Интегрированный урок (география + литература) "Приведи в порядок планету"

Разделы: География, Литература


Цели:

  • Определить философский смысл сказки А. де Сент- Экзюпери "Маленький принц" и ее значение в наши дни.
  • Ввести учеников в мир родного пейзажа, проследить, какой видят природу родного края в своих произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова, Ю. Левитанского.
  • Определить и подчеркнуть мастерство Паустовского - пейзажиста, его любовь к живому миру. Подвести учащихся к выводу о значении пейзажных произведений в решении экологических проблем современности.
  • Повторить и обобщить знания о природе и деятельности людей Африки. Продолжать формировать умения работы с картами и другими источниками информации, в том числе и дополнительными.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, произведение А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", картографические пособия.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вид урока: урок-семинар

Форма урока: литературно-экологический журнал

Предварительная работа:

- Чтение сказки " Маленький принц" Сент-Экзюпери, отрывков повести К. Паустовского " Мещерская сторона"

- Подготовка иллюстративного материала к страницам журнала

- Исследования ребят по теме " Спасем планету Земля"

Ход урока

I. Организационный момент. Определение целей и задач урока, его места и значения в системе уроков географии и литературы по программе " Школа 2100".

Презентация.

Слайд "Тема урока"

Говорить сегодня об экологии - это значит, говорить не об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении.
В. Распутин

II. Страница путешественника (учитель географии)

Предполагается проведение в форме пресс-конференции. Главные участники - корреспонденты популярных естественнонаучных изданий и ученые, приехавшие из командировке по Африке. Предварительно ученики получают задание написать свои впечатления о путешествии по природным зонам Африки. Класс разбивается на 3 группы, в них находятся "специалисты": географ, картограф, климатолог, гидролог, ботаник, зоолог, эколог. Остальная масса детей составляет грамотно и корректно построенные вопросы, на которые могут ответить "специалисты", "побывавшие" в том или ином местечке Африки. Учитель встречается и со "специалистами", и с корреспондентами популярных издательств, помогает в составлении вопросов, курирует накопление и систематизацию материала. Как результат - написание коротких заметок в газету с описанием маршрута. Отдельно составляются карты: природных зон, климатических поясов, гидрологическая, зоогеографическая и экологическая.

Примерные вопросы "специалистам":

Какова роль и значение влажных экваториальных лесов в природе Африки и Земли в целом?

Главной чертой животного мира Африки является разнообразие крупных животных, а по числу обитающих видов африканские саванны и вовсе не имеют себе равных в мире. Чем объяснить такое исключительное богатство?

О происхождении тропических пустынь можно услышать образное высказывание: "Скотовод - кочевник не столько сын, сколько отец пустыни". Что вы думаете о географическом содержании этого выражения?

III. Страница сказочная.( учитель литературы)

Учитель: Путешествуя по карте мира, знакомясь с новыми метами, любуясь красотами Земли, мы не могли пропустить планету Маленького принца. И вот мы здесь. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем. Это французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит его имя - Антуан Сент-Экзюпери. Необычна судьба писателя. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всё, что происходит в мире. Слайд " Экзюпери"

Он говорил:

- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.

Он сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес - самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.

Иногда его подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам. Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий-долгий полет из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.

Учитель: Итак, Маленький принц. Откуда он прилетел? Где и при каких обстоятельствах встречался с ним автор?

Ученик: Маленький принц прилетел с маленькой планеты - астероида Б-612. Автор потерпел аварию в пустыне, здесь он и встречался с золотоволосым мальчиком, который просит его нарисовать барашка.

Учитель: Как маленький принц жил на своей планете?

Ученик: Он твердо усвоил правило: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету" Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов. Это большое тропическое растение с очень толстым стволом и сильной корневой системой.

Учитель: Почему же автор говорит нам: "Дети, берегитесь баобабов!" Чем они опасны?

Ученик: Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то потом от него уже не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья. Рассказ этот метафоричен. Экзюпери говорит нам о том, что, если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. А чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться. Слайды по сказке

Учитель: Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?

