Литература
-
Джордано Бруно. Внеклассное мероприятие из цикла "Физики и лирики" 2008
Внеклассное мероприятие из цикла "Физики и лирики". Посвящено жизни и деятельности Джордано Бруно, итальянского ученого, философа и поэта. Показывается роль ученого в развитии и отстаивании взглядов Н.Коперника, создании новой картины мироздания, значение идей Бруно для развития науки и мировоззрения.
-
"Лермонтовские параллели" при изучении произведений Л.Н. Толстого в школе 2008
Школьная программа не дает возможности полностью проследить, как взаимосвязано творчество писателей и поэтов. А ведь это особенно важно для учащихся, факультативные занятия позволяют восполнить этот пробел, в частности рассмотреть вопрос о связи творчества Л. Н. Толстого и М. Ю. Лермонтова.
-
Урок-презентация по роману Ф.М. Достоевского "Бедные люди": "Маленький человек: тип или личность?", 9-й класс 2008
Уроки формируют навыки характеристики литературного типа с позиций традиции и новаторства, развивают исследовательскую культуру через сравнение интерпретаций и частично-поисковые задания. Воспитывается уважение к человеку, к творчеству писателя. Ученики от восприятия переходят к выдвижению задач. Групповую работу и коллективный диалог завершает обобщение. Домашнее задание включает создание послания от лица героя; письма другу или эссе о романе; лингвистического анализа эпизода произведения по выбору учащихся. Ключевые этапы отражает электронная презентация.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Сравнительный анализ стихотворения С.Есенина и рассказа А.Платонова «Корова»" 2008
В ходе сравнительного анализа двух произведений дети научились находить в них общее и различное, умению делать выводы и обобщать, понимать основную идею рассказа и стихотворения. На уроке также совершенствовались навыки выразительного чтения, формировалось дальнейшее развитие устной и письменной речи учащихся. Произведения А. Платонова и С. Есенина призваны воспитывать в школьниках чувство жалости к животным и бережное отношение к природе.
-
Певец "страны березового ситца…" 2008
Музыкально-поэтическая композиция, посвященная 110-летию со дня рождения Сергея Есенина.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Нравственные пороки общества 2008
Урок литературы в 7-м классе на тему "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Нравственные пороки общества". Урок комбинированный - изучение новой темы с использованием ИКТ. Урок помогает понять учащимся, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества.
-
"Дорога Совести" в произведениях В.Г. Распутина 2008
Настоящая работа посвящена исследованию "дороги Совести" в произведениях В.Г. Распутина "Последний срок", "Живи и помни". Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью.
-
Открытый урок по литературе в 10-м классе: "Тулон" Андрея Болконского. (Анализ эпизода "Небо Аустерлица") 2008
В ходе урока с помощью создания учебной ситуации перцептивно-мыслительного типа осуществляется повторение основных жизненных этапов Болконского, предшествующих эпизоду; в результате сравнения выявляются противоречия в душе героя накануне сражения. Обозначены крайние границы сознания героя до анализируемого эпизода и после. Задача исследования - выявление причин резких изменений. Выявляются детали, использованные Толстым для разрушения ореола святости Наполеона в сознании героя. В ходе урока использованы элементы решения продуктивных задач.
-
Путешествие по стране Литературии 2008
Урок-игра "Путешествие по стране Литературии" проводится на заключительном уроке литературы в 5-м классе либо в рамках недели русского языка и литературы в школе. Цель игры: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
-
Урок по теме "Родион Раскольников и его двойники". "Свидригайлов: загадка" 2008
Говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Как оказалось, что теория, явившаяся ответом на несправедливость и жестокость мира и призванная его спасти, превращается в теорию его же уничтожения? В какой момент порядочный человек, желающий добра людям, отделяет себя от них и примыкает к тем, кого сам считает воплощением зла?
