Литература
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "В.Руссков. "Среди долины ровныя…" 2009
Урок по произведению амурского писателя направлен на углубление чувств патриотизма, развитие эмоциональности, умения отличать поступки от мелких порывов.
-
Интегрированный урок (истории + литература) по теме "Человек и история в поэме А.С.Пушкина "Полтава" 2009
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А. С. Пушкина «Полтава». Урок составлен по технологии критического мышления.
-
Программа курса "Литературное краеведение в 8-м классе" 2009
Программа включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
-
Интегрированный урок с использованием ИКТ (английский язык + литература) по книге М.Твена "Приключения Гекльберри Финна" 2009
Урок даёт возможность шестиклассникам ещё раз встретиться с любимыми литературными героями, используя родной язык автора и его персонажей. Он позволяет совершенствовать умения говорить по теме в монологической и диалогической речи, понимать устную речь, обобщать учебный материал; развивать умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, выражать законченную мысль; воспитывает нравственные качества, способность сопереживания, сочувствия, уважительное отношение к культуре другого народа.
-
Мотив преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
В данной статье анализируется роман Ф.М.Достоевского.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Мир баллады Р.Стивенсона. "Вересковый мед" 2009
Анализ баллады Р.Стивенсона переходит в размышление о жизни, нравственном выборе человека. Особое внимание уделяется мотивации поступков. Проводится большая словарная работа, повторяются и закрепляются сведения о балладе как жанре. Интересно представлена биография писателя, а также традиции его Родины — Шотландии, края верескового мёда. На уроке звучит волынка.
-
Проектный урок по рассказу А.П. Гайдара "Дым в лесу" (по программе "Школа-2100" "Один на один с опасностью" 2009
Задачи проекта: выяснить, знают ли ученики 5–8-х классов произведения А.П. Гайдара; познакомиться с книгами писателя и его биографией; выяснить, какие темы поднимаются в повестях А.П. Гайдара и чему они учат; выявить воспитательное значение рассказа «Дым в лесу»; пропагандировать творчество А.П. Гайдара.
-
Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Анна Ахматова — «событие невероятной силы»" 2009
Во время урока ученики не только увидели фотографии А.А. Ахматовой, её семьи и мест, где она жила, но и услышали музыкально-поэтическую композицию в исполнении Аллы Демидовой и голос самой великой поэтессы. Это помогло им более эмоционально, образно и полно проанализировать стихотворения Анны Андреевны, вызвало интерес к её творчеству.
-
Статья "Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы" 2009
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. Часто на уроках русского языка и литературы использую нестандартный опрос. Все приведенные нестандартные формы обучения - не просто развлечение, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания и умения.
-
Живопись и литература: две формы бытования русского авангарда 2009
Знакомство учащихся с отличительными принципами футуризма следует начать с объяснения, почему именно в это время происходит смена культурной картины мира. Упадок и глубокая деградация современной культуры – общий исходный мотив для развития новой эстетики. Футуризм изменил лексику, синтаксис, поэтическую речь. В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного изменить мир. Ученики должны понять, что в целом авангардное искусство существовало в неразрывном единстве всех своих видов: живописи, поэзии и музыки.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика" 2009
Разработка урока литературы в 8-м классе. Разговор о писателе, который заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков. О том, как ярок, точен и вместе с тем поэтичен язык Бунина.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Картины русской зимы в поэзии XIX века" 2009
Урок знакомит учащихся с лирическими произведениями о зиме А.С. Пушкина, И.С. Никитина, И.З. Сурикова. На материале данных лирических произведений проводится анализ текстов с целью выявления различных тропов. На этом уроке школьники создают свои собственные синквейны о зиме и делают письменный анализ понравившегося поэтического текста.
-
Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова) 2009
Урок является одним из первых в большой теме «Поэзия Серебряного века». Предполагает знакомство учащихся с основными признаками символизма через анализ стихотворений В.Я. Брюсова. Именно такой подход к изучению символизма позволяет понять и осознать его основные признаки, станет основой для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов.
-
"Зорко одно лишь сердце" ("Маленький принц" А.Сент-Экзюпери) 2009
Урок литературы "Зорко одно лишь сердце..." - попытка осмысления философской сказки А.Сент-Экзюпери "Маленький принц". Опираясь на факты биографии автора и содержание сказки, дети рассуждают о "вечных" вопросах бытия: жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти.
-
Тема масонства в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Нравственно-философский аспект 2009
В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" показано масонство - важное и многое определившее явление в русской жизни второй половины XVIII — начала XIX вв. Масоны ("вольные каменщики") считали себя преемниками строителей Иерусалимского храма, о котором рассказывается в Библии. Своей задачей они полагали нравственное совершенствование, обтесывание "дикого камня" человеческого сердца.
-
Статья "Исследовательская работа обучающихся старших классов на уроках литературы" 2009
Исследовательская работа на уроках литературы может быть представлена разными формами деятельности. Это работа с книгой, составление синхронистических таблиц и словарей по определённой теме, а также практические и лабораторные работы на уроках литературы. Практическая и лабораторная работа – учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой является приобщение каждого к искусству слова.
