Литература
-
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе: особенности жанра. Авторские критерии нравственности в произведении "Довольный человек" 2009
Цели урока: повторить знания учащихся об особенностях художественной литературы как искусства слова; продолжить знакомство с творчеством И.С. Тургенева - мыслителя, художника; дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, взглядах писателя; раскрыть особенности жанра "стихотворение в прозе", авторские критерии нравственности стихотворений в прозе; развивать умение анализировать текст.
-
Урок литературы в 8-м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама" 2009
Урок по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама" с использованием компьютера при создании кластера по этому произведению.
-
Урок-дискуссия по литературе в 10-м классе "Достоевский и христианство" (по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы) 2009
В современном обществе возникает немало проблемных ситуаций в вопросах освещения веры и атеизма. Творчество Ф.М. Достоевского позволяет помочь учащимся преодолеть определенный психологический барьер. Изучение темы "Достоевский и христианство" предложено в первом, вводном уроке, перед изучением романа "Преступление и наказание", но опирается на ранее изученные произведения.
-
Урок-исследование по литературе в 7-м классе по теме "Джеймс Фенимор Купер". "Последний из могикан" 2009
Урок построен в технологии междисциплинарного обучения, которая предполагает особую структуру урока (обзор, мотивация; исследование - работа в группах; связывание информации; применение знаний; подведение итогов) и позволяет учащимся овладеть приемами критического, творческого, логического мышления, сформировать навыки исследователя и готовность переносить знания из одной области в другую.
-
Вводный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе "Театр - великая школа" 2009
Идея технологии деятельностного метода о включении ученика в активную познавательную деятельность - один из дидактических принципов развивающего обучения. Он реализован максимально на вводном уроке по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе. В течение всего урока дается установка на нравственное, эстетическое и эмоциональное восприятие текста, что усилило мотивацию к чтению пьесы.
-
Открытый урок в 5-м классе по теме "Сочувствие всему живому в стихах И.Северянина «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк»". 2009
Урок предполагает знакомство учащихся с биографией и поэтическими произведениями И.Северянина «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк». Анализируя стихотворения, дети учатся определять тему и идею, находить художественно-изобразительные средства, сопоставлять тексты. Уделено внимание воспитательному аспекту урока: речь идет о бережном отношении к природе, окружающему миру, об умении сочувствовать всему живому.
-
Урок по литературе по теме "Бардовская песня. Игорь Тальков". Литературно-музыкальная композиция "Тальково поле" 2009
Морально-этические, нравственные проблемы современности тесно переплетаются с проблемой исторической памяти. Учащиеся имели возможность на примере бардовской песни увидеть непростой путь русского народа через призму веков, сопоставить исторические факты и обобщить их через творчество И.Талькова.
-
"Рассудок и любовь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»" 2009
На уроке обобщаются признаки сентиментализма как литературного метода, воспитывается у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе, учащиеся рассуждают по поставленной проблеме, опираясь на повесть, свои личные примеры.
-
Урок литературы с использованием информационных технологий 2009
Выявляются особенности творчества В.Маяковского революционного периода в сравнении с дореволюционным, изучается творчество поэта в политическом и культурном контексте времени. Совершенствуются литературоведческие навыки, развитие логических умений.
-
Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина "Не напрасно дули ветры…" и "Закружилась листва золотая…" 2009
Главные особенности творчества Есенина, о которых в начале урока расскажут сами ученики, наглядно представлены в текстах, которые необходимо выбрать из пяти (авторы и даты не указаны) для сравнительного анализа. Аргументируя выбор, учащиеся применяют на практике знание теории. Общие выводы, к которым приходят учащиеся в процессе работы, могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки, но в любом случае представляют собой убедительную интерпретацию текстов.
-
Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" (урок-викторина) 2009
Урок является заключительным в системе уроков, посвященных творчеству Н.В. Гоголя в 6-м классе, и представляет собой один из приемов нестандартного проведения урока литературы (урок-игра). Форма урока-викторины позволяет систематизировать знания учащихся, выявить творческий потенциал детей, вызвать интерес к изучаемому предмету. Урок можно использовать и во внеклассной работе.
-
Понятие добра и зла в сказке В.Гауфа "Карлик Нос" 2009
Урок-поиск, урок-рассуждение предполагает отсутствие готовых решений, а внезапные озарения, рожденные в процессе творчества, естественным образом "погружают" нас в особую эмоциональную атмосферу произведения. Хорошим помощником на уроках литературы является инсценированное представление, оно, как волшебный ключик, открывает тайну многих произведений, делая его образным, самобытным и понимаемым.
-
Проект "Что в имени тебе моем…" (сопроводительные материалы к урокам литературы в 9-м классе по творчеству А.Пушкина) 2009
Тематический проект «Что в имени тебе моём…», связанный с личностью и творчеством А.С. Пушкина, даёт возможность более глубокого понимания проблематики его произведений, способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.
-
"Сказки А.С. Пушкина" (урок-КВН в 5-м классе) 2009
Вопросы предполагают знакомство с содержанием пяти сказок А.С. Пушкина. В ходе игры учащиеся смогут продемонстрировать знание художественных текстов, свою наблюдательность, умение коротко и четко охарактеризовать героев.
