Урок литературы в 8-м классе. Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Обида", "Мастер" с использованием стихотворений уральской поэтессы Л.К. Татьяничевой

Разделы: Литература


Тема: Истоки любви, добра, духовной красоты в произведениях В.М.Шукшина и Л.К.Татьяничевой.

Цель: вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя. Связать идею этих рассказов со стихами в творчестве уральской поэтессы Л.К.Татьяничевой.

Задачи урока:

– Посмотреть, какие нравственные вопросы поднимаются в рассказах Шукшина и как они перекликаются со стихами Л.К.Татьяничевой.

– Рассмотреть, как раскрывается проблема нравственности в рассказах Шукшина и стихах Татьяничевой.

Оборудование урока: тексты рассказов, портреты писателя и поэтессы, стихи Л.К.Татьяничевой.

На доске: тема урока, портреты и эпиграфы к ним.

<Приложение 1>, <Приложение 2>, <Приложение 3>

Слово учителя: С биографией Василия Макаровича Шукшина вы познакомились ранее. А вот несколько строк о Людмиле Константиновне Татьяничевой.

Сообщение учащегося о биографии и творчестве Татьяничевой:

Л.К. Татьяничева родилась в г. Арбатове Мордовской АССР. С 15 лет после окончания семилетки она начала работать токарем на заводе. Затем училась в Свердловском институте цветных металлов, около десяти лет сотрудничала в газете “Магнитогорский рабочий”.

В 1941 году Л.К.Татьяничева окончила Литературный институт им. М. Горького.

Начало ее выступлений в печати относится к 1934 году, а первый сборник стихов “Верность” появился в 1944 году.

С той поры поэтесса опубликовала сборники “Родной Урал” (1950), “Малахит” (1960), “Зорянка” (1970), “Корабельный бор” (1974), “Калитка в осенний лес” (1979) и другие.

Основные мотивы поэзии Л.К.Татьяничевой – верность Родине, любовь и радость материнства, величественное обаяние природы Урала, труд и творчество человека.

Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького.

Слово учителя: Родина Шукшина – Алтай, Людмила Константиновна Татьяничева с 10 лет жила и училась в Свердловске. Сейчас прозвучит стихотворение “Реки”. Послушайте и скажите, как это стихотворение связано с нашим уроком?

Реки текут, друг о друге не зная.
Одна – словно легкая песня сквозная,
Другая грохочет высокой волной –
Привычно ей камни ворочать одной.

Но если пути их однажды сойдутся
И если их струи, как руки, сплетутся
И в общее русло войдут на века,
Ты знаешь, какая возникнет река?

В ней скажется все!
И таежная сила,
Которая скалы шутя уносила,
И добрый характер реки голубой,
Что к морю дубравы ведет за собой.

Да, действительно, творчество Шукшина и Татьяничевой – это два истока нравственных уроков, полных жизненной правды. (Читаю эпиграфы к уроку). Стихи и проза сольются в одну реку на нашем уроке.

К сегодняшнему уроку вы прочитали все три рассказа Шукшина: “Волки, “Обида”, “Мастер”. Мне хочется услышать ваше мнение о прочитанном: какой рассказ произвел на вас большее впечатление и почему?

Заслушать отзывы 3–4 учеников.

Благодарю за отзывы. А теперь непосредственно перейдем к работе над рассказами. Работать будем по группам – рядом, так-так вы сидите (3 группы). К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать три рассказа В.М.Шукшина: “Обида”, “Мастер”, “Волки”. Сейчас я раздам вам, каждой группе, вопросы по конкретному произведению и дам буквально 3–4 минутки сосредоточиться.

Раздаю карточки с вопросами:

I. Работа по рассказу “Волки”.

  1. Коротко передайте содержание рассказа.
  2. Какое впечатление производят на вас герои в начале рассказа?
  3. Как раскрываются характеры героев при встрече с волками?
  4. Какие действия Наума вы считаете самыми подлыми?
  5. В чем Иван потерпел поражение, а в чем победил?
  6. Что заключает в себе название рассказа – тему, идею? Почему, по-вашему, рассказ так назван?

Слово учителя: У вас на партах листы со стихами Татьяничевой. <Приложение 2> Я попрошу вас выбрать и выразительно прочитать то стихотворение, которое выражает идею прочитанного рассказа “Волки”.

Подведем итоги: наиболее полными ответами, связной, четкой, громкой речью были ответы……………

II. Работа по рассказу “Обида”.

  1. Коротко передайте содержание рассказа.
  2. Как вы думаете, была ли причина для обиды?
  3. Может кто-то думает по-другому?
  4. Перечитайте вступление рассказа и отметьте основную мысль строкой из текста.

Слово учителя: Автор говорит, что “Благоразумие – вещь не из рыцарского сундука, зато безопасно”.

  1. Благоразумно ли поступил Сашка, решив доказать свою невиновность?
  2. Чего он добился?
  3. А как бы вы поступили?
  4. Почему же автор написал рассказ об этом, чем ему интересен Сашка Ермолаев?
  5. Как вы думаете, зачем в рассказ введен ребенок?

Слово учителя: Какое стихотворение выбрали вы, выразительно прочитайте и выделите основную мысль.

Отметить ответы самых активных учеников.

III. “Мастер”.

  1. Коротко передайте содержание рассказа.
  2. Зачитайте описание главного героя.
  3. Портрет достаточно неприглядный, чем же нас привлекает Семка Рысь?
  4. Добился Семка разрешения на реставрацию церкви. Если нет, то почему?
  5. Игорь Александрович говорит Семке, что обманулся так же, как и он. Обманулся ли Семка? Если да, то в чем?
  6. Зачитайте размышления Семки о церквушке.
  7. Для чего введен автором эпизод с писателем?
  8. Почему так назван рассказ и что заключает в себе название – тему или идею?

Слово учителя: Зачитайте стихотворение, которое вы выбрали.

Отметить ответы самых активных учеников.

Что объединяет все три рассказа? О каких они людях, посмотрите на тему урока?

Завершается урок ресурсным кругом: учащиеся встают, держась за руки, в круг и отвечают на вопрос “Какие уроки нравственности сделал каждый для себя?”. Круг замыкаю я и, заканчивая урок, читаю стихотворение Татьяничевой “Красота доброты”.