Лето Господне" возник в 20-е годы, когда, глядя на Россию "издалека", писатель обращается к вечным ценностям и находит их в своём детстве. Книга состоит из трёх частей: "Праздники", "Праздники - Радости" и "Скорби". Если вчитаться в названия глав ("Великий пост", "Благовещенье", "Пасха", Троицын день", Рождество", Крещенье", "Масленица"), можно увидеть, что повествование развивается в соответствии с православным календарём. Перед читателем постепенно от Великого поста к Пасхе, от Рождества к Святкам - от праздника к празднику - протекает жизнь одной из московских семей, а вместе с ней и жизнь всего русского народа. Отсюда и название - "Лето Господне". Временами жизнь омрачается скорбями и несчастьями, но всё повествование освещено любовью и верой. Может быть, поэтому, по воспоминаниям современников, "у людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежали томики "Лета Господня". Когда-то сам Шмелёв вспоминал, что в его патриархальной, религиозной семье он не помнит ни одной книги, кроме Евангелия. А теперь его книга рядом с Евангелием, потому что является энциклопедией русской жизни, воссоздающей духовную атмосферу православной семьи в дореволюционной России, потому что утоляет "голод духовный", вселяет веру в воскресение человека и России.

Учитель:

- Мы отметили, что автор повести "Лето Господне" воссоздаёт духовную атмосферу российской семьи, эмоционально и вдохновенно описывая годовой круг православного календаря. Центральное место в этом календаре занимает, безусловно, Пасха. Расскажите, как к этому празднику готовились герои повести И.С.Шмелёва?

2 группа (слайды №3, №4):

Первая глава повести "Лето Господне" называется "Великий пост" и рассказывает об изменениях в жизни народа перед Пасхой. Люди прибирают свои жилища, снимают все дорогие вещи, а сами облачаются в "затрапезные платья с заплатками". В домах становится неуютно и как-то мрачно, нет ни ковров, ни штор, на мебели серые чехлы, а лампы завязаны в коконы. В буфете оставляют самые расхожие тарелки "с бурыми пятнышками-щербинками".

В пост многие блюда не употребляются, кто-то сушит "чёрные сухарики с солью" и весь пост будут с ними пить чай - "за сахар". Вместе с тем выбор в еде остается большим: постный рынок представляется великим торгом, где можно купить клюкву и бруснику, сбитень и мёд, соленые огурцы и капусту, горох и "лесную говядинку" - грибы.

В пост люди ограничивают себя не только в еде, но и в речи. Сквернословить всегда нехорошо, а в пост это - великий грех. На улице раздается "плачущий и зовущий благовест - по-мни, по-мни... это жалостный колокол, по грешной душе плачет" и словно призывает помнить о страданиях Христа во имя спасения всего человечества. В храме в эти дни особенно пустынно, тихо. Некоторые свечи убирают, снимают с икон венки и ленты: к Пасхе все новое будет. Становится темно, лишь по углам теплятся редкие свечки. В домах зажигают "постные" голого стекла лампадки.

Итак, в Великий пост люди пытаются жить, как можно скромнее: ограничивают себя в еде, речи, одежде, ходят в церковь, читают молитвы. Народ делает все это, чтобы быть светлее и чище душой.

Учитель:

- И вот пост на исходе. Какое настроение царит в течение всей Святой недели? Какими красками автор описывает Пасху, какими звуками наполняет картину праздника?

3 группа (слайд № 5):

Очень старательно готовились люди к празднику Пасхи: долбили лёд на мостовой, до камушка, чтобы ходить было легко, не скользко. Приносили из амбара "паука", круглую щётку на пестике, обметать потолки. В булочных - белые колпачки на окнах с буквами "Х. В." и карусельки с разноцветными яичками. Всюду вороха пасхальных роз для убранства икон, украшения пасхи и куличей. Готовятся гирлянды из свечей для украшения храма. В ночь с субботы на воскресение в храмах праздничное богослужение с крестным ходом. Ощущение праздника во всём: в колокольном звоне ("За окнами перезвон весёлый, ликует Пасха. Теперь уж по всей Москве, всех пускают звонить на колокольни, такой обычай - в Пасху поликовать"), в звуках ликующей природы ("В передней, рядом, заливается канарейка, а скворца даже из столовой слышно и соловья из залы. Всегда на Пасху птицы особенно ликуют, так устроено у Творца"), в цветовом богатстве (В зале обои розовые - от солнца. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные. Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. На образах веночки из розочек. Главный цвет - красно-пунцовый) и даже в ароматах - повсюду царит священный запах горячего воска и можжевельника.

