Урок литературы в 7-м классе "Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И.С. Тургенева "Бирюк"

Разделы: Литература


Цель: научиться делать комплексный анализ текста.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы "Творчество И. С. Тургенева"
  • Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
  • Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
  • Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать ее и аргументировать ее.
  • Содействовать развитию умения общаться между собой, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Презентация

Слайд 2

Проблема урока: Как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

Слайд 3

На интерактивной доске или через проектор: портрет И. С. Тургенева.

:главное назначение художника - вносить в общество и мир отсутствующую в
них гармонною, умиротворять души и отношения людей:
В. А. Недзвецкий.

Ход урока

Учитель. Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов х1х века, коим является И. С. Тургенев, и с его рассказами, которые входят в сборник "Записки охотника".

Учащимся предлагается принять участие в небольшой викторине.

Слайд 4

Вопросы викторины:

  1. Названием какой птицы наименован город, в котором родился И.С. Тургенев?
  2. В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев ярко изобразил свою мать- помещицу?
  3. Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И. С. Тургенева в село Спасское?
  4. Назовите первый печатный рассказ из серии "Записки охотника".
  5. Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего барский лес, и отпустил его?
  6. Имя какого героя является названием маленького зверька?

Слайд 5

Учитель. "Записки охотника были опубликованы в1852 году. Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов х1х столетия. Центром этой борьбы был вопрос о крепостничестве, т. е. вопрос о судьбе закрепощенного народа.

Напомните мне, пожалуйста, почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

(Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван "Записки охотника").

Сегодня мы рассмотрим еще один рассказ И. С. Тургенева. Это рассказ "Бирюк", который вы прочли дома, и выясним, как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

А начнем мы с истории создания рассказа "Бирюк".

(сообщение ученика):

Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

Учитель. Чтобы вспомнить содержание текста, обратимся к сюжету этого рассказа. А для этого сначала вспомним литературный термин. Сюжет - что это?

Слайд 6

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (т. е. в той последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

(звучит подготовленный рассказ ученика)

Вспомним еще один термин - фабула.

Фабула - расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.

Совпадают ли сюжет и фабула в данном рассказе?

Определите тему рассказа, о чем в нем говорится? (в тексте рассказывается о встрече охотника с лесником)

Прежде чем обратиться к композиции, ученикам предлагается вспомнить, что это?

Слайд 7

Композиция - построение художественного произведения, расположение его частей в определенной последовательности; способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия; это внутренняя организация, единая целостная система определенных форм или способов худ-го изображения.

В рассказе "Бирюк" выделим элементы композиции:

Завязку-

Развитие действия-

Кульминацию-

Развязку-

Вопрос классу:

Какова роль композиции этого рассказа? (в рассказе "Бирюк" композиция не отличается от других рассказов "Записок". Петр Петрович встречается с бирюком во время охоты).

Бирюк - главный герой этого рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор дает нам портрет героя.

Слайд 8

Портрет- изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.

В. И. Даль: Бирюк 1) зверь, волк.

2) нелюдимый, угрюмый человек.

Давайте попробуем найти связь между внешним видом и внутренней сущностью Бирюка.

По тексту: Бирюк -

  • высокого роста,
  • плечист,
  • черная, курчавая борода,
  • мужественное лицо,
  • сросшиеся брови,
  • небольшие карие глаза:

Герой рассказа действительно нелюдимый и замкнутый . Его сделала таким жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор.

Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения

Какова идея произведения, что автор выразил им?

(Человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться, он способен сострадать, быть милосердным. Человек - единое целое с природой).

Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету.

Слайд 9

Интерьер- часть изображенного мира худ-го произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.

(близкий к тексту пересказ: "жилище Бирюка")

Познакомившись с описанием жилища Бирюка, что вы можете сказать о нем?

(Благодаря этому описанию, мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безотрадна).

Обратим внимание на пейзаж, т. к. он является элементом композиции, и определим его роль в произведении и снова обратимся к словарю урока.

Слайд 10

Пейзаж - изображение в художественной литературе картин природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.

Слайд 11

(выразительное чтение учеником описания грозы)

Для чего автор описывает грозу? Какую функцию выполняет в этом рассказе пейзаж?

(Описание природы подготавливает читателя к появлению главного героя. Гроза - образ, символ. Бирюк - гроза воров. Гроза - психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.)

Учитель. Тургенев постоянно использует средства выразительности, чтобы оживить природу, подчеркнуть ее красоту, своеобразие.

Какие изобразительно-выразительные средства помогают сделать рассказ ярким, запоминающимся?

Домашняя подготовка учащихся:

(Олицетворения: гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашептали и т. д.)

Учитель. Еще раз перечитаем сцену столкновения Бирюка с мужиком (чтение по ролям).

Вопросы:

  1. Ожидали ли вы такой развязки?
  2. Почему же Бирюк все-таки отпускает мужика?
  3. Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?
  4. Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

Неотъемлемой частью рассказа является конфликт.

Снова обратимся к словарю нашего урока.

Слайд 12

Конфликт - художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт - это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним.

В чем же заключается внешний и внутренний конфликт рассказа "Бирюк", и каково его значение?

(Конфликт внешний - это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний - внутри самого главного героя - его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета).

Вопросы классу:

  1. Название произведения - это ключ к его пониманию.
  2. Почему рассказ называется "Бирюк"?
  3. Какие высокие человеческие качества русского крестьянина отразились в данном рассказе? (человечность, сострадание близким, но и принципиальность).
  4. Анализ текста невозможен без знания теории литературы.
  5. К какому роду литературы относится произведение "Бирюк"?
  6. Назовите жанр произведения.
  7. Какие признаки рассказа можно выделить? (небольшой объем; читается в течение от10 минут до часа; малое количество действующих лиц; представляются 2-3 эпизода из жизни героев.)
  8. Какое отношение имеет этот рассказ к общему содержанию "Записок охотника"? (герои" Записок" - простые крестьяне, чьи поступки и отношение к жизни говорят об их высоком благородстве, о глубине их чувств. Их духовные силы противоречат их рабскому положению. Все рассказы имеют антикрепостническую направленность.)

Вопрос классу: чем мы занимались сегодня на уроке? Что узнали и повторили?

На этом уроке мы сделали анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк". Мы смогли увидеть, как писатель раскрывает различные стороны характера героя через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и к людям. Мы повторили многие понятия, которые относятся к теории литературы и узнали, что конфликт - это основа любого прозаического произведения.

В конце урока детям предлагается решить кроссворд. Это задание может быть домашним.

Слайд 13 - 14

Используемая литература

  1. В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. М.: Просвещение, 2004.
  2. Журналы "Литература в школе" разных лет.
  3. Ресурсы сети Интернет.