Цели урока:
- формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
- развитие умений анализирования поэтического текста,
- формирование собственного мировоззрения.
Оборудование:
- портрет поэта,
- рисунки учащихся,
- тексты стихотворений "Лисица", "Корова", "Песнь о собаке",
- план анализа лирического стихотворения.
Класс разделён на группы (4-5 человек).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей", - говорил сам поэт.
Мы с вами сегодня на уроке будем учиться анализировать стихотворения С.А. Есенина. Начнём с небольшой разминки.
3. Разминка.
Написать все ассоциации, возникающие при слове корова (собака, лисица). Подобрать эпитеты, олицетворения, сравнения. Полученный набор перевести в предложение или небольшой текст.
4. Сообщение учащегося "Животный мир в лирике Есенина".
В поэзии Есенина присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет их "братьями меньшими":
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
("Мы теперь уходим понемногу", 1924 г.)
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.
Новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно-философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
5. Анализ стихотворений "Корова", "Лисица", "Песнь о собаке".
На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения, заготовленные клише. Задача: сначала записать все наблюдения, затем составить текст. Ребята работают в группах, учитель оказывает помощь по мере необходимости.
6. Анализ работ учащихся.
7. Домашнее задание: доделать работу, начатую на уроке.
8. Итоги урока.
Приложения.
План анализа стихотворения.
- Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
- Настроение стихотворения.
- Как выражается настроение в стихотворении?
А. Как оно построено?
Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
- Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
- Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
- Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
- Личное впечатление от стихотворения.
2. Заготовленные клише.
В стихотворении: (автор, название) говорится о : . Стихотворение пронизано :. настроением. Настроение этого стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на : части, так как : . Звучание стихотворения создаёт : ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают : . В стихотворении мы словно слышим звуки : . Поэт хочет запечатлеть словами : . Для создания настроения автор (поэт) использует : . С помощью : поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : . Используя :, поэт создаёт образ : . Лирический герой этого стихотворения представляется мне : . : ассоциируется с : . Образ : вызывает ассоциации с : .
Используемая литература.
- Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 -11-м классах. Лекции курса. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2006.
- Есенин С.А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья и сост. Ю.Л.Прокушева. - М.: Моск.рабочий, 1981.
- Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984.
- Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.
- Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.