Ученик: На его планете растет Роза, которую он взрастил, взлелеял, берег, и он боится, что барашек может её съесть.

Учитель: Почему он этого боится?

Ученик: Потому что Маленький принц любит Розу. Это был лишь красивый и капризный цветок.

Учитель: Почему же Маленький принц улетает от нее?

Ученик: Он любил Розу, но она ничем не выказывала своей симпатии к нему. Он обиделся и решил улететь.

Учитель: Каждый герой сказки дарит нам свою мудрость. Чему учит нас здесь золотоволосый мальчик?

Ученик читает: "Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой свет, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать!"

Учитель: А в чем мудрость Розы? Чему она учит нас?

Ученик: Нежности и гордости. Оставаясь одна на планете, она ни в чем не упрекнула Маленького принца, гордо указав на четыре шипа, которыми вооружила ее природа, потому что не хотела признаться в своей беззащитности, чтобы не сделать больно любимому.

Учитель: Какую мудрость несет нам сказка французского летчика?

Ученики:

- "Тщеславные люди глухи по всему, кроме похвал"

- Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

- Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

- Если ты "за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, ты не человек, а гриб".

- Всю жизнь быть для людей, для любимого или простого близкого человека маяком - в этом счастье человека.

Учитель: И вот Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло его здесь?

Ученик: Он увидел целое поле роз, совсем таких же, как та, которую он оставил на своей планете. "А ведь его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. Он лег на траву и заплакал".

Учитель: Потом Маленький принц встречался с Лисом, который открыл ему самый главный свой секрет. Какой секрет открыл Лис, какую мудрость дарит он нам?

Ученик: Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили и ты тоже должен приручить. Но помни: ты всегда в ответе за того, кого приручил.

Ученик: Лис сказал: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь". Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу.

Учитель: Как вы понимаете слово - приручить?

Ученик: Быть в ответе за все живое на Земле, только человеку, наделенному разумом, это по силам.

Обобщение. "... У каждого человека - свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других - это просто маленькие огоньки", - так говорил Маленький принц, а писатель А. С. Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили.

Давайте перелистаем эту страницу и подумаем, а все ли делает человек, чтобы его планета оставалась здоровой, прекрасной на долгие года.

IV. Страница экологическая (учитель географии)

Продолжение пресс-конференции. Каждой группе выдаются листы с вопросами, на которые ребята после совместного обсуждения отвечают.

Влажные экваториальные леса:

Каково общепланетарное значение влажных экваториальных лесов?

Какие последствия несут за собой пожары и вырубка лесов?

Как вернуть африканские леса планете? Какие меры по охране и защите лесов принимаются?

Саванны:

К каким последствиям для саванн Африки приводят хозяйственные занятия ее жителей?

Главной чертой животного мира является разнообразие крупных животных, а по числу обитающих видов африканские саванны и вовсе не имеют себе равных в мире. Чем можно объяснить такое исключительное богатство?

Какие меры борьбы по сохранению саванны вы можете предложить?

Тропические пустыни:

Какие причины способствуют росту пустынь, и к каким последствиям это приводит?

Можно ли остановить Сахару и как?

Почему, несмотря на энергичные меры ряда стран, пустыня продолжает расти?

V. Страница земная (учитель литературы)

Учитель: Проблема диалога человека и природы - проблема общечеловеческая. Она постоянно рассматривалась в русской литературе. К. Паустовский с мыслями о природе связывал представления о естественности человеческого существования, об истоках нравственных представлений. Вы прочитали отрывок из повести писателя, давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном. Какое значение имеют слова "обыкновенная земля". Какой смысл вкладывает в них писатель?

Слайд К. Паустовский

Ученик: Обыкновенная земля- земля, в которой нет ничего примечательного, привычная нашему глазу. Но все же этот край обладает большой притягательной силой. Он скромен, как картины Левитана, но в этом и заключается прелесть русской природы. Слайды Русская природа

Учитель: Почему писатель " нарушил обычай географов" и сообщил о местонахождении Мещерской стороны только в конце главы?

Ученик: Паустовскому важно создать эмоциональный образ, передать свое художественное восприятие.

Учитель: Что означает для Паустовского любить Родину? Чему научила его Мещерская сторона? (работа по тексту)

Ученик: Для писателя вечным является прекрасная, хоть и неброская, природа родного края, символизирующая понятие " родина", он против корыстного отношения к своей земле, свойственное многим людям и против которого восстает сам Паустовский

VI. Страница исследовательская (учитель географии и группа ребят)

Прослушаем, какие предложения по спасению нашей планеты предлагают ребята из исследовательской группы (звучат предложения, учитель оценивает некоторые из них). Ребята демонстрируют свои презентации о выявленных ими проблемам материка.

В заключении сформировать основные экологические проблемы Африки:

  • Интенсивное сокращение площади влажных лесов
  • Опустынивание, катастрофические засухи
  • Загрязнение окружающей среды
  • Сокращение численности растительного и животного мира.

VII. Страница лирическая.

Учитель:

- Какая тема присутствует в произведениях любого поэта, писателя? Почему?

- Что вам особенно понравилось и запомнилось в прочитанных стихотворениях А. Пушкина " Зимнее утро", М. Лермонтова " Когда волнуется желтеющая нива..", Ю. Левитанского " Падают листья осеннего сада.."?

- Как пополнилась ваша "таблица ценностей" после прочтения этих произведений? А могли бы вы выразить свое отношение к природе в стихах, небольших рассказах, рисунках?

Звучат стихи ребят из поэтического клуба " Первоцвет"

1.

Пройду по заснеженным тропам,
К реке по обрыву спущусь.
Какое повсюду раздолье!
Мой Север, тобой я горжусь!
Горжусь я тобою не зря:
Здесь много прекрасных чудес:
И нефтью, и газом богата земля,
Здесь реки и тундра, и сказочный лес!
(Малыгина М.)

2.

Когда мне холодно и грустно,
Я вспоминаю вновь о том,
Что есть на свете мой поселок,
Родимый берег, милый дом.
Скамейку во дворе, у дома -
Дороги, улицы, мосты.
Друзей, приятелей, знакомых,
Деревья, травы и цветы.
Журчанье речки непокорной
И пенье птиц - здесь все со мной.
Всегда я буду возвращаться в мой дом -
Поселок Уренгой. (Деркач А.)

3.

Акростих " Я люблю тебя, Ямал"
Ямал - наш общий дом.
Любя его, на нем живем.
Юлить и лгать теперь не в силах -
Бежит ямальская кровь в жилах.
Летит здесь время незаметно,
Юлой кружась, скрывается бесследно.
Тут наций и народностей немало,
Есть дружная семья Ямала.
Бытуют ненцы, ханты и селькупы.
Я тоже проживаю тут.
Ягель, оленей, Севера Сиянье
Мы любим - это наше достоянье.
А также газ, пушнина, нефть,
Лес, рыба - все есть здесь!
(Зиганшин А.)

4.

Мне хочется стихами говорить
О Родине моей прекрасной.
Мою страну я воспевать, хвалить
Готов всю жизнь свою так страстно.
. . .
Мороз обжигает сильно
Снега выпадают обильно
Позёмка под ноги стелется
Эх, разгулялась метелица!
(Лавринович А.)

 5.

Первый снег упал на землю.
Дети рады все ему.
Все живое засыпает,
Замерзает на зиму.

Эй, зима, лети скорее!
Засыпай снежками нас,
Всё ж ребята улыбнутся
В этот день и в этот час.
(Писаренко А.)

VII. Страница "Постскриптум".

Все путешествия когда-либо кончаются, путешественники полны впечатлений, они устали и лучше, чем в родном доме ничего нас не ждет.

- Ребята, понравилось ли вам наше путешествие сразу по двум дисциплинам? Что конкретно? Хотели бы вы встретится на совместных уроках еще раз?

- А что не понравилось?

Подведение итогов, комментирование и выставление оценок.

VIII. Страница "Домашнее задание"

Написать небольшой рассказ по теме урока (литература), подобрать стихотворения о природе, понравившееся выучить наизусть.

Сделать сообщение о заповедниках и национальных парках Африки и о тех видах, которые там охраняются.