Поэтический час можно использовать как самостоятельно проведённое мероприятие или в системе уроков по теме: Природа в стихах русских писателей.
Основная цель – знакомство с творчеством малоизвестного ученикам поэта и развитие творческих способностей детей.
Оформление: столы, расставленные по кругу, свечи, для создания поэтического настроения, мультимедийная аппаратура, фотография Игоря Кобзева.
В начале поэтического урока учитель читает стихотворение "ЭПИЛОГ".
Возможно, скажут:
– Где ж тут "современность"?
Должна быть ей поэзия верна!Но ведь известно, что любовь и верность
В крутые проверяют времена.Сегодня что-то лирики немеют,
Совсем готовы про любовь забыть.
Я знаю: в наши дни писать умеют,
Вопрос в другом: умеют ли любить?Упрёк мой – не одним двадцатилетним:
Мы в чувствах все небрежностью грешим,
И кажется: покуда не ослепнем, –
Так мало светлым солнцем дорожим!Я, как старатель, напряжённым взглядом
Весь век искал высокую любовь,
А та любовь жила почти что рядом,
И гордо шла сквозь подвиг, боль и кровь...Теперь в семье ребята подрастают.
Здесь спорят, шутят, любят помечтать.
О прошлом здесь не часто вспоминают.
Но я клянусь: им есть что вспоминать.Я не хочу, чтобы горем и виною
Судьба людей сближала до конца,
Я не хочу, чтоб горем и виною
Испытывались верные сердца.Влюблённые Ромео и Джульетты,
Дай бог вам вовсе бед таких не знать.
Но грозных лет суровые заветы
И в счастье не должны вы забывать.
Ведущий: В этом стихотворении мы видим неподдельную тревогу за человека, за его внутреннее состояние. Игорь Кобзев указывает путь, по которому должен идти человек для того чтобы стать счастливым – это путь постижения любви.
Любовь бывает разной. Это чувство настолько многогранно, что постичь его дано далеко не каждому.
Учиться любить человек будет всю свою жизнь. Но любовь к природе дана нам от рождения. Без неё нет и не может быть полноценного человека.
Ученик читает стихотворение "ДОЖДЬ В ЛЕСУ". Звучит музыка П. И. Чайковского.
Дождь весь лес окутал паром,
Шумно хлынул вниз,
Хризолитом и опалом
На ветвях повис.На берёзках, на рябинах
Всё зажглось огнём,
Как актрисы нарядились
На большой приём.Я гляжу вокруг с сомнением
И не разберу:
То ли я в лесу весеннем,
То ли – на балу?..То ли деревце калина
В каплях-жемчугах?
То ли девушка Алина
С камешком в серьгах?..Никогда так близко-близко
Я не знал весны –
С этим блеском в синих брызгах,
С шёпотом лесным.Надо мной листва лепечет:
– Здравствуй, мой поэт,
Как ждала я этой встречи
Много-много лет!А берёзки хороводят
(Что за тонкий стан!)
И зовут меня, уводят
В голубой туман...
Во время прочтения стихотворения звучит музыка П.И.Чайковского из "ВРЕМЕН ГОДА".
Ведущий: Так же как и многие поэты Игорь Кобзев отправляется в поход за СИНЕЙ ПТИЦЕЙ.
Из берёзы вырежу
Сказочную птицу,
Синей краской выкрашу ,
Посажу на спицу:Пусть она крылатая,
Вопреки судьбе,
Над моею хатою
Светит на столбе!Надоели разные
Сложные вопросы.
Хочется жить празднично,
Весело и просто!Вон какая лётная,
Летняя погода,
Все цветы повёрнуты
В сторону восхода.Все кругом – приветливо,
Звонко и просторно,
Как полы паркетные,
Светится платформа.На платформе – лавочки,
А на них – студентки,
Беленькие платьица,
Смуглые коленки.Я надену модную,
Пёструю рубашку,
Ворот незастёгнутый,
Душа – нараспашку...Не боюсь бесславицы
И персональных дел!