-
Сочинение в 8-м классе по картине Н.К. Сверчкова "Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню" 2009
Целью данного урока является подготовка учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края; ознакомление с историей появления картины; привитие учащимся любви к своему народу и родному краю, формирование гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.
-
Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Первый бал" 2009
Цель данного мероприятия - ознакомить с основами танцевальной культуры; формировать индивидуальную культуру каждого танца; способствовать развитию коммуникативных отношений лицеистов, творческому содружеству; развивать эстетический вкус.
-
Урок литературы по теме "Мир природы в лирике С.Есенина" 2009
Для лучшего восприятия материала и создания творческой атмосферы на уроке используются приёмы рефлексии, музыкальные и видеофрагменты. Связь с местными природными зарисовками и экологическими проблемами позволяет школьникам почувствовать себя причастными к неповторимому миру природы, формирует ответственное отношение к будущему окружающего нас мира.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Роман М.Лермонтова "Герой нашего времени". Расследование: виновен ли Печорин в смерти Бэлы" 2009
Урок проводится в театрализованной форме: урок-суд. Такое сочетание внеклассной и урочной работы способствует реализации идеи исследовательской деятельности учащихся, показывает, как можно использовать текст романа при обобщении изученного, учит углубленной работе с текстом, прививает навыки публичного выступления.
-
Уроки по книге Гюстава Флобера "Госпожа Бовари". Г.Флобер (1821–1880). Жизнь и творчество. "Госпожа Бовари" — "строго реалистический роман" 2009
Знакомство с личностью писателя, особенностями его мировоззрения и творчества.
-
Урок литературы по теме "Путешествие по Мещерскому краю" 2009
Путешествуя по Мещерскому краю вместе с автором, ребята всматриваются и вслушиваются в окружающую природу. Видят, что она живет, движется, она полна звуков и запахов. "Любовь к родной природе - один из верных признаков любви к родной стране", говорил писатель. Свой взгляд он обратил на природу средней полосы России, внешне ничем не примечательную, и всей душой полюбил ее.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Знакомство с поэзией Н.А. Заболоцкого" 2009
В материале дан конспект урока литературы в 11-м классе по творчеству поэта Николая Заболоцкого. Желательно, чтобы урок был спаренный (2 часа). Предусмотрена предварительная подготовка учащихся: поиск материала о поэте, заучивание наизусть нескольких стихотворений отдельными учащимися.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов. О поэте. Анализ стихотворения «Парус»" 2009
Урок литературы в 6-м классе был проведён с использованием информационных технологий. В ходе данного урока, при знакомстве с биографией М.Ю. Лермонтова, были использованы репродукции портретов родителей и бабушки поэта, самого поэта, показаны места, связанные с детством.
-
Урок-мастерская по рассказу В.Пелевина "Жизнь и приключения сарая Номер XII" 2009
Данный урок - мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.
-
Урок «И.С. Тургенев. Внутренняя связь рассказа "Муму" и стихотворения в прозе "Щи". Спасское-Лутовиново в творческой деятельности писателя» 2009
На уроке формируются умения работать с эпическими произведениями, развиваются все виды речевой деятельности, формируется личность учащегося (вдумчивого читателя), а также первичные исследовательские навыки, развиваются воображение и творческие способности детей.
-
Внеклассное чтение повести Д.Даррелла "Говорящий сверток" 2009
Класс делится на 3 группы. Каждый ряд представляет стенд с рисунками на тему, которая была ему дана. Парты расставлены так, что центр класса остается свободным для выступающих. Около доски сидят трое учеников – это управляющие «Великие Книги». Они исполняют роль судей. Дополняют высказывания каждой из групп, предлагают к обсуждению приготовленные вопросы, дают разрешение на посещение сказочной страны или проживание в ней. Учитель исполняет роль ведущего.
-
Урок литературы в 7-м классе. Урок-исследование по рассказу А.И. Шадрина "Степанида и Степан" 2009
Представленный урок проводился в 7-м классе как урок внеклассного чтения. Адихан Измайлович Шадрин - известный астраханский писатель. Творчество его знают и любят многие астраханцы. Небольшой рассказ потрясающе эмоционален, поэтому задания, данные к уроку, не только способствуют интеллектуальному поиску, но и пробуждают "чувства добрые" в ребенке.
-
Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры речи учащихся 2009
Основная проблема сегодня заключается в потере интереса и мотивации к чтению у детей и подростков. Автор статьи делится опытом своей работы. "Привить любовь к книге, а через нее - к предмету. И основное, конечно, - воспитание активного человека, патриота" - такие задачи решает учитель на уроках внеклассного чтения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2009
Урок литературы в 11-м классе является продолжением изучения темы, которая раскрывается русскими писателями. Именно поэтому работа на занятии предполагает экскурс в русскую литературу XVII–XX веков – вспоминаем Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Н.А. Некрасова, М.А. Булгакова. Анализируя «Тихий Дон», проводим параллели с современностью, с жизнью семей учеников, приходим к выводу о важности семьи, взаимоотношений «отцов и детей», учимся прощать и понимать…