Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: Урок-зачет.
Цели урока:
- Формировать умение давать полный связный ответ, четко формулировать свою мысль.
- Развивать умение мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности, фантазию, воображение, память.
- Воспитывать сознание ответственности за свои поступки; мысль о могуществе добра, любви, верности, силы дружбы.
Оформление:
- Стенд “Х.К. Андерсен и его герои”.
- Иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена.
- Выставка книг Х. К. Андерсена.
- Выставка рисунков детей к сказкам Х. К. Андерсена.
- ОСК “Добро побеждает зло”, “Сила любви”.
Приступая к изучению темы “Сказки Х.К. Андерсена” учитель предупреждает детей о предстоящей игре, дает опережающее задание: перечитать наиболее известные сказки Андерсена, подобрать эпизоды для инсценирования, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам, сочинить стихи. Класс делится на несколько групп. Остальное зависит от самих ребят: от знания ими текста, от их находчивости и сообразительности.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Х.К. Андерсена. Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.
“Там сверкали бенгальскими огнями стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья”. (К.Г. Паустовский).
Сегодня у нас особенный урок: мы отправимся в путешествие в Сказочную страну и встретимся с героями Андерсена. Вам сегодня предстоит доказать не только то, что вы любите сказки Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете.
II. Итак, путешествие начинается.
- Поэтическая страница. В атмосферу андерсеновских сказок нас перенесут наши поэты. Они прочитают свои стихи
- Театр сказок. А сейчас мы перелистаем сказки Андерсена, и некоторые страницы их оживут. (Дети показывают сценки из сказок “Гадкий утенок”, “Свинопас”, “Снежная королева”, или другие по выбору.)
III. Проблемные задания.
- Чтобы это значило. Группам даются предметы, они
должны ответить на вопрос:
Какую роль в повествовании играют эти предметы? Как они повлияли на ход событий? (предметы: Осколок зеркала, горошина, грецкий орех).Обсуждение в группах. - Следующее задание – теоретическое. Нам сегодня
предстоит работать с нравственными понятиями,
поэтому вам такое задание.
Дать определение следующим понятиям: сострадание, благодарность, самоотверженность. Пояснить примерами из сказок. Работа в группах.
IV. Эвристическая беседа.
А теперь нам предстоит решить один вопрос. Когда мы работали над темой “Маленькая девочка с большим сердцем”, мы составили этот кластер.
(Один из учащихся отвечает по кластеру). Маленькая хрупкая девочка преодолевает все препятствия и добивается счастья. А силу ей дает любовь. Мы с вами вывели тезис: “Добро побеждает зло”. А всегда ли он верен? А как же Русалочка? Она ведь погибла. Давайте вместе подумаем над этим вопросом.
В ходе эвристической беседы дети должны прийти к выводу, что добро побеждает. Русалочка погибла не потому, что победило зло, а потому, что она не может совершить зло ради своего спасения. Русалочка жертвует собой ради любимого. Счастье – в стремлении к добру, в самоотверженности ради счастья принца!
Схема на доске:
Выводы:
Добро побеждает зло.
Любовь сильнее смерти.
Выбор между добром и злом человек делает сам.
Добро побуждает к действию, а слова так и останутся словами.
Добро нужно делать своими руками!
V. Инверсия.
Дети получают задание составить кластер или рисунок – схему на тему: “Чему учат сказки Х.К. Андерсена”, в основе должен лежать один из тезисов .
VI. Домашнее задание.
В сказках Андерсена живут разные вещи: фонарь, игольное ушко, штопальная игла. Попробуйте и вы в обыденной вещи увидеть сказку и записать ее.
VII. Дети в оценочном листе выставляют оценки в соответствии с участием каждого ученика в работе группы.
ОСК “Любовь побеждает зло”.