Доля женщины в случайном семействе (По произведениям Ф.М. Достоевского)

Разделы: Литература


Тема женщины – это тема любви в первую очередь, и, конечно, это тема материнства. Любовь и материнство по сути вещи неразделимые. Разрушение этой гармонии влечет за собой дисгармонию, нечто противоестественное,уродливое. Любовь присутствует во всех романах Ф.М. Достоевского. “Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно , ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят (“Преступление и наказание”). Жертвенная любовь Софьи Долгорукой (“Подросток”): “ Все ему отдам , а он мне пускай ничего”. В романе “Идиот” сладострастная ( Тоцкий, Епанчин), расчетливая (Иволгин), платоническая (Мышкин), страстная (Рогожин). В “Преступлении и наказании” какой только любви нет: похотливая любовь Свидригайлова, расчетливая – Лужина, странная – Раскольникова. Нет только любви счастливой , а женщина – предмет купли-продажи. Процветание скрытой проституции писатель осуждает больше, чем открытую, так как она создает случайные семейства.Семейства без душевной близости, взаимопонимания , без традиций и принципов, прежде всего Достоевский имеет в виду отсутствие гармонии в человеческих отношениях.

Еще с давних времен известна истина: Женщина – хранительница семейного очага, дома. Без счастливой женщины не может быть семьи, а рождается уродливая пародия на семью - случайное семейство. Вне нормальной семьи женщина не сможет реализоваться как жена, мать, а своим детям не сможет дать столько любви, чтобы они почувствовали себя защищенными, любимыми, неслучайными.

С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего не обеспеченной материально, а потому – беззащитной. Первая жертва – Варя. Все женщины у Достоевского унижены: Соня Мармеладова, Настасья Филипповна, Софья Долгорукая, Наташа… Все женщины разные, но живые: любящие и ненавидящие, доверчивые и хищные, бунтующие и кроткие, алчные и щедрые, гордые и упивающиеся своими несчастьями, любвеобильные и скромные …- но все несчастные.

Достоевский был русским человеком, он очень много размышлял о “русской идее”, спорил с западниками: “ …стать вполне русским… значит только…стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите”. В романе “Подросток” писатель говорит о русской женщине устами Версилова: “Русские женщины дурнеют быстро, красота их только мелькает, и, право, это не от одних только этнографических особенностей типа, а и оттого еще, что они умеют любить беззаветно. Русская женщина все разом отдает, коль полюбит, - и мгновенье, и судьбу, и настоящее, и будущее: экономничать не умеют, про запас не прячут, и красота их быстро уходит в того, кого любят. Эти впалые щеки – это тоже в меня ушедшая красота, в мою коротенькую потеху”. В этих словах слышится даже как будто раскаяние.

Эти слова о Софье Долгорукой, матери Аркадия ( “Подросток”). Все несчастье этой женщины заключается в том, что она осмелилась полюбить без оглядки, беззаветно, жертвенно и кротко. Она –  как бы повзрослевшая Соня Мармеладова. Не случайно, видимо, Достоевский дал Долгорукой то же имя. Она так же как и Соня Мармеладова готова принять любую боль за любимого человека. Конечно, это великий дар —  умение любить. Как мать Долгорукая не состоялась, в силу того, что не воспитывала сына, отдав его с малолетства в пансион Тушара. Как женщина она не смогла реализоваться, так как не чувствовала отдачи, она только отдавала, ничего не прося взамен. Получается, что этот великий дар имеет огромную, разрушительную силу для того, кто им обладает.

Версилов говорит Аркадию о матери - Софье Долгорукой - следующее: “Смирение, безответность, приниженность и в то же время твердость, сила, настоящая сила – вот характер твоей матери, заметь, что это лучшая из всех женщин, каких я встречал на свете”. Версилов по-своему любит Софью и признается Аркадию: “Скитаясь и тоскуя, я вдруг полюбил ее, как никогда прежде…”

Да, Версилов любит свою невенчанную жену, но …и вдову Ахмакову он тоже любит. “Мама – ангел небесный, а она – царица земная”,- объясняет он сыну. Любовь Софьи явилась для Версилова опорой в неудачах, в горестях, в тоске, в одиночестве.

Софья Долгорукая как Сольвейг согласна оправдать Версилова перед страшным судом. В диалоге между мамой Софьей Долгорукой и сыном Аркадием отражены две трагедии: трагедия матери и трагедия женщины.

“Я молча обнял ее, а она меня, крепко,крепко, так и прижалась ко мне.

- Мама, родная, неужто вам можно оставаться? Пойдемте сейчас, я вас укрою, я буду работать для вас как каторжный,для вас и для Лизы… Бросимте их всех, всех и уйдем. Будем одни. Мама, помните, как вы ко мне к Тушару приходили и как я вас признать не хотел?

- Помню, родной, я всю жизнь перед тобой виновата, я тебя родила, а тебя не знала.

- Он виноват в этом, мама, это он во всем виноват; он нас никогда не любил.

- Нет, любил.

-Пойдемте, мама.

- Куда я от него пойду, что он, счастлив, что ли?”

Не сразу Аркадий понял, что перед ним история какой-то особенной, необыкновенной любви. Не сразу понял подросток, что Софья, сохранив всю свою душевную чистоту,полюбила Версилова нерассудочной, безоглядной любовью, готовая заплатить жизнью своей за нее, счастьем и спокойствием своего ребенка.

Софья Андреевна завоевала Версилова особого рода силой – смиренномудрием.

“Смирение – это страшная сила”, - говорит Версилов. “Ее-то одну, может быть, я и люблю, а ее же и мучаю”. Отчего выходит так, что тех, кого мы больше всего любим, заставляем больше страдать.

У Достоевского все герои живут на краю какой-то бездны, жить им очень трудно.Они мучаются от одиночества (Аркадий Долгорукий, Мармеладов), умирают насильственно (ростовщица, Лизавета Ивановна, Настасья Филипповна, Федор Карамазов, Лиза Тушина), лишают себя жизни (Смердяков, Крафт, Свидригайлов …), терпят полное жизненное фиаско (Версилов, Мышкин, Ипполит…), сходят с ума (Катерина Ивановна, Рогожин, Иван Карамазов). Всеобщий хаос и разложение характеризуются случайными образованиями, на этом фоне сама жизнь кажется нелепостью. Мысль Достоевского идет дальше: удержись, не видя выхода, попробуй преодолеть все и жить. В этом истинное назначение Человека.

Истинное же назначение таких Женщин, как Софья Андреевна Долгорукая, Сонечка Мармеладова, - спасение Человека.