Цель: заинтересовать учеников, пробудить их любопытство и фантазию, познакомить некоторыми фактами биографии писателя и поэта, научить выразительному чтению стихов поэта.
Оформление кабинета: оформить как литературное кафе 19 века, столики, свечи в подсвечниках, на столах газеты, чашечки для чая, самовар, портрет А.С.Пушкина, музыкальное оформление.
Ход мероприятия
Девочка: Знаешь, Вадим, нам задали сегодня по литературе прочитать биографию Александра Сергеевича Пушкина.
Мальчик: И нам задали то же самое.
Девочка: И что же ты узнал?
Мальчик: Ну, когда родился, когда умер, что у него была няня, которая рассказывала ему сказки. Короче, я это все уже знал.
Девочка: Да, я тоже это знаю, а как хочется узнать что-то новое, интересное, о чем не пишут в школьных учебниках, о чем не говорят учителя. Ведь было же быть что-нибудь такое интересное в его биографии?
Мальчик: Наверное.
Хозяин кафе: Ребята, я случайно оказался свидетелем вашего разговора, могу помочь.
Дети: Как?
Хозяин кафе: Хотите попасть в 19 век и услышать много интересного об отце и матери Александра Сергеевича Пушкина, о том, как он учился, да и еще много, много интересного.
Дети: Да, конечно, но как?
Хозяин кафе: Придется поверить в чудо. Сейчас вы попадете в 19 век, и встретитесь с теми людьми, которые хорошо знали Александра Сергеевича, общались с ним, дружили. Сегодня я их пригласил в свое литературное кафе.
Дети: Здорово! (Дети проходят в зал и садятся за столик, который стоит отдельно).
Хозяин кафе: Гости будут говорить о моем любимом поэте, об Александре Сергеевиче, доставлю им радость, повешу я портрет работы Кипренского вот сюда, а портрет работы Тропинина я уже повесил. Здесь у меня (показывает на папку) весь интересный материал, портреты его семьи, думаю, это может пригодиться.
За столиками сидят гости литературного кафе, нарядно одетые в изящные платья, которые носили в 19 веке.
Звучит музыка. В зал входят по очереди пары, разговаривая между собой о Пушкине, читая его строчки из стихотворений..
1 Сударь:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Да, сильно сказано.
1 Сударыня: Это Александр писал о сожженной Москве во время Отечественной войны 1812 года.
1 Сударь: Да. И о возрожденной, новой нашей матушке – Москве.
Хозяин кафе: Здравствуйте, господа, проходите, рады видеть вас в нашем литературном кафе. Присаживайтесь. (Гости рассаживаются за столиками)
Входит следующая пара, читая строчки.
2 Сударь:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
2 Сударыня:
Идет направо песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
(Ведут разговор между собой) Вы помните, в начале 1837 года отец Александра Сергей Львович Пушкин получил наследство
2 Сударь: Горше которого не бывает на земле.
2 Сударыня: Да вы правы. Ему достались 200 душ крепостных в деревне Кистеневка.
Девочка: (обращаясь, к мальчику) Это название я слышала в романе «Дубровский».
2 Сударыня: А почему же семья была в долгах?
2 Сударь: У него вместе с матерью, братом и сестрами были земли в Нижегородском краю. Село Болдино было настоящая боярская вотчина, три тысячи душ, да беда была в том, что в несчастном разделе, девять лет назад, принял участие и единородный сын отца от первого брака и оттяпал большую часть земли и душ себе и своей матери.
2 Сударыня: Вот почему Сергей Львович навсегда сохранил опасливость по отношению к родне, а единородного брата выкинул из памяти.
2 Сударь: Надо сказать, что хозяйством он не любил заниматься, получал только доходы, когда же деньги задерживались, начинал смутно беспокоиться и тосковать.
2 Сударыня: Да, что не говори, хозяйство у него было сквозное, и карманы дырявые.
3 Сударь: А какой успех он имел среди женщин! Остроумец – так называли его женщины. Как точно изъяснялся по-французски, знал, все новые французские романсы, и имел интерес к отечественной словесности. (Хозяин кафе приглашает гостей за столики)
Хозяин кафе: Господа, посмотрите, я недавно приобрел портрет Сергей Львовича, отца великого поэта. (Хозяин кафе показывает портрет отца А.С.Пушкина всем гостям)
3 Сударыня: (обращается к сидящему рядом) Дорогой наш, Сереженька, спойте нам пожалуйста романс, на стихи Александра Сергеевича. (Исполняется романс на стихи А.С.Пушкина).
4 Сударыня: А расскажите про мать поэта, я совсем ничего о ней не знаю. (Хозяин кафе показывает портрет матери поэта).
4 Сударь: О, Надежда Осиповна, она была существо необыкновенное.
Петербургские гвардейцы звали ее «прекрасная креолка» и «прекрасная африканка»
3 Сударыня: Но те, кому она досаждала своими капризами, звали ее арапкою.
4 Сударь: Сергей Львович влюбился в нее без памяти, он и не думал, что она ответит на его предложение, а она согласилась. Вскоре у них родилась дочь Ольга, а затем и сын Александр, его назвали в память своего деда.
Сударыня: Александр Сергеевич мечтал написать поэму о себе, но так и не осуществил свой замысел, хотя у него уже и были написаны стихи «Моя родословная», « Родословная моего героя». Я сейчас вспомнила небольшой отрывок, вот послушайте:
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские, толпой,
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
4 Сударыня: А вы помните, каким был в детстве Александр Сергеевич? (Хозяин кафе показывает портрет маленького Пушкина).
5 Сударь: До шестилетнего возраста Александр Сергеевич не обнаруживал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостью, тучностью тела, и всегдашнюю молчаливость приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкою Марией Алексеевною, залезал в ее корзину и смотрел, как она занималась рукоделием.
5 Сударыня: А вспомните, когда ему исполнилось семь лет, он стал резов и шаловлив.
1 Сударь: Первым его воспитателем был французский эмигрант и живописец, потом Русло, который писал хорошо французские стихи.
Сударь: Друзья мои, а ведь первые свои стихи Александр Сергеевич написал именно на французском языке. Кто помнит его французские стихи? Прочитайте!
Сударь: Я помню, сейчас попробую их прочитать. (чтение стихотворения на французском языке.)
Сударь: Прекрасно, да но учился он, надо сказать, лениво.
Сударыня: Но вы не правы, вспомните , что в 10 лет он уже читал Плутарха, «Илиаду», «Одиссею», сам отец читал детям Мольера.
Сударыня: Да все обучение было на французском языке. Если бы не бабушка Мария Алексеевна, ведь именно она учила детей русской грамоте. (Хозяин кафе показывает портрет Марии Алексеевны).
Сударь: Страшнее всего для него была арифметика, часто над первыми четырьмя правилами он заливался горькими слезами.
Сударь: А я помню, как в 12 лет его приняли в Лицей. В 1811 году он жил у своего дяди Василия Львовича. Надо сказать, что именно тут развился его характер, любящий, пылкий и независимый. Поэзии предался он безгранично.
Сударыня: Да, да уже в 14 лет написал «Воспоминания в Царском селе». Господа, кто помнит хорошо по памяти, прочитайте хоть небольшой кусочек. (Хозяин кафе показывает портрет, где Пушкин читает свое стихотворение на экзамене).
Сударь: А хорошо помню, давайте я попробую прочитать несколько строчек.
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
Ну и далее…
Сударыня: В Лицее Пушкин, кажется, учился 6 лет. Это так?
Сударь: Да ему выдали аттестат, с отличными успехами по фехтованию, танцеванию и посредственные оценки в русском языке.
Сударь: Вы совершенно правы! Танцевал он отменно.
Сударь: Господа, а не тряхнуть ли нам стариной, сударыня, не составите ли мне пару? Голубчик, поставь нам музыку.
Хозяин кафе: Сию минуту.
Пары танцуют мазурку.
Cударь: Да, я помню, что сразу по окончанию лицея Пушкин уехал в Псковскую деревню Михайловское, и так обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и прочему, но все это скоро ему надоело. Он все-таки больше любил шум и толпу.
Сударыня: Господа, а потом после Лицея, он поступил в министерство иностранных дел в чине коллежского секретаря. Послушайте, что писали газеты: (берет газету и читает)
«По выходе из Лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе: то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны. Он жадно и бешено предавался всем наслаждениям.
Сударь: Ну и правильно, ведь он же был молод и не женат. Мы все твердили наизусть его стихи, повторяли остроты. И рассказывали о нем анекдоты
Сударыня: Да его популярность росла с каждым днем.
Сударь: Вот я сейчас вспомнил один презабавный случай, который произошел с нашим поэтом. Было это в Петербурге. Однажды утром, нас было несколько человек, мы зашли к одной интересной особе – старой немке по имени Киргоф, она неплохо гадала. Из всех она сразу заметила Пушкина, обратилась сразу к нему, вкратце рассказа ему, что было в его жизни, и что будет изгнание на юг и на север, предсказала его женитьбу и, наконец, преждевременную смерть от руки высокого белокурого человека. Пушкин был потрясен. Да и мы тоже.
Сударыня: Да - да, помните, у него есть стихотворение «Храни меня, мой талисман», посвященное тому же перстню, о котором говорится в стихотворении «Талисман». (прочитать с выражением стихотворение с музыкальным сопровождением)
Сударыня: Господа, скажите, а Пушкин принадлежал к союзу благоденствия, в который входили декабристы?
Сударь: Нет–нет, ни в коем случае. Александра считали недостаточно серьезным для этого, неспособным отдаться одной задаче.
Сударь: А я слышал, что его оберегали от политической борьбы, ну как не беречь такой талант.
Сударыня: А я слышала, что Пушкин и так был на дурном счету у представителей власти за оду «Вольность» вот послушайте, что он писал: (читает стихотворение «Вольность» с выражением, можно прочитать отрывок из этого стихотворения)
Сударь: Вспомните, сам Милорадович – конечно, не без разрешения государя, - призвал Пушкина к себе и на квартире его велел произвести обыск. Александр заявил, что обыск бесполезен, так как он успел убрать все опасные бумаги, потом попросил бумагу и написал на память почти все запрещенные стихи.
Сударь: Да этот поступок произвел благоприятное впечатление, но поэт все равно должен был подвергнуться наказанию. Говорят ему грозили Сибирь или Соловки, но нашлось много заступников. И Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев еще многие просили за него. В конце концов ссылку заменили простым переводом в расположение генерала Инзова, дали на дорогу 1000 рублей, так он оказался в Крыму. (Хозяин кафе показывает портреты Карамзина, Жуковского, Чаадаева).
Хозяин кафе: Друзья, посмотрите на этих замечательных людей
Сударыня: Хоть он и страдал от одиночества, все же это были самые плодотворные годы. Он изучил языки английский и итальянский, изучил язык простого народа как поэтический, так и деловой, а какие звуки природы стали звучать в его стихах.
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.Пой ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
Ну, чистой воды романс написан!,
Сударь: Его стихи хочется слушать и слушать. Господа, прочтите что - нибудь интересное.
Сударыня: Давайте я прочитаю стихотворение «Русалка». (Исполнить под музыкальное сопровождение).
Сударыня: Друзья, мне хочется исполнить для вас романс, написанный на стихи нашего любимого поэта, позвольте… (исполняется романс на стихи А.С.Пушкина)
Сударыня: Господа, а вы знаете, наш Нестеренко Александр написал стихотворение, посвященное поэту, но стесняется его прочитать, я сейчас попробую его озвучить, будьте снисходительны…(прочитать стихотворение, написанное самими ребятами)
России сердце не забудет
Таланты всех ее сынов
Своим крылом она укроет
Всех тех, кто пролил свет на тьму миров.
России сердце незабвенно
Как сто и тысячи миров,
Она осветит ярким светом
Не пустословов, а творцов,
Пиитов славных и умелых
Их речь течет как рифма строф
Как будто здесь они читают
И лечат душу силой слов.
Хозяин кафе: Господа, пришло время, пора закрывать кафе.
Сударь: Да-да, пора о нашем поэте говорить можно вечно, я рад, что мы сегодня здесь собрались, вспомнили многое.
Сударыня: Давайте соберемся здесь в день рождения Александра.
Сударь: Голубчик, последнее стихотворение можно?
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Девочка: Знаешь, Влад, я сегодня так много узнала интересного.
Мальчик: Я тоже. Пойдем в библиотеку и попросим книги о Пушкине, теперь так хочется узнать еще больше об этом человеке. А еще хочется получить пятерку по литературе, я ее еще ни разу не получал.
Девочка: Пойдем.. (Звучит музыка, все выходят из кафе. Хозяин кафе гасит свечи).
Список использованных источников
1. А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. Москва «Художественная литература»1974 г.
2. А.С.Пушкин Собрание сочинений. Москва «Художественная литература» 1974 г.
3. Журнал «Литература в школе» № 1 1997 год.
4. Журнал «Литература в школе» № 2 1977 год.
5. Журнал «литература в школе» № 3 1977 год.
6. Журнал «Литература в школе» № 9 2002 год.