-
Урок литературы по теме "Труд как основа жизни на земле" 2008
Урок разработан для учащихся 6-х классов. Важнейшее значение в формировании личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература. На данном уроке посредством анализа рассказов А.П.Платонова "Корова", "В прекрасном и яростном мире" раскрывается суть такого важного понятия как ТРУД. В процессе работы учащиеся выводят своеобразную формулу, раскрывающую слагаемые рассматриваемого понятия. Это помогает им самостоятельно сделать вывод, а учителю сформировать у учащихся определенную позицию.
-
Приемы технологии критического мышления как средство развития речи учащихся 2008
Использование на уроках приема технологии критического мышления – чтения с остановками – делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать развитие событий.
-
Словесные образы и ключевые слова как основные категории художественного текста (на примере произведений А.П. Чехова и В.М. Шукшина) 2008
На примере анализа текстов трех рассказов показана роль словесных образов и ключевых слов в понимании основной художественной идеи произведения. Словесный образ является эстетически организованным структурным элементом стиля литературного произведения, он может состоять из сочетаний слов, абзаца, главы. Ключевые слова - самостоятельный объект анализа, они составляют единый тематический и логический ряд.
-
Художественный мир лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 2008
Материал данной работы может использоваться на обобщающем уроке литературы по творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Сравнивается пейзажная, философская и любовная лирика поэтов. Рекомендуется дополнить урок музыкальными отрывками, видеоматериалом о жизни поэтов, репродукциями с изображением различных времён года и портретами А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
-
Интеллектуальное казино "Блики Луны" (игра для 11-классников) 2008
Я старалась творчески подойти к созданию игры для старшеклассников по поэзии Серебряного века "Интеллектуальное казино "Блики Луны"". Эта разработка содержит готовые к использованию материалы для проведения как урока, так и внеклассного мероприятия. Развитие интереса к творчеству поэтов Серебряного века - главная цель данной игры. Материалы адресованы учителю-словеснику, который может творчески его использовать в учебной практике.
-
Вводный урок литературы для учащихся первого курса "Дневник славянской письменности и культуры" 2008
Художественная литература определяет нравственный мир человека. От нас, преподавателей, зависит, чтобы возрос интерес наших учащихся к русской классической литературе. Главная особенность классических произведений - они знакомят с разнообразными атрибутами русской национальной культуры, без которых не было бы русской нации.
-
Сергей Есенин — певец русской природы 2008
Урок литературы на тему "Сергей Есенин — певец родной природы" предназначен для учащихся седьмого класса. Идея проведения этого урока - погружение детей в мир поэтического прославления природы и вызванных ею настроений поэта, пробуждение любви к Родине.
-
Музыкально-поэтический вечер "Эпоха петь нас подбивала…" По мотивам военных стихов и песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого 2008
Представленная работа построена из рассказов о военной теме в творчестве двух поэтов-бардов разных эпох – Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого. Материал был подготовлен учителем с использованием стихотворных текстов, музыкального сопровождения, слайд-шоу. Музыкально-поэтическая композиция рассчитана на школьников 7–11-х классов.
-
Обучение сочинению на литературную тему. 9-й класс 2008
Наиболее трудным для учителя является обучение письменной речи учащихся. Основные навыки в изложении своих мыслей обучающиеся получают на уроках литературы, когда пишут сочинения на заданную тему. Чтобы написать хорошее сочинение-рассуждение, ученик должен изучить материал, хорошо его понять, осмыслить, иметь собственное суждение. Учителю важно показать обучающимся приемы работы над сочинением.
-
Поговорим о человечности. По произведению К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2008
Данный урок - один из цикла уроков по проблемам нравственности. На этом уроке преследовалась цель вызвать учащихся на откровенный разговор о проблеме милосердия, поднимаемой в рассказе Паустовского "Телеграмма".
-
"Обличение пороков общества М.Салтыковым-Щедриным — урок и нашим дням?" (по сказкам Салтыкова-Щедрина). 10-й класс 2008
Особенностью урока является создание учащимися краткосрочного литературно-творческого проекта - анализа сказок сатирика, презентации ученических слайдов, театрализации эпизодов произведений. Цель урока – выявить новые смыслы в щедринских сказках, определить факты биографии и творчества, дающие возможность доказать (или опровергнуть) вывод о том, что обличение пороков общества писателем - урок и нашим дням.