-
Формирование эстетических ориентаций учащихся на уроках русской литературы 2009
В статье рассказывается об опыте работы по эстетическому воспитанию на уроках литературы и во внеклассной деятельности. Определяются задачи и цели уроков литературы, нацеленных на формирование эстетических ориентаций у учащихся, сопряжение различных видов искусств на уроках, формы проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий.
-
Урок-презентация в 7-м классе на тему "И.С. Тургенев.Жизнь и творчество" 2009
В системе уроков, посвящённых творчеству И.С. Тургенева, этот – первый. Урок проводится с применением презентации для более наглядного изучения темы. Основная цель урока – продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя. Компьютер – эффективное техническое средство, позволяющее разнообразить процесс обучения.
-
Человек и писатель Варлам Шаламов. Наказание без преступления (урок-беседа) 2009
Наказание за преступление. Наказание без преступления… Как ведут себя люди в обоих случаях? И тот, кто знает, за что он наказан, и тот, кто, возможно, никогда не узнает об этом? Что чувствуют без вины виноватые, оказавшиеся на грани жизни и смерти? Вот круг вопросов, поднимаемых на уроке литературы. Обращение к творчеству Варлама Шаламова обогащает читателя размышлениями об исторической памяти, о жизни в целом, о её смысле.
-
Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец" 2009
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем.
-
Литературная композиция по творчеству кузбасского поэта В.Баянова на тему "Сторона любимая, приметная…" 2009
Урок знакомит учащихся 7—8-х классов с биографией и творчеством поэта, способствует воспитанию любви к родине через чтение и анализ художественного произведения в виде пейзажной зарисовки.
-
Технология адаптивного урока литературы 2009
Урок «Путь саморазрушения личности» по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» представляет модель учебного занятия адаптивного урока. Ребята сами выбрали как форму деятельности, так и содержание (фрагменты анализа). Анализ урока позволяет осознать нравственный потенциал занятия, способы достижения воспитательных целей - ориентировать ребят на наивысшие ценности: жизнь, любовь, добро, материнство.
-
Использование модульной технологии на уроках литературы в старших классах. Изучение критики и журналистики второй половины XIX в. 2009
Планирование темы позволяет шире использовать материал, делать обобщающие выводы, способствуя развитию ребенка. Модульная технология гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, поэтому, помимо индивидуальной самостоятельной деятельности ученика, можно работать группами.
-
Разработка урока литературы на тему "В.Астафьев. Повествование в рассказах "Царь-рыба" 2009
Вашему вниманию предлагается разработка урока литературы по повествованию в рассказах "Царь-рыба". Работа над текстом строится как аналитическая беседа учителя с классом.
-
Урок внеклассного чтения по прозе И.А. Бунина эмигрантского периода (рассказы "Святитель", "Именины", "Скарабеи", "Музыка", "Слепой") 2009
Основной целью урока является расширение и углубление знаний о творчестве И.А. Бунина, а также воспитание любви к Родине, познание собственного «я» , постижение уникальности собственной личности.
-
Интерактивная познавательная игра "Путешествие во времени" по книге Б.Акунина "Детская книга". 6-й класс 2009
Это интерактивный урок внеклассного чтения по современной русской литературе. На наш взгляд, книга Б.Акунина даёт возможность провести интегрированный урок москвоведения, истории, русского языка и литературы. Поэтому желательно, чтобы игру готовили учителя-словесники и историки.
-
Изучение повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" на уроках литературы. Образ Пугачева 2009
В статье представлена система уроков по изучению образа Емельяна Пугачева, созданного А.С. Пушкиным в повести "Капитанская дочка". Предложенные задания позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по сопоставительному анализу различных источников информации, исследовать соотношение исторической правды и художественного вымысла в повести.
-
Литературная игра по творчеству А.С. Пушкина "Кто хочет стать пятионером?" 2009
Данное мероприятие проводилось в рамках недели русского языка и литературы, посвященной 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Игра с использованием ИКТ построена по типу телешоу. Данная форма помогает привлечь внимание ребят, заинтересовать творчеством А.С. Пушкина, учит внимательному, вдумчивому чтению.
-
Секреты художественного слова 2009
В системе работы над эпитетами, метафорами, сравнениями данный урок был заключительным, обобщающим. Учащиеся глубже познакомились с тем, как под пером писателя слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. Такие уроки необходимы, так как они готовят думающего и чувствующего читателя.
-
Литература. 8-й класс. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2009
Данный материал поможет учителю обобщить знания, подготовить к написанию сочинения. Аналитическая работа, составление кластеров позволяет добиться полного понимания темы, способствует формированию умения делать самостоятельные выводы, аргументировать, работать с тестами.
-
Урок внеклассного чтения (2-й класс). Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки" 2009
Представленный урок внеклассного чтения - это игра-путешествие в сказки. И в этих путешествиях дети узнают, что где бы ни жили люди, на каком бы языке они ни разговаривали, в произведениях фольклора видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие, ум, доброта, желание прийти на помощь.
-
Пьеса А.Н. Островского "Снегурочка". Значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века 2009
В ходе урока ученики сравнивают, чем литературное произведение отличается от народного. При выполнении заданий учащиеся используют карточки-информаторы, работают с текстом. Определяют значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века.