Цели урока:
- Формирование умения анализировать художественный текст.
- Знакомство с шедеврами живописи Возрождения, создание атмосферы “погружения” в творчество художников и поэта.
- Пробуждение интереса к искусству.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник (с главой “Традиции зарубежной литературы” учащиеся знакомятся дома).
1. Мелодия Ф.Шуберта “Ave, Maria”, сонет А.С.Пушкина “Мадонна” в исполнении учителя создают лирический настрой и пробуждают воображение. (Приложение 1)
Музыка и голос часто заглушают мелодию слов, и поэтому я читаю “Ave, Maria”, чтобы пленительная музыка слов католической молитвы увела нас от обыденного и сиюминутного. (Приложение 2)
2. Я предлагаю учащимся записать слово, словосочетание, определяющее возникшие ассоциации.
Получаю: вечность, нежность, очарование, хрустальная зыбкость, умиротворение чувств, причастность к совершенству.
3. Предлагаю просмотреть видеоряд и выбрать свою Мадонну. (Приложение 5)
4. Группам нужно обсудить выбор и найти совпадения. Как правило, называют работы Боттичелли, Тициана, Рафаэля.
5. Предлагаю прочитать сонеты Петрарки (Приложение 3) и выбрать те строки, которые хочется прочитать всем. Выбор обсуждается в группах, просматривается видеоряд и выбирается Дама, которой хочется посвятить стихи (задание выполняется в группах, но могут быть и индивидуальные выступления).
Получается примерно следующее:
Сандро Боттичелли “Мадонна во славе”
… улыбки вашей видя свет благой,
я не тоскую по иным усладам,
и жизнь уже не кажется мне адом,
когда любуюсь вашей красотой…
… Зефир ее рассыпанные пряди
закручивал в колечки золотые…
Рафаэль “Мадонна с щегленком”
… к любой другой заказаны пути
для ног моих, и не могли бы руки
в стихах другую так превознести…
6. Предлагаю дополнить индивидуальные лексиконы словами Петрарки, Данте, Лоренцо Медичи (Приложение 4).
Получаю: “отблеск божественной красоты”, “ существо высшее человека”, “ дивная Донна”, “Учтивейшая”, “ юный Ангел”, “нравственное совершенство”, “не было в моей любви ничего постыдного, кроме ее чрезмерности”.
7. Подведение итогов и домашнее задание. Мадонна – это не только Богоматерь, Мадонна – уважительное обращение к женщине: “Моя госпожа”. “Моя госпожа”, записываем эти слова и делаем их заглавием миниатюры, в которой используются все собранные материалы.