Подготовка к уроку:
- класс разделен на группы;
- для каждой группы приготовлены карточки для творческой работы;
- каждый ученик имеет индивидуальный листок для ведения записей по ходу урока.
Оборудование:
- общее: телевизор, DVD-плеер, портреты, выставка книг, таблица «Лирический герой»;
- частное: карточки, дополнительная литература, индивидуальные листы, материал для рефлексии.
Вступительное слово учителя.
Мы живем на Кубани. Наша кубанская земля была и остается малой родиной для многих известных не только в России, но и во всем мире людей…
Талантливая поэтесса, художница Серебряного века, общественная деятельница, принимавшая активное участие в событиях начала XX века, доктор богословия, активная участница антифашистского Сопротивления и монахиня Мария…
Мать Мария - таково имя, под которым осталась в людской памяти эта необыкновенная женщина. Последнее и окончательное имя, перекрывшее те, какими она звалась прежде. В девичестве - Лиза Пиленко, замужней дамой - Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, потом, во втором браке, носила фамилию Скобцова. С принятием монашества явилась мать Мария.
За каждым именем - новый жизненный виток. Сколько ярких, прекрасных событий и сколько трагических!
Николай Бердяев писал: "Мать Мария, с которой меня связывали дружеские отношения, была одна из самых замечательных и разнообразно одаренных русских женщин нашей эпохи. И она очень характерна для эпохи, в которую ей пришлось жить, отражая самые значительные ее течения. Она была новой душой, по-новому взволнованной. Она соединяла в себе поэта, революционера и монахиню нового типа".
Каким она была ярким и запоминающимся человеком говорит тот факт, что некоторые писатели – современники отразили различные отрезки жизни Елизаветы Юрьевны в своих произведениях еще при жизни героини. Это роман «Хождение по мукам» А.Н.Толстого, пьеса К.Тренева «Любовь Яровая», пьеса В.Вишневского «Оптимистическая трагедия».
Чувство сострадания, присущее Елизавете Юрьевне с детских лет, глубокое понимание смысла жизни вело ее праведным путем, путем служения Богу и людям.
И сегодня, прикоснувшись к некоторым вехам биографии нашей замечательной землячки, мы сможем почувствовать самоотверженность ее души.
Индуктор I |
Цель: мотивация дальнейшей деятельности | |
1)Вступительное слово учителя. 2)Видеофильм о Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (8 мин)
(работа на инд. листках) (Приложение1) |
||
Афиширование | Обмен мнениями (по одному человеку от группы) (5-6 мин) |
|
Индуктор II | 1)Чтение стихотворения Е.Ю.Кузьминой-Караваевой «Нет, Господь, я дороги не мерю» (подготовленный ученик) 2) Слово учителя: Для того чтобы узнать поэта по-настоящему, нужно познакомиться с его творчеством… |
|
Деконструкция | Тема творческой работы: «Эволюция образа лирического героя в поэзии Е.Ю.Кузьминой-Караваевой».(Приложение3) 1 группа: ранние стихи сборник «Скифские черепки»(1912) 2 группа: сборник «Руфь» (1916) 3 группа: сборник «Стихи» (1937) (Ребята работают по карточкам для творческой работы, выводы записывают на индивидуальный лист)(Приложение2) |
|
Афиширование | Выступления 2-3 учеников от группы с чтением и анализом стихотворений, с выводами по общей теме. | |
Проект мастера | Учитель представляет свою работу, свое видение образа лирического героя. Цель: коррекция ученических работ. |
|
Рефлексия | На доске плакат с символами жизни Е.Ю.Кузьминой-Караваевой: (Рисунок1,Рисунок2) | |
«Штормовое море» чувство напряжения, тревоги, неудовлетворенности |
«Свеча» ощущение комфорта, удовольствия от проделанной работы |
|
Ребятам предлагается с помощью кусочков самоклеющейся цветной бумаги усилить цветовое решение части плаката в соответствии со своими ассоциациями, чувствами. |