Основанная на идеях Ж-Ж Руссо, Л.Н Толстого, С. Френе, Л.С. Выготского и разработанная "Французской группой нового образования, мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.
В мастерской не просто учитель, руководитель познавательно - творческого действа, а Мастер. Он создатель того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование.
Здесь каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм (шаги процесса):
- Предъявление индуктора - побудителя познавательной деятельности - постановка проблемы.
- Организация поиска ответа на проблемный вопрос.
- Афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы.
- Рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Итак, вывод:
- "Мастерскую можно только "прожить"!"
- "Вызов традиционной педагогике"
- Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
- "Все свободны!".
- Интенсивные методы обучения и развития.
- Новый тип педагога.
- Пафос изложения идей и точное психологическое воздействие.
Мой опыт проведения уроков-мастерских сформировался в условиях сельской школы на основополагающих принципах личностно-ориентированного обучения, с использованием технологии развивающего метода, на основах методики Е.Н.Ильина. Решая задачи формирования личности, вижу свою, педагогическую, задачу: "Умножать, а не только уважать человека в человеке" (Е.Н.Ильин).
Как учитель-словесник иду к детям с Словом - этой "маленькой Вселенной", чтобы, открывая ее тайны, пробуждать чувства, мысль; создавать образы, обретать смыслы (Слово - Образ - Смысл).
Урок-мастерская по миниатюре В.Солоухина из цикла "Камешки на ладони"
Тема занятия: "Держать свою высоту!".
С чего начнем урок? Конечно, со слова о писателе, его миниатюрах "Камешки на ладони" и выразительном чтении его миниатюры. И сразу же постановка проблемы: прослушав текст, подумайте над вопросом: "Что значит - держать высоту?"
У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту!
Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами.
Все можно. Нельзя только одно - терять высоту! Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идешь как бы и не к вершине, все равно ты становишься выше, то есть ближе к цели.
Итак, нельзя терять высоту! В. Солоухин
Работа по группам.
Проведем анализ читательского восприятия. Обсудите в группах следующие вопросы:
- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного произведения?
- Были ли трудности в восприятии и понимании текста, если да, то какие?
- Какие вопросы вам хотелось бы обсудить в классе?
Время обсуждения - 2 мин. На каждый вопрос отвечает представитель группы, на ответ отводится не более 1 мин. Вопросы для каждой группы одинаковы.
При ответе нельзя повторяться, выражая лишь согласие или несогласие, нужно добавить что-то новое к уже прозвучавшему ответу.
Ответы учащихся на первый вопрос. Самооценка
А теперь организуем поиск ответа на проблемный вопрос.
Предлагаю вам самостоятельную работу с текстом: выделите, пожалуйста, художественные детали, ключевые слова. Будем работать в группах по трем заданиям:
- Первая группа: " Каков путь к намеченной вершине?"
-"крив, сложен, извилист", -"приходится идти в противоположную сторону.
-"петлять, двигаться, не видя самой вершины"
- Вторая группа: "Человек в пути"
-"иногда приходится идти как бы в противоположную сторону",-"не видя самой вершины за другими скалами", -"все можно", -"нельзя только одно - терять высоту!"
-"ты идешь как бы не к вершине",-"ты становишься выше"
- Третья группа "Какова цель?"
-"нельзя терять высоту", -"двигаться",-"каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим", -"ты идешь", -"ты становишься выше"
А сейчас давайте обсудим выполненные задания (читаем, дополняем, высказываем мнения).
Продолжим поиски ответа на поставленный проблемный вопрос.
Прошу дать письменный ответ на один из вопросов:
- Что означает "золотое правило альпинистов"? (обязательно человеку нужна "точка опоры": дом, семья, родина, любовь, - это не даст "сорваться со скалы", ты должен чувствовать их поддержку и идти дальше)
- Что дает силы человеку двигаться к намеченной цели? (целеустремленность, настойчивость, упорство, выбор своего пути, в то же время помнить, что рядом и другие люди:)
- Почему "Все можно. Нельзя только одно - терять высоту!" (духовно-нравственным смыслом должен быть наполнен твой жизненный путь)
Звучит стихотворение Левитанского Ю. "Каждый выбирает".
Наступает кульминация нашего творческого процесса. Прошу вас закончить предложение: "С моей точки зрения, держать свою высоту - это значит:".
Выводы, рассуждения учащихся.