-
Урок литературы в 11-м классе "Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны" с использованием проектной и ИКТ 2008
Урок литературы в 11-м классе с использованием ИКТ. Литература периода Великой Отечественной войны исследована достаточно полно и глубоко. Но ребята должны сделать на уроке открытие для себя, должны погрузиться в эпоху, проникнуться духом того времени... В этом им помогут интернет-ресурсы и креативные способности. Результатом деятельности учащихся должен стать учебный проект по самостоятельно выбранной подтеме в рамках общей темы "Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны".
-
Интегрированный урок литературы и немецкого языка 2008
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию, где были использованы романсы, танцы, популярная песня "Натали", музыка Е.Дога и Свиридова. Интегрированный урок (литературы и немецкого языка) показывает, как красивы, благородны, искренни чувства поэта к жене, как трепетно звучат стихи А.Пушкина на русском и немецком языках. Это вызывает интерес к теме, воспитывает высокие нравственные и эстетические идеалы. Данная разработка рекомендуется для работы на уроках литературы, немецкого языка при прохождении темы "Мой любимый поэт" и проведения музыкально-поэтических вечеров, предметных недель в школе.
-
Внеклассное мероприятие в 9-м классе по литературе. Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2008
Почему и сегодня роман М.Ю. Лермонтова волнует нас? "В этом романе...есть что-то неразгаданное", - говорил В.Г. Белинский. Недолгая, но яркая жизнь самого поэта до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Сто девяносто лет, прошедшие со дня рождения Лермонтова, не отдалили его от нас, не убавили силу его влияния на умы и сердца людей. Постараемся сегодня разгадать те тайны, которые скрыты в романе "Герой нашего времени".
-
Интегрированный урок литературы (смешанный тип) на тему "Пугачев как вождь народного восстания" 2008
На данном уроке устанавливается межпредметная связь с историей, живописью, кино. Цель данного урока: показать, чем отличается Пугачев, увиденный глазами писателя от Пугачева, представленного историческими источниками и произведениями живописи.
-
Конкурсный урок по литературе "Поговорим об одиночестве…" (Анализ рассказа Л.С. Петрушевской "Шопен и Мендельсон") 2008
Цель урока-анализа литературного произведения – научить анализировать прочитанное. А затем применить полученные знания в жизни. Мне очень нравится вводить в урок моменты, связанные с изобразительным искусством, т.к. это развивает не только образное мышление учащихся, но и эстетический вкус. При использовании работы в группах можно оценить каждого учащегося. Как правило, дети очень любят такую работу, впрочем, как и тестовые технологии.
-
Урок литературы в 6-м классе. Урок-игра по теме "Древнерусская литература. Летописи" 2008
Урок закрепления изученного по древнерусской литературе в 6-м классе в форме групповой работы позволяет активизировать всех участников учебного процесса, учит работать коллективно, выдвигая версии, выбирая единственную и защищая точку зрения своей группы. Разнообразные творческие задания вызывают интерес у учащихся и стимулируют их к выполнению нетрадиционных форм работы.
-
Классный час "Зарождение славянской письменности на Руси" 2008
Классный час в начальной школе знакомит учащихся с историей возникновения славянской письменности на Руси, с первыми книгами.
-
Применение модульной технологии на уроках литературы в старших классах. Модуль "Рассказы Шукшина". 11-й класс 2008
Составление модульного тематического планирования уроков литературы предполагает процесс осмысления деятельности как учителя, так и ученика, начиная с целеполагания и завершая контролем разного типа. В модуле темы "Рассказы В.М. Шукшина" в 11-м классе модульное планирование ведется от общей темы - характеристики литературного процесса 60–70-х годов, творческой судьбы писателя через анализ своеобразия рассказов Шукшина, определение концепции личности героев и самого писателя к рассмотрению образов "духовной истины бытия" в его рассказах.
-
Песни военных лет 2008
"Нам песня строить и жить помогает..." Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думаю, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать.