Урок внеклассного чтения после изучения темы "Сказки Андерсена". Тема: "Путешествие к Андерсену"

Разделы: Литература


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: Урок-зачет.

Цели урока:

  1. Формировать умение давать полный связный ответ, четко формулировать свою мысль.
  2. Развивать умение мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности, фантазию, воображение, память.
  3. Воспитывать сознание ответственности за свои поступки; мысль о могуществе добра, любви, верности, силы дружбы.

Оформление:

  1. Стенд “Х.К. Андерсен и его герои”.
  2. Иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена.
  3. Выставка книг Х. К. Андерсена.
  4. Выставка рисунков детей к сказкам Х. К. Андерсена.
  5. ОСК “Добро побеждает зло”, “Сила любви”.

 Приступая к изучению темы “Сказки Х.К. Андерсена” учитель предупреждает детей о предстоящей игре, дает опережающее задание: перечитать наиболее известные сказки Андерсена, подобрать эпизоды для инсценирования, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам, сочинить стихи. Класс делится на несколько групп. Остальное зависит от самих ребят: от знания ими текста, от их находчивости и сообразительности.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Х.К. Андерсена. Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

“Там сверкали бенгальскими огнями стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья”. (К.Г. Паустовский).

Сегодня у нас особенный урок: мы отправимся в путешествие в Сказочную страну и встретимся с героями Андерсена. Вам сегодня предстоит доказать не только то, что вы любите сказки Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете.

II. Итак, путешествие начинается.

  1. Поэтическая страница. В атмосферу андерсеновских сказок нас перенесут наши поэты. Они прочитают свои стихи
  2. Театр сказок. А сейчас мы перелистаем сказки Андерсена, и некоторые страницы их оживут. (Дети показывают сценки из сказок “Гадкий утенок”, “Свинопас”, “Снежная королева”, или другие по выбору.)

III. Проблемные задания.

  1. Чтобы это значило. Группам даются предметы, они должны ответить на вопрос:
    Какую роль в повествовании играют эти предметы? Как они повлияли на ход событий? (предметы: Осколок зеркала, горошина, грецкий орех).Обсуждение в группах.
  2. Следующее задание – теоретическое. Нам сегодня предстоит работать с нравственными понятиями, поэтому вам такое задание.
    Дать определение следующим понятиям: сострадание, благодарность, самоотверженность. Пояснить примерами из сказок. Работа в группах.

IV. Эвристическая беседа.

 А теперь нам предстоит решить один вопрос. Когда мы работали над темой “Маленькая девочка с большим сердцем”, мы составили этот кластер.

(Один из учащихся отвечает по кластеру). Маленькая хрупкая девочка преодолевает все препятствия и добивается счастья. А силу ей дает любовь. Мы с вами вывели тезис: “Добро побеждает зло”. А всегда ли он верен? А как же Русалочка? Она ведь погибла. Давайте вместе подумаем над этим вопросом.

В ходе эвристической беседы дети должны прийти к выводу, что добро побеждает. Русалочка погибла не потому, что победило зло, а потому, что она не может совершить зло ради своего спасения. Русалочка жертвует собой ради любимого. Счастье – в стремлении к добру, в самоотверженности ради счастья принца!

Схема на доске:

Выводы:

Добро побеждает зло.
Любовь сильнее смерти.
Выбор между добром и злом человек делает сам.
Добро побуждает к действию, а слова так и останутся словами.
Добро нужно делать своими руками!

V. Инверсия.

Дети получают задание составить кластер или рисунок – схему на тему: “Чему учат сказки Х.К. Андерсена”, в основе должен лежать один из тезисов .

VI. Домашнее задание.

В сказках Андерсена живут разные вещи: фонарь, игольное ушко, штопальная игла. Попробуйте и вы в обыденной вещи увидеть сказку и записать ее.

VII. Дети в оценочном листе выставляют оценки в соответствии с участием каждого ученика в работе группы.

ОСК “Любовь побеждает зло”.