Героя "ослепляет блеском" "утра-солнца", всё вокруг кажется ему святым: "Я просыпаюсь радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске - веселый звон: Будто ещё во сне - звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза - и вдруг вспоминаю: да это Пасха! Яркое утро-солнце, пасхальный звон!" Ожидание праздника проникнуто ощущением святости всего происходящего: на дворе весёлая работа, сколачивают щиты и звёзды, поправляют пасочницы. На всё это с радостью и замиранием сердца смотрит главный герой.

Учитель:

- Из всего сказанного видно, что праздник Пасхи имеет большое значение в жизни русского народа, так как связан с искуплением грехов, воскресением и даром вечной жизни. История этого праздника уходит своими корнями глубоко в древность. Какова же она? Послушаем библейский комментарий.

4 группа (слайд № 6 ):

Новозаветная Пасха получила название Праздник праздников, Царь дней или Велик день. Иудейские племена отмечали её весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с исходом евреев из Египта.

Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа, называя Светлое Христово Воскресение.

В Библии рассказывается о том, что "приближался праздник Пасхи, и паломники со всего света направились в Иерусалим. Собрался в Иерусалим и Иисус. В город он въехал на осле, как было сказано в псалмах Давида.

Затем Иисус с учениками направились к главному храму, во дворе которого шла бойкая торговля. Возмущённый Учитель разогнал торговцев и, войдя в храм, стал проповедовать царство Божие. В этот же день фарисеи решили тайно арестовать Иисуса. Эта задача была бы невыполнима, если бы против Иисуса не дал согласия свидетельствовать один из его учеников - Иуда из Кериота.

В четверг на Тайной вечере Учитель сказал ученикам своим, что время его истекает, и внимательно посмотрел на Иуду, который понял, что предательство его известно Иисусу.

Поздно вечером Иисус с учениками вышли из города и пошли в Гефсиманский сад, что был расположен у подножия Масличной горы. Здесь Иисус попросил учеников подождать его, а сам пошел в глубину сада. Долго Иисус молился и просил у Бога пощады, он глядел в небо с надеждой, но звезды и луна были холодны и мертвы. Он просил прощения у Бога за все грехи этого мира, которые он хотел взять на себя. Под утро Иисус отправился к ученикам, которые мирно проспали всю ночь и тут же был арестован, преданный поцелуем Иуды.

Утром, в пятницу, в канун великого праздника Пасхи, Иисус был осужден. В день казни воины глумились над Христом: надели на него царскую мантию, венок и низко кланялись ему. Затем на Христа взвалили крест и повели по улицам города к месту казни. Под крики и вопли он вышел из города и поднялся на Голгофу, где и был распят.

Убедившись, что Иисус мертв, его завернули в полотно и увезли в рощу, лежавшую неподалеку. В этой роще была одна незанятая гробница, в которую решили положить тело Иисуса. К гробнице первосвященник приставил охрану, так как опасался, что фанатики могут выкрасть тело Иисуса, чтобы потом рассказывать всем, что Иисус воскрес.

В ночь с субботы на воскресенье, в полночь, из гробницы донесся гул, затем неведомая сила вдруг отбросила камень далеко от входа и вокруг разлилось голубое сияние. Стражники в ужасе убежали прочь. На рассвете одна из учениц Иисуса, Мария Магдалина, пришла в рощу, чтобы поклониться гробнице Иисуса. Она увидела камень, отваленный от входа, и вошла в склеп, который оказался пуст. Она испугалась и хотела убежать, но увидела на краю гроба ангела.

-Что ты ищешь живого посреди мёртвых? - спросил он. - Не бойся. Пойди к ученикам Иисуса и расскажи о том, что видела.

Так, согласно Библии, произошло чудо воскресения Иисуса Христа.

Учитель:

- Продолжая нашу экскурсию по книге Шмелева и истории праздника Пасхи, невозможно обойти стороной богатейшие пасхальные традиции, также нашедшие отражение в повести "Лето Господне". Без чего невозможно представить пасхальный стол в первую очередь?

5 группа (слайд № 7, демонстрация кулича и творожной пасхи, специально приготовленных к уроку):

Почётное место на пасхальном столе занимает "сырная пасха, приготовленная из творога в деревянной (берёзовой) форме в виде четырёхгранной пирамиды, на стенках которой обычно вырезались узоры и буквы. В повести мы читаем, как Горкин поправляет пасочницы ( так называются формы), "он ковыряет на дощечке и появляется виноград, потом вырезает священный крест, иродово копьё и лесенку - на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки "Х.В.". Вслед за этим "у Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Пекаря, засучив рукава, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы". "Я помогаю тереть творог на решете. Протирают все - в пять решет: пасох нам надо много", - восклицает герой.

