Цели:
- заинтересовать учащихся личностью поэта;
- увлечь песенно-поэтическим творчеством С.Есенина;
- обратить внимание на глубокую личность поэзии; нежную любовь к родине, природе,
- работать над формированием нравственно-поэтических чувств.
Оформление:
- Портрет Сергея Есенина;
- Выставка фотографий С.Есенина, его семьи, репродукций картин Поленова, Левитана.
Литература:
- Статья «Перечитывая Есенина» журнал «Литература в школе»
- Покровский «Жизнь – обман».
- Песни на стихи С.Есенина.
ХОД УРОКА
Звучит песня «Выткался над озером». (Приложение 2)
Учитель: Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Почему его стихи мы любим, учим наизусть, почему они трогают нашу душу? Почему и зимой, и ненастной осенью, и ранней весной на его могиле живые цветы?
Целеполагание.
– Наш сегодняшний урок проводится с целью найти разгадку секрета очарования его поэзии. Представим себе, что у нас в гостях люди, которые хорошо знакомы с творчеством Есенина. Они дадут ответы на некоторые вопросы:
Вопрос. Что помогло Есенину сформироваться как поэту? (Приложение 1. Слайд 1)
Литературовед. (Приложение 1. Слайд 2) Константиново, где он родился, вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Рядом еще более крупное селение, с шумными базарами по вторникам. Здесь можно было купить все, и книги тоже. Они были в библиотеке начального училища. В Спас-Клепиковской школе Сергей хорошо изучил церковнославянский язык, что позволило ему прочитать в оригинале «Слово о полку Игоре» и полюбить его. Он знал наизусть стихи Лермонтова и Некрасова, Никитина и Кольцова, Фета и Тютчева. Но больше всего был привязан к Гоголю и Пушкину, учился у них. Как и Пушкин, искал истоки» песенного слова» в народном творчестве. «Это все есть у народа, –говорил Есенин. – Это только надо найти, прочитать, услышать, по-своему осмыслить».
(Приложение 1. Слайд 3)
Из окон бревенчатой избушки были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собой закрадывалась в душу юного Есенина и укреплялась там беспредельной любовью к Родине. Первый образ, который рождает воображение, когда вы вступаете в поэтический мир Сергея Есенина – это береза. Помните у Лермонтова – символ родины.
(Приложение 1. Слайд 4)
«Дубовый листок оторвался от ветки родимой. Есенин, когда писал стихотворение «Береза», был вашим ровесником. Жадно вглядывался он в картины природы: с трепетом ожидал восхода солнца, засматривался на очертания старого леса, на поля. Покрытые зеленеющей рожью и васильками. В детстве и отрочестве он был счастлив. Думаю, все это и отразилось на становлении его как певца родных просторов, певца Родины.
Чтение стихов «Край любимый! Сердцу снятся…», «Береза», «Черемуха».
(Приложение 1. Слайд 5)
– Что известно о первом сборнике стихов поэта?
Литературовед. Первый сборник стихов Есенина появился в 1916 году. Назывался он «Радуница». В нем воспевается родная природа. Есенин часто говорил: «Я деревенский поэт». И действительно, человек и природа – у него единое целое. Поэт ощущал себя частицей природы, он часто говорил: «Я очень люблю всякое зверье». Животные напоминают ему о деревенском детстве, освежали впечатления, оставленные живой красотой родных полей, лесов, широкой, сильной реки.
(Демонстрируется пейзажи Поленова, Левитана.)
Возле полотен этих художников, выставленных в Третьяковской галерее, молодой Есенин подолгу простаивал. Созвучен этим картинам и мир природы у Есенина. Он наполнен цветом, звуком, движением, его обитатели очеловечены: ( Приложение 1. Слайд 6) береза «принакрылась снегом», снежинки горят «в золотом огне», заря обходит березу, осыпая ее» новым серебром» стихотворение «Русь» – это трепетное признание в любви к Родине.
Звучит стихотворение «Русь» (Приложение 2) (Приложение 1. Слайд 7).
– Почему Есенин называет себя «последним поэтом деревни»?
Литературовед. Давайте на минутку вернемся в то время далекое трудное время. Октябрьская революция вихрем пронеслась над Россией, ломая многих. Есенин выстоял, принял революцию, «но с крестьянским уклоном». Время наложило отпечаток на все творчество поэта, отразилось на его взглядах. Но путеводная звезда его жизни оставалась прежней, какой он ее однажды полюбил, – это старая деревенская Русь. И вторжение в ее просторы городской цивилизации Есенин переживал болезненно. Новая деревня казалось ему чужой. В ней он видел конец истинно сельского уклада жизни: вот и назвал себя «последним поэтом деревни». Но несмотря н6а это, он не переставал повторять.
