Тема: Истоки любви, добра, духовной красоты в произведениях В.М.Шукшина и Л.К.Татьяничевой.
Цель: вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя. Связать идею этих рассказов со стихами в творчестве уральской поэтессы Л.К.Татьяничевой.
Задачи урока:
– Посмотреть, какие нравственные вопросы поднимаются в рассказах Шукшина и как они перекликаются со стихами Л.К.Татьяничевой.
– Рассмотреть, как раскрывается проблема нравственности в рассказах Шукшина и стихах Татьяничевой.
Оборудование урока: тексты рассказов, портреты писателя и поэтессы, стихи Л.К.Татьяничевой.
На доске: тема урока, портреты и эпиграфы к ним.
<Приложение 1>, <Приложение 2>, <Приложение 3>
Слово учителя: С биографией Василия Макаровича Шукшина вы познакомились ранее. А вот несколько строк о Людмиле Константиновне Татьяничевой.
Сообщение учащегося о биографии и творчестве Татьяничевой:
Л.К. Татьяничева родилась в г. Арбатове Мордовской АССР. С 15 лет после окончания семилетки она начала работать токарем на заводе. Затем училась в Свердловском институте цветных металлов, около десяти лет сотрудничала в газете “Магнитогорский рабочий”.
В 1941 году Л.К.Татьяничева окончила Литературный институт им. М. Горького.
Начало ее выступлений в печати относится к 1934 году, а первый сборник стихов “Верность” появился в 1944 году.
С той поры поэтесса опубликовала сборники “Родной Урал” (1950), “Малахит” (1960), “Зорянка” (1970), “Корабельный бор” (1974), “Калитка в осенний лес” (1979) и другие.
Основные мотивы поэзии Л.К.Татьяничевой – верность Родине, любовь и радость материнства, величественное обаяние природы Урала, труд и творчество человека.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького.
Слово учителя: Родина Шукшина – Алтай, Людмила Константиновна Татьяничева с 10 лет жила и училась в Свердловске. Сейчас прозвучит стихотворение “Реки”. Послушайте и скажите, как это стихотворение связано с нашим уроком?
Реки текут, друг о друге не зная.
Одна – словно легкая песня сквозная,
Другая грохочет высокой волной –
Привычно ей камни ворочать одной.Но если пути их однажды сойдутся
И если их струи, как руки, сплетутся
И в общее русло войдут на века,
Ты знаешь, какая возникнет река?В ней скажется все!
И таежная сила,
Которая скалы шутя уносила,
И добрый характер реки голубой,
Что к морю дубравы ведет за собой.
Да, действительно, творчество Шукшина и Татьяничевой – это два истока нравственных уроков, полных жизненной правды. (Читаю эпиграфы к уроку). Стихи и проза сольются в одну реку на нашем уроке.
К сегодняшнему уроку вы прочитали все три рассказа Шукшина: “Волки, “Обида”, “Мастер”. Мне хочется услышать ваше мнение о прочитанном: какой рассказ произвел на вас большее впечатление и почему?
Заслушать отзывы 3–4 учеников.
Благодарю за отзывы. А теперь непосредственно перейдем к работе над рассказами. Работать будем по группам – рядом, так-так вы сидите (3 группы). К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать три рассказа В.М.Шукшина: “Обида”, “Мастер”, “Волки”. Сейчас я раздам вам, каждой группе, вопросы по конкретному произведению и дам буквально 3–4 минутки сосредоточиться.
Раздаю карточки с вопросами:
I. Работа по рассказу “Волки”.
- Коротко передайте содержание рассказа.
- Какое впечатление производят на вас герои в начале рассказа?
- Как раскрываются характеры героев при встрече с волками?
- Какие действия Наума вы считаете самыми подлыми?
- В чем Иван потерпел поражение, а в чем победил?
- Что заключает в себе название рассказа – тему, идею? Почему, по-вашему, рассказ так назван?
Слово учителя: У вас на партах листы со стихами Татьяничевой. <Приложение 2> Я попрошу вас выбрать и выразительно прочитать то стихотворение, которое выражает идею прочитанного рассказа “Волки”.
Подведем итоги: наиболее полными ответами, связной, четкой, громкой речью были ответы……………
II. Работа по рассказу “Обида”.
- Коротко передайте содержание рассказа.
- Как вы думаете, была ли причина для обиды?
- Может кто-то думает по-другому?
- Перечитайте вступление рассказа и отметьте основную мысль строкой из текста.
Слово учителя: Автор говорит, что “Благоразумие – вещь не из рыцарского сундука, зато безопасно”.
- Благоразумно ли поступил Сашка, решив доказать свою невиновность?
- Чего он добился?
- А как бы вы поступили?
- Почему же автор написал рассказ об этом, чем ему интересен Сашка Ермолаев?
- Как вы думаете, зачем в рассказ введен ребенок?
Слово учителя: Какое стихотворение выбрали вы, выразительно прочитайте и выделите основную мысль.
Отметить ответы самых активных учеников.
III. “Мастер”.
- Коротко передайте содержание рассказа.
- Зачитайте описание главного героя.
- Портрет достаточно неприглядный, чем же нас привлекает Семка Рысь?
- Добился Семка разрешения на реставрацию церкви. Если нет, то почему?
- Игорь Александрович говорит Семке, что обманулся так же, как и он. Обманулся ли Семка? Если да, то в чем?
- Зачитайте размышления Семки о церквушке.
- Для чего введен автором эпизод с писателем?
- Почему так назван рассказ и что заключает в себе название – тему или идею?
Слово учителя: Зачитайте стихотворение, которое вы выбрали.
Отметить ответы самых активных учеников.
Что объединяет все три рассказа? О каких они людях, посмотрите на тему урока?
Завершается урок ресурсным кругом: учащиеся встают, держась за руки, в круг и отвечают на вопрос “Какие уроки нравственности сделал каждый для себя?”. Круг замыкаю я и, заканчивая урок, читаю стихотворение Татьяничевой “Красота доброты”.