Не меньшее значение придаётся куличу - пасхальному хлебу. Считалось, что если кулич удался, то в семье всё будет хорошо, если же в печи он не подошёл, растрескалась корка, то надо ждать несчастья. У Шмелева читаем: "На большом подносе - темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные яйца .. Пасхи и куличи, в цветах, - утыканы изюмом." Пасхи и кулич в "чистый" четверг на страстной седмице освещают в церкви, утром на Пасху разговляются ими, иногда от пасхи отрезали кусочек и хранили его как лекарство, сухарики от кулича тоже берегли до следующей Пасхи.

Учитель:

- Воскресение к жизни после смерти очень трудно представить, но человек смог и здесь найти символическое объяснение, избрав главным атрибутом праздника - пасхальное яйцо. Расскажите, какой смысл вкладывался в символику яйца и какие традиции росписи и украшения яиц существовали на Руси.

6 группа (слайд №8):

Центральное место в пасхальной обрядности занимает крашеное яйцо, оно является символом праздника. Праздничный пасхальный обед начинался с разрезания освещённого в церкви яйца на столько частей, сколько было членов семьи. Каждый молча съедал свой кусочек и после этого начинался обед.

Существует ни одна техника росписи пасхальных яиц:

  • писанки - яйца, имеющие много цветов, рисуются воском;
  • крашенки - яйца одного цвета, которые постоянно готовят наши мамы и бабушки;
  • драпанки - яйца, которые сначала красят одним цветом , а потом сверху острым предметом (например, иголкой ) выцарапывают рисунок;
  • рисованки - расписывают кисточкой, фломастером, карандашом;
  • крапанки - яйца, на которые сначала воском наносят крапинки, а затем опускают в краситель.

Расписывались не только птичьи яйца, но и яйца, изготовленные из различных материалов. Например, выполненные из дерева, глины, мрамора - "яйчата".

Каждый рисунок на пасхальном яйце имел свое смысловое значение. На яйца наносили рисунки растений, животных, орнаменты. Треугольник - это символ огня, бессмертия, мужской и женской силы. Крест - символ Вселенной, знак четырех сторон света, четырех ветров. Солнце - символ света и жизни. Ветка - символ вечной жизни.

В старину люди придавали особое значение и цвету, в который разрисовывали яйца: красный - радость жизни, голубой - здоровье, зеленый - пробуждение природы, красный с белым - семейный праздник, мир и счастье,

коричневый и бронзовый - символ земли-матери, ее щедрый дар человеку.

Освещённому яйцу приписывались магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь. Чудодейственной силой наделяли и скорлупу, которую в старину добавляли в зерно для посева.

Существовал обычай дарить крашеные яйца. Согласно легенде, исходит он от Марии Магдалины, которая подарила яйцо римскому императору со словами "Христос воскрес". Удивился император и сказал:

- Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яичко может стать красным!

И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным!

3. Групповая творческая работа (10 минут). Оформление пасхальной выставки и создание макета книги для школьной библиотеки (слайд №9, фотографии с урока на слайдах с № 15 по №20).

Учитель:

- Каких-то только чудес не бывает на Пасху: и пасхальные яйца, и фигурки ангелочков и птичек, и всевозможные гирлянды, и открытки. И сейчас мы предлагаем вам своими руками сотворить эти чудеса и украсить ими нашу экспозицию ( 1 группа - используя деревянные заготовки, оформляют яйчата в технике "аппликации"; 2 группа - изготавливают крапанки; 3 группа - вырезает бумажные гирлянды и фигурки птиц и ангелов; 4 группа - вырезают из картона и собирают подставки для яиц; 5 группа - оформляют шкатулки для яйца-сувенира; 6 группа - разрисовывает пасхальные открытки).

4. Работа с дополнительной литературой и текстом повести.

Учитель:

- Экспозиция наша всё пополняется, и мы продолжаем. В повести читаем: "На столике у постели - пасхальные подарки. Серебряное портмоне-яичко на золотой цепочке, большое сахарное яйцо, с золотыми большими буквами - "Х" и "В", : и ещё - золотисто-хрустальное яичко, граненое все, чудесное!" Действительно, существовала необыкновенная традиция дарить пасхальные яйца. Познакомимся с ней поближе.

6 группа (слайды №10, №11, №12):

Ведущую роль в ювелирном искусстве конца XIX - начала XX века играла фирма Фаберже, изготовлявшая серебряные и золотые столовые сервизы, канделябры, подсвечники, письменные приборы из серебра и бронзы. Фантазия К. Фаберже нашла достойное применение и в изготовлении подарочных пасхальных яиц. В коллекции Оружейной палаты хранятся 10 пасхальных сюрпризов, изготовленных по заказам императорской семьи.

