Цель:
- Оживить в памяти учащихся знакомые по начальной школе стихи поэта, а главное – пробудить учащихся к творчеству, к пониманию произведения.
- Научить выразительному чтению стихотворения.
- Воспитать бережное отношение к русскому слову, любви к родной природе.
- Развить чувство прекрасного на примерах произведений искусства: музыки, литературы, живописи.
Методы:
- частично- поисковый;
- словесные: беседа, рассказ, слово учителя;
- наглядный;
- творческий.
Оборудование:
- выставка работ ребят их художественной школы и местных художников;
- ДВД – записи, мультимедийное сопровождение с фотографиями, картинами на тему “Зима”.
Ход урока
Слово учителя.
На фоне музыки Чайковского “Времена года” звучат тихо слова учителя:
– Сейчас стоит осень – любимое время года великого русского поэта А.С.Пушкина. На улице октябрь, который срывает последний лист; пройдет ноябрь с дождями, слякотью, первым морозцем и наступит она – красавица – зима. Русская зима завывает метелями, искрит, слепит белоснежным снегом, который скрипит под ногами, тянет морозцем, обжигает щеки, бодрит, веселит.
Русскую зиму описывали в своих произведениях художники, ею восхищались поэты, ей посвящали свои мелодии композиторы.
Звучит мелодия из произведения Чайковского “Зима”. В это же время гаснет свет, и на экране проецируются слайды с зимним пейзажем. (Работы ребят из художественной школы и произведения искусства местных художников).
Вопрос: Что вы чувствуете? Какие мелодии, тональность, ритм, настроение?
Каждая из картин вызывает разные чувства, так как автор хотел выразить все по-своему, по-разному.
Посмотрите на выставку: здесь представлены картины выдающихся художников, фотографов, которые запечатлели нашу зимушку в разное время. Обратите внимание, какими красками пользуются художники при описании картин. Опишите любую из них. Какие чувства вызывают у вас эти картины?
Устное описание картины (2–3 ученика).
А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну. Изумленно охаете. Что же вы там видите? Попробуйте рассказать, передать это нам.
Рассказ учащегося.
А сейчас вы узнаете, как об этом говорит А.С.Пушкин в стихотворении “Зимнее утро”.
Запись темы урока.
Слово учителя, записанное на диск. Существует воспоминанье. Зимой 1829 года Пушкин жил в имении матери – Михайловском, ему нужно было заработать деньги для женитьбы на Н.Н.Гончаровой. Он много писал, но не всегда приходила муза. Иногда тоска захватывала поэта. И вот в один из длинных скучных зимних вечеров он велел запрячь сани и помчался к своим тверским друзьям. Кони летели во весь дух. Дул ветерок, мела поземка. Когда подъезжали к имению, разыгралась сильная буря, не было видно низги. Кое-как добрались до дома. Друзья встретили Пушкина с радостью, зажгли свечи, разожгли камин, “все пошло вверх дном; смех, шутки, говор так и раздаются по комнатам”. Веселье продолжалось до утра. Пушкина отвели в отдельную комнату, где в печи догорали последние дрова. Было темно на улице. Его охватило вдохновение. Вы уже знаете о роли вдохновения в жизни каждого человека. А особенно для поэта. Пушкин сел к столу, на котором горела свеча( В классе гаснет свет и зажигается свеча), взял перо и полились строчки
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…….
И вот поэт дописал последнюю строчку, улыбнулся загадочно и пошел спать.
Утром в комнату зашел слуга, Пушкин еще спал, зажег свечу, затопил печь, увидел на столе исписанные листы, взял их и прочел:
Мороз и солнце; день чудесный!
Каково же было удивление слуги, когда он вышел на улицу и действительно увидел, что на улице: “под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит”.
Но это только воспоминание….
Вопрос. Как же автору удалось предвидеть перемены в погоде? Это и сейчас для нас остается загадкой. И, тем не менее, эти стихи появились. Заглянем в мастерскую поэта. Вот как передает свое чувство А.С.Пушкин.
Прослушивание стихотворения. (Запись на диске образцового чтения учителем или подготовленным учеником.)
Вопрос. Так прочитал стихотворение актер, а как же должен прочесть каждый из вас?
Выразительное чтение. Работа в парах. Звучит музыка .
Анализ стихотворения.
Вопрос.
– Как же меняется настроение стихотворения ? Найдите это в тексте.
Ответ учащегося. После слов.
А и ты печальная сидела,
А нынче. Погляди в окно…
от печальных воспоминаний переходим к светлой радости.
Да, теперь все преображается, блестит, сверкает. Чувство радости растет, требует движения, хочется навестить милые сердцу места. Звучит музыка.
Вопрос.
– Какие художественные средства помогают понять, передать нам настроение, чувства поэта?
– Какие художественные средства поэтической речи вы знаете? (Эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, антитеза).
Беседа с элементами анализа.
– Какие же средства выразительности использует здесь автор?
– Прочитайте, найдите, постарайтесь доказать, можете работать в парах, группах.
– Назовите основные изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворении, приведите их примеры.
– Какое лирическое чувство передает автор данным стихотворением?
– Удалось ли ему передать вам свое настроение?
Попытаемся понять чувства автора.
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
- Сразу ли возникает в произведении чувство радости, восторга перед миром?
- Какие краски использует поэт в четвертой и второй строфе?
- Почему Пушкин употребил в четвертой строфе слово “янтарный”, говорят о солнечном свете. Значение слова янтарный- янтарный не просто желтый солнечный, но прозрачный (смола, слеза, ясный, светлый).
- В каких строчках вы видели желание поэта покинуть теплый кров и устремиться вдаль? Ср. бурая кобылка – нетерпеливый конь.
- Почему возможно это поистине чудесное преображение в стихотворении? Вечер-утро, печаль-радость, бурая кобылка - нетерпеливый конь.
Картина, нарисованная во П. строфе противопоставляется картине утра.
Вечер – утро
Вечер – это символ чего?
Конец дня, умирание, темнота
А утро? Рождение нового, начало, рассвет
– Сравните 1. и 2. строфа.
– Какие слова использует автор? Какие краски помогают понять настроение автора?
П стр.: злилась, мгла, бледные, мрачные, печальные.
1 стр.: великолепными, блестя, блестит, озарена, веселым, приятно.
Импровизация. Читая строфы, в которых изображается зимнее утро, постарайтесь представить себе эти картины: сверкающий на солнце снег, далекий лес, иней на ветках ели…Мультимедийные презентации. Работы учащихся.
А главное – передать чувство радости, удивления, неожиданности.
– Ну а картины вчерашнего вечера, как ее прочитать? (Стихи будут звучать тревожно, печально, возникают образы: вьюга, мгла, луна…)
Вывод. Вопросы.
– Как же художественные средства помогают автору создать великолепную картину зимнего утра?
– Вы убедились в том, что художником быть непросто?
– Действительно, Пушкин необыкновенный поэт?
Выразительное чтение стихотворения учащимися (2– 3).
Проверочная работа. Тест по стихотворению А.С. Пушкина “ Зимнее утро”.
Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Анализ стихотворения.