Литература
-
Урок-викторина "В начале жизни школу помню я…" (лицейский период в жизни А.С. Пушкина) 2009
Нетрадиционная форма урока предполагает творческий подход со стороны учителя и учащихся. Участники имеют равные права и возможность проявить собственную инициативу. Для учителя, с одной стороны, это возможность оценить индивидуальные особенности учеников, с другой - возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
-
Заключительный урок по предмету "Литература Красноярского края" в 6-м классе 2009
На уроке учащиеся представляют результаты работы над итоговым творческим заданием, выполнение которого предусмотрено «Примерной программой по учебному предмету Литература Красноярского края для общеобразовательных учреждений (5—8-е классы). Длительная подготовка к уроку и сам урок – работа по формированию у школьников познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенций.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести М.Булгакова "Собачье сердце" на тему "Каждый человек ответственен за добро и зло" 2009
Урок помогает учащимся увидеть многоплановость проблематики произведения, раскрыть философский и нравственный подтекст, актуальность затрагиваемых тем, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя.
-
Программа элективного курса по литературе "Секреты поэтического мастерства" 2009
Элективный курс предназначен для учащихся 10—11-х классов, которые выбрали гуманитарный профиль дальнейшего обучения, а также может быть использован в качестве средства духовной самореализации отдельной личности в сложных жизненных обстоятельствах современной действительности.
-
Урок пропаганда "Вечен труд безвестных зодчих". Творения искусства и духовная жизнь народа. (По творчеству Д.Кедрина) 2009
Урок литературы, обозначенный мною как урок-пропаганда, помогает учителю привлечь внимание учащихся к острым проблемам духовной жизни человека и общества. Учитель на таком уроке является пропагандистом определенных идей, относящихся к области культуры. Он использует монологи агитационного характера, организует диалоги, дискуссии, опираясь на яркий литературный материал.
-
Урок литературы по теме: "Писатели русского зарубежья. Л.Н. Андреев "Кусака". 2009
Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Религия как отражение общественных отношений в древнегреческом обществе" 2009
На уроке ученики получают новую информацию, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по публицистическим произведениям А.Вампилова 2009
Данный урок предлагает исследование публицистических произведений А.Вампилова с точки зрения изображения в них времени грандиозного строительства в Иркутской области и проблем, порожденных этим временем.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Маленькие трагедии". "Скупой рыцарь" 2009
Изучение данной драмы выводит на серьезный разговор об идейном содержании произведения, о том, насколько важно понимать творческий замысел писателя, позволяет познакомить учеников с особенностями стиха и стиля поэта, композиции драматического произведения. Можно не только выразительно по ролям читать трагедию, но и попробовать инсценировать некоторые её эпизоды.
-
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе: особенности жанра. Авторские критерии нравственности в произведении "Довольный человек" 2009
Цели урока: повторить знания учащихся об особенностях художественной литературы как искусства слова; продолжить знакомство с творчеством И.С. Тургенева - мыслителя, художника; дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, взглядах писателя; раскрыть особенности жанра "стихотворение в прозе", авторские критерии нравственности стихотворений в прозе; развивать умение анализировать текст.
-
Урок литературы в 8-м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама" 2009
Урок по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама" с использованием компьютера при создании кластера по этому произведению.
-
Урок-дискуссия по литературе в 10-м классе "Достоевский и христианство" (по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы) 2009
В современном обществе возникает немало проблемных ситуаций в вопросах освещения веры и атеизма. Творчество Ф.М. Достоевского позволяет помочь учащимся преодолеть определенный психологический барьер. Изучение темы "Достоевский и христианство" предложено в первом, вводном уроке, перед изучением романа "Преступление и наказание", но опирается на ранее изученные произведения.
-
Урок-исследование по литературе в 7-м классе по теме "Джеймс Фенимор Купер". "Последний из могикан" 2009
Урок построен в технологии междисциплинарного обучения, которая предполагает особую структуру урока (обзор, мотивация; исследование - работа в группах; связывание информации; применение знаний; подведение итогов) и позволяет учащимся овладеть приемами критического, творческого, логического мышления, сформировать навыки исследователя и готовность переносить знания из одной области в другую.
-
Вводный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе "Театр - великая школа" 2009
Идея технологии деятельностного метода о включении ученика в активную познавательную деятельность - один из дидактических принципов развивающего обучения. Он реализован максимально на вводном уроке по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе. В течение всего урока дается установка на нравственное, эстетическое и эмоциональное восприятие текста, что усилило мотивацию к чтению пьесы.
-
Открытый урок в 5-м классе по теме "Сочувствие всему живому в стихах И.Северянина «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк»". 2009
Урок предполагает знакомство учащихся с биографией и поэтическими произведениями И.Северянина «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк». Анализируя стихотворения, дети учатся определять тему и идею, находить художественно-изобразительные средства, сопоставлять тексты. Уделено внимание воспитательному аспекту урока: речь идет о бережном отношении к природе, окружающему миру, об умении сочувствовать всему живому.