Ни один посетитель Оружейной палаты не проходит мимо витрины, не остановив взгляда на яйце - часах 1899г. Работы М. Перхина. Тулово золотой вазы с букетом лилий покрыто прозрачной эмалью по резному фону. М. Перхиным изготовлено и серебряное пасхальное яйцо, посвящённое строительству транссибирской магистрали. Этому же мастеру принадлежит и ажурное яйцо из листьев клевера. В память о посещении в 1904 году императорской семьёй торжественных пасхальных праздников в древней столице создаётся музыкальная шкатулка - модель архитектурного комплекса Московского Кремля. Изящными гирляндами из золота с бриллиантами инкрустирована поверхность нефритового яйца с клеймом Г. Вигстрема. Оно украшено пятью великолепными детскими портретными миниатюрами на кости. Внутрь яйца вкладывается удивительно тонко выполненная модель Александровского дворца в Царском Селе. Золотая модель яхты "Штандарт" также работа Вигстрема. В 1913 году Генрик Вигстрем создаёт юбилейный пасхальный сюрприз, который, как и все его работы, отличает виртуозная техника исполнения. Тулово золотого яйца покрыто белой эмалью с накладным ажурным стилизованным орнаментом с геральдическими двуглавыми орлами, коронами и царскими венцами. А в 1916, отдавая дань грозным годам первой мировой войны, Генрик Вигстрем году создаёт последний из сохранившихся в коллекции музея пасхальных сюрпризов в виде стального яйца, опирающегося на 4 снаряда.

Кроме яиц, хранящихся в Оружейной палате, теперь в Россию возвращены ещё 9, выкупленные Виктором Вексельбергом за рубежом более чем за 100 миллионов долларов.

Все показанные сувениры относятся к светским, вместе с тем существует и традиция росписи яиц по православным канонам иконописи, возрождающаяся в последнее время.

Учитель:

- Проснувшись в пасхальное утро, герой повести Шмелёва перебирает в уме, что же ещё в эти светлые дни будет хорошего, зададимся этим вопросом вместе с ним и вспомним о любимой пасхальной забаве - играх "Стукалки" и "Покатушки".

6 группа (слайд №13):

Любимой пасхальной забавой особенно у русских, является катание яиц. Оно начинается в первый день Пасхи, после обеда, и продолжается иногда всю пасхальную неделю. Катают яйца с какого-нибудь бугорка или для этого делают специальные лоточки. Когда катящееся яйцо ударяется о яйцо, лежащее на земле, играющий берет это яйцо себе. Был и другой вариант игры: делали деревянный лоток, вокруг него освобождали ровное, пустое место, на котором раскладывали маленькие призы-игрушки. Играющие подходили по очереди к "катку" и катили яйцо. Предмет, который тронет яйцо, доставался хозяину яйца. Наконец, целью данной игры могло быть и сбивание крашенки соперника. Смотреть, как катают яйца, раньше обычно собиралась, чуть ли не вся деревня.

Распространена и игра в "битки" (по другому "стукалки") - одно крашеное яйцо ударялось о другое, победителем оказывался тот, у кого яйцо оставалось целым. Для этой игры еще до крашения отбирались заранее проверенные экземпляры.

Учитель (слайд №14):

- "Пасха!... - будет ещё шесть дней, и сейчас будем разговляться, как и вчера, будет кулич и пасха: и ещё долго будет солнце, и звон-трезвон, особенно радостный, пасхальный, и красные яички, и запах пасхи: а сегодня поедем в Кремль, будем смотреть соборы, всякие святости: и будет ещё хорошее: Что же ещё-то будет?" - читаем мы в повести "Лето Господне" и вспоминаем ещё один добрый обычай: прощать все обиды. Не случайно Пасха на Руси звалась Красной, значит красивой, дорогой, долгожданной. То, с какой радостью люди встречали этот праздник, говорит прежде всего о том, что жизнь превыше всего, и прожить её надо ярко, осветив добрыми делами, лучезарными улыбками, сиянием любящих глаз.

5. Подведение итогов и домашнее задание.

Урок заканчивается пасхальными угощениями и играми. Школьному библиотекарю вручается макет книги с образцами пасхальных открыток, описанием технологии украшения яиц и др. На дом ребята получают задание приготовить для своих близких пасхальные сувениры и открытки, снабдив их цитатами из повести И.С.Шмелёва.

Список использованной литературы

  1. Высоцкая Е.В. Обрядовая кулинария. - Минск: Харвест, 1998.
  2. Детская библия. - Москва: Российское Библейское общество, 1994.
  3. Детский православный журнал// С нами Бог. №5, 1994.
  4. Дзюба П.П. Пасха красная. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  5. Журнал// Добрые советы. №4, 2008.
  6. Карпов И.П. Шмелёв в школе. _ Москва.: Дрофа, 2004.
  7. Научно-методический журнал// Школа и производство. №1, 2003.
  8. Родимцева И.А. Московский Кремль. Искусство Фаберже. - Москва.: 1995.
  9. Шмелёв И.С. Лето господне. - Москва: Детская литература, 2004.