Я бы вам, красавицы,
Понравиться хотел!Хватит над задачками
Головы ломать,
Может быть, за дачками
В роще погулять?..Но… боюсь: всё сложится
В очень грустном виде,
И опять без сложностей
Ничего не выйдет.
Ведущий: Природа помогает людям преодолеть непонимание и недоверие друг к другу, ощутить радость бытия.
Ученица читает стихотворение "РАНЬ".
Встать до зорьки
Сизой ранью,
Когда мгла и темень,
Когда лес стоит в тумане,
Как забытый терем...В глушь уйти, под скрип сосновый,
В чащу, за грибами,
Чтобы каждый гриб – как повод
Встретиться руками...Услыхать, как где-то птица
Лес зовёт проснуться,
Голубой росы напиться,
К сказке прикоснуться!Наломать сырой рябины
Две больших охапки,
Чтоб заискрились рубины,
Как на княжьей шапке!Чтоб совсем неважны были
Речь иль взгляд влюблённый,
Только б вместе мы любили
Этот мир зелёный!
Ведущий: Стихи Игоря Кобзева просты и легки. Перед глазами так и встают картины, окрашенные в самые невероятные цвета.
Под музыку П.И.Чайковского исполняется стихотворение "ОСЕННЕЕ УТРО".
Дождь до утра звенел, как колокольчик,
Полнеба за ночь в лужи натекло,
Потом рассвет явился, как стекольщик –
Вставлять в окошки синее стекло...Я вышел в лес. Побрёл по скользкой глине...
Багрянец в небе расширялся, рос,
И – точно увертюра в "Лоэнгрине" –
Сочилась светом музыка берёз.И просыпались утренние шумы.
И мокрые осенние кусты,
Как жёлтые большие абажуры,
Светились из туманной темноты.А ягоды так ярко на рябине
Горели сквозь густую синеву,
Как будто здесь кого-нибудь убили
И кровь впиталась в гроздья и листву.Лес ждал чего-то ,пристально и чутко,
Как рыжий конь ушами шевеля,
И, одеваясь лиственной кольчугой,
Ждала чего-то мокрая земля.Вокруг стояли сосны, точно стража,
Держа тугие копья на весу...
И было одиночество не страшно
В таком большом, заманчивом лесу.
Ведущий: Природа Руси всегда сравнивалась с храмом Божьим. Именно эта взаимосвязь давала "пищу" всем по-настоящему русским поэтам.
Звучит стихотворение "РАДОНЕЖ".
Звон подмосковного золота,
Шорох берёз и осин –
Все вроде лепета, шёпота
Летописей и былин...Выйду в осенние шумы я,
В шелест дремучих древес,
Мягкою княжеской шубою
Ляжет мне на плечи лес.Дышит далекою древностью
Эта замшелая ширь:
Бор ощетинился крепостью,
Стражем застыл монастырь.Было: все грады порушились,
Всюду – лишь цокот подков.
Шли непокорные русичи
В лес от лихих степняков.Тут и доныне, как воины,
Гордые ели стоят,
Сосны стоят прямоствольные,
Гроздья рябиновой ягоды
Ярки, как раны бойцов.
Словно идут на парад.Листья застуженных яровов –
Вроде кафтанов стрельцов,Крохотный кустик крушиновый
Весь от кручины сгорел.
Птицы парят над вершинами,
Как наконечники стрел.
Ведущий: Знакомство с творчеством любого поэта вызывает желание говорить стихами. Сейчас мы послушаем стихи наших одноклассников. Эти стихи тоже о любви к родному краю.
Виктория Прилипченко "Природа Сизой"
Здравствуй, природа родная!
Живу я в поселке Сизая!
Люблю здесь огромные горы,
Люблю здесь леса и просторы.Природа у нас глубока и чиста!
Горы – выше небесного дна!
Вокруг поселка загадочный лес
Стоит на просторе сказочный весь!
Ведущий предлагает учащимся прочитать свои любимые стихотворения.
В конце поэтического часа дети просматривают презентацию (приложение).