-
Урок по литературе по теме "Бардовская песня. Игорь Тальков". Литературно-музыкальная композиция "Тальково поле" 2009
Морально-этические, нравственные проблемы современности тесно переплетаются с проблемой исторической памяти. Учащиеся имели возможность на примере бардовской песни увидеть непростой путь русского народа через призму веков, сопоставить исторические факты и обобщить их через творчество И.Талькова.
-
"Рассудок и любовь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»" 2009
На уроке обобщаются признаки сентиментализма как литературного метода, воспитывается у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе, учащиеся рассуждают по поставленной проблеме, опираясь на повесть, свои личные примеры.
-
Урок литературы с использованием информационных технологий 2009
Выявляются особенности творчества В.Маяковского революционного периода в сравнении с дореволюционным, изучается творчество поэта в политическом и культурном контексте времени. Совершенствуются литературоведческие навыки, развитие логических умений.
-
Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина "Не напрасно дули ветры…" и "Закружилась листва золотая…" 2009
Главные особенности творчества Есенина, о которых в начале урока расскажут сами ученики, наглядно представлены в текстах, которые необходимо выбрать из пяти (авторы и даты не указаны) для сравнительного анализа. Аргументируя выбор, учащиеся применяют на практике знание теории. Общие выводы, к которым приходят учащиеся в процессе работы, могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки, но в любом случае представляют собой убедительную интерпретацию текстов.
-
Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" (урок-викторина) 2009
Урок является заключительным в системе уроков, посвященных творчеству Н.В. Гоголя в 6-м классе, и представляет собой один из приемов нестандартного проведения урока литературы (урок-игра). Форма урока-викторины позволяет систематизировать знания учащихся, выявить творческий потенциал детей, вызвать интерес к изучаемому предмету. Урок можно использовать и во внеклассной работе.
-
Понятие добра и зла в сказке В.Гауфа "Карлик Нос" 2009
Урок-поиск, урок-рассуждение предполагает отсутствие готовых решений, а внезапные озарения, рожденные в процессе творчества, естественным образом "погружают" нас в особую эмоциональную атмосферу произведения. Хорошим помощником на уроках литературы является инсценированное представление, оно, как волшебный ключик, открывает тайну многих произведений, делая его образным, самобытным и понимаемым.
-
Проект "Что в имени тебе моем…" (сопроводительные материалы к урокам литературы в 9-м классе по творчеству А.Пушкина) 2009
Тематический проект «Что в имени тебе моём…», связанный с личностью и творчеством А.С. Пушкина, даёт возможность более глубокого понимания проблематики его произведений, способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.
-
"Сказки А.С. Пушкина" (урок-КВН в 5-м классе) 2009
Вопросы предполагают знакомство с содержанием пяти сказок А.С. Пушкина. В ходе игры учащиеся смогут продемонстрировать знание художественных текстов, свою наблюдательность, умение коротко и четко охарактеризовать героев.
-
Формирование эстетических ориентаций учащихся на уроках русской литературы 2009
В статье рассказывается об опыте работы по эстетическому воспитанию на уроках литературы и во внеклассной деятельности. Определяются задачи и цели уроков литературы, нацеленных на формирование эстетических ориентаций у учащихся, сопряжение различных видов искусств на уроках, формы проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий.
-
Урок-презентация в 7-м классе на тему "И.С. Тургенев.Жизнь и творчество" 2009
В системе уроков, посвящённых творчеству И.С. Тургенева, этот – первый. Урок проводится с применением презентации для более наглядного изучения темы. Основная цель урока – продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя. Компьютер – эффективное техническое средство, позволяющее разнообразить процесс обучения.
-
Человек и писатель Варлам Шаламов. Наказание без преступления (урок-беседа) 2009
Наказание за преступление. Наказание без преступления… Как ведут себя люди в обоих случаях? И тот, кто знает, за что он наказан, и тот, кто, возможно, никогда не узнает об этом? Что чувствуют без вины виноватые, оказавшиеся на грани жизни и смерти? Вот круг вопросов, поднимаемых на уроке литературы. Обращение к творчеству Варлама Шаламова обогащает читателя размышлениями об исторической памяти, о жизни в целом, о её смысле.
-
Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец" 2009
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем.
-
Литературная композиция по творчеству кузбасского поэта В.Баянова на тему "Сторона любимая, приметная…" 2009
Урок знакомит учащихся 7—8-х классов с биографией и творчеством поэта, способствует воспитанию любви к родине через чтение и анализ художественного произведения в виде пейзажной зарисовки.
-
Технология адаптивного урока литературы 2009
Урок «Путь саморазрушения личности» по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» представляет модель учебного занятия адаптивного урока. Ребята сами выбрали как форму деятельности, так и содержание (фрагменты анализа). Анализ урока позволяет осознать нравственный потенциал занятия, способы достижения воспитательных целей - ориентировать ребят на наивысшие ценности: жизнь, любовь, добро, материнство.
-
Использование модульной технологии на уроках литературы в старших классах. Изучение критики и журналистики второй половины XIX в. 2009
Планирование темы позволяет шире использовать материал, делать обобщающие выводы, способствуя развитию ребенка. Модульная технология гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, поэтому, помимо индивидуальной самостоятельной деятельности ученика, можно работать группами.