(Приложение 1. Слайд 8)
«Я очень люблю Родину». И молодому поэту
советовал: «Хочешь добрый совет? Ищи родину!
Найдешь – пан. Не найдешь – все псу под хвост. Нет
поэта без Родины »
А понять и принять новую Родину помогла Есенину
поездка за границу.
Послушайте отрывок из письма:
Ученик: «Только за границей я понял
все значения русской революции, спасшей мир от
безнадежного мещанства»
Все, кто встречался с поэтом после его поездки,
чувствовали в нем перемену. Он вернулся с
осознанной тягой к новому. И это настроение
передал в своих стихах.
Чтение «Письмо к женщине».
(Приложение 1. Слайд 9)
Вопрос. Чем объяснить, что в стихах Есенина о Родине часто встречаются слова «голубая» (Русь), «синий мой цветок».
Учитель:Наш урок имеет эпиграф: «Россия! Сердцу милый край!» Эта напевная музыкальная строка взята из произведения, которое должно было войти в поэму «Гуляй – поле», оставшуюся незаконченной. В самом построении фразы запечатлено то пронзительное чувство Родины, без которого Есенин как поэт не состоялся бы.
(Приложение 1. Слайд 10).
«Россия»! – произнес он однажды протяжно и грустно. – Россия! – какое хорошее слово «роса», и «сила», и «синее что-то». Все, что связанно с Родиной, счастьем воспринимается поэтом как расцвет молодости, силы, как беспредельность движения в будущее. Синь, синева, синий – в толковом словаре вы не найдете того значения этих слов, которое вкладывал в них поэт: и бескрайность просторов, и сгущенность красок природы, и прозрачная высота неба, и народная мечта об обновленной Родине, и перспектива, уводящая в будущее. Всю свою недолгую и неспокойную жизнь Сергей Есенин проявлял заботу, радел о самом близком человеке – о матери, Татьяне Федоровне.
(Приложение 1. Слайд 11)
Она играла большую роль в его жизни. Матери Сергей Есенин посвятил эти задушевные строк, которые прочитал сам.
«Письмо матери».
1 мая 1925 года.
Есенин присутствовал на празднике в Балаханах. Оживленный, разговорчивый, переходил он от одной группы рабочих к другой: Тонкие морщинки разгладились, на бледных губах – улыбка. Его попросили читать. «Россия – страшный, чудный звон» – начал Есенин читать. Голос его крепчал. Когда он умолк, несколько секунд стояла глубокая тишина. А потом все утонуло в шуме рукоплесканий. «К горлу подкатил ком рыданий, – вспоминает один из участников праздника, – потому, что и стихи, и сам поэт – все хватало за сердце, не позволяло оставаться равнодушным». И особенно впечатляет есенинское признание:
(Приложение 1. Слайд 12)
Я счастлив тем,
Что сумрачной порою
Одними чувствами
С страной дышал и жил.
Вот отсюда это воссоединение мечты поэта о «голубой Руси» с думами о стране. От Руси деревенской, уходящей в прошлое, к России преображенной – таков исторический путь, пройденный поэтом вместе со своей родиной, со своим народом. Стихи поэта положены на музыку, его песни стали шлягерами.
Прослушивание «Клен ты мой, опавший». (Приложение 2)
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И совсем не удивительно, что поэзия Есенина не перестает привлекать внимание композиторов. Их покоряет есенинское «буйство глаз и половодье чувств, его любовь к жизни, к природе, к своему народу и его песням.
«Отговорила роща золотая». (Приложение 2)
(Приложение 1. Слайд 13)
Чтец.
Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была…. Да не эта!
Версты все потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много звучит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
Учитель. Сегодня у нас вводный урок, на последующих уроках мы подробно познакомимся с творчеством поэта. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова Николая Тихонова.
(Приложение 1. Слайд 14)
«Есенин – это вечное…», потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире Есенин призывает к человечности, к благоразумию, к любви».
Все исполняют песню «Русь».
Рефлексия:
– Ваше мнение об уроке?
– Что вы взяли с урока?
– Запало ли что-то в душу, тронула ли вас поэзия
Есенина?