Литературно-музыкальная композиция "Этот день мы приближали, как могли"

Разделы: Литература


Цель: рассказать о творчестве нескольких фронтовых поэтов, раскрыть их гражданский и поэтический подвиг, их нерушимое единство с народом в дни испытаний, способствовать развитию у учащихся любовь к поэзии, способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Подготовка: ребята заранее готовят стихи наизусть, готовят исполнение песен военных лет, занимаются оформлением зала; каждый класс готовит политический плакат антивоенной тематики.

Оформление:

  1. Стенды: «Стихи писали мы в окопах» (со стихами фронтовых поэтов), «Они не вернулись с фронта», «Мы живы, потому что умерли они».
  2. Портреты поэтов: С. Орлова, М. Джалиля, Ю. Друнининой, К. Симонов, О. Берггольц, А. Суркова.
  3. Выставка книг – сборники военных лет.
  4. Вывешены подготовленные учащимися плакаты.

Ход вечера

Перед началом вечера звучат песни военных лет.

Звучит мелодия песни «Священная война» А.Александров и В. Лебедева – Кумача.

1-й ведущий:

Когда обрушилась беда
На наше мирное содружество,
То у поэтов, как всегда,
Войска одалживали мужество.

2-й ведущий: Наш вечер посвящен творчеству тех, кто прямо со школьной скамьи, и со студенческих общежитий отправились на фронт.

И было им … кому 18, кому 20, самым старшим – от силы 25.

1-й ведущий: «Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод…» – напишет Юлия Друнина.

Так в те годы поступали все, кому была дорога Родина. На фронт отправлялись целыми классами.

2-й ведущий:

Когда 10 а пошел на фронт,
То было далеко до перелома.
И девочки, что оставались дома,
Рыдая, проводили до ворот.
Тех, для кого бетон аэродрома, теплушки,
Грязь разбитого шоссе
И пушки на ничейной полосе
Простой судьбой отныне становились.

1-й ведущий: «Простой судьбой» стала война и для наших поэтов.

2-й ведущий: Они шагали на фронт по фронтовым дорогам с полной выкладкой, ничего не перекладывая на плечи на других. Они поднимались в атаку, не ожидая, пока с врагом расправятся другие.

1-й ведущий: Прежде, чем стать поэтами, они были солдатами. Война была для них одновременно испытанием и большой жизненной школой. На полях сражений, на фронтовых дорогах поэты взрослели, узнавали жизнь, мужали, ощущали внутреннюю потребность высказать свое отношение ко всему происходящему и высказывали его! В перерывах между боями. На ночных коротких привалах. В блокнотах и записных книжках. На страницах бригадных и армейских газет.

2-й ведущий: Война была тем миром, где нельзя было солгать, скрыть или лицемерить. Стихи, написанные поэтами на фронте, были честным, взволнованным откликом на события каждого дня войны.

1-й ведущий: Стихи военных лет – это, прежде всего, человеческие документы, художественные свидетельства грозной эпохи. Хорошо сказал об этом Сергей Орлов: «Наши фронтовые стихи – это те же дорогие реликвии войны, что хранятся бережно в музеях. Их смело можно положить рядом с простреленным комсомольским билетом, окровавленной шинелью, ржавым помятым котелком – это святая память героической истории».

2-й ведущий: В стихах все отражалось так, как было увидено, перечувствовано, без всяких прикрас и умалчиваний. Стихи писались не для публикаций, а прежде всего для себя, для друзей, и поэтому они не могут вызвать ни малейшего сомнения в искренности. Их подсказала жизнь, борьба, совесть.

1-й ведущий: Это своеобразный поэтический дневник, это лирическая исповедь поколения 40-х. Биография ровесника, биография воина переднего края – солдата и офицера – и была биографией поэтов.

2-й ведущий: Сегодня вы услышите стихи поэтов С. Орлова, Ю. Друниной, М. Джалиля, Ольги Берггольц, К. Симонова. Услышите песни военных лет.

1-й ведущий: В годы Великой Отечественной войны стихи и песни были как глоток воды для бойца, как письмо из дома. Поэтому на привалах, в промежутках между боями присаживались бойцы у костра и запевали: «Бьется в тесной печурке огонь…»

Исполняют песню «Бьется в тесной печурке огонь…» юноши 10-х классов.

2-й ведущий: Автор стихов всем известной песни «В землянке» А. Сурков всю войну прошел корреспондентом военных газет. «Фронтовой бродяга – газетчик, он был в любом блиндаже родня». В дни горьких испытаний он мечтал, чтоб от песни слезы застывали каплями смертельного свинца.

1-й ведущий: Песня «В землянке» была любимой на всех фронтах. Каждый слушал ее, вспоминал что-то свое – близкое и дорогое, и с еще большей яростью поднимался в новую атаку, чтобы защитить его.

2-й ведущий: Голос войны, как бы он ни был громок, бессилен перед слабым человеческим голосом поэта, окрыленным любовью к жизни.

1-й ведущий: «Я, может быть, какой-нибудь эпитет – тот нашел в воронке под огнем». Эти слова поэта С. Орлова автобиографичны.19-летним студентом-добровольцем ушел он на фронт. И вот первый бой. Первое ранение. Потом танковая школа. И снова – бой!

2-й ведущий:

Поутру, по огненному знаку,
Пять машин «КВ» ушло в атаку.
Стало черным небо голубое.
В полдень приползли из боя двое
Клочьями с лица свисала кожа,
Руки на головни похожи.
Влили водки им во рты ребята.
На руках снесли до медсанбата.
Молча у носилок постояли
И ушли туда, где танки ждали.

1-й ведущий: Рядовой, сержант, курсант, лейтенант, гвардии старший лейтенант, Волховский и Ленинградский фронт – вот военная биография поэта.

2-й ведущий: В 1944 году – обоженного, раненого Сергея Орлова принесли товарищи в медсанчасть. После госпиталя – мобилизация по инвалидности.

1-й ведущий:

Вот человек – он искалечен.
В рубцах его лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянул – и лаз не отвести.

2-й ведущий: Сырые землянки и раскаленная броня, случайные походные костры и могилы друзей с фанерными звездами в изголовье… Не все дошли до победы. Им, недошедшим, и посвящается стихотворение – гимн «Его зарыли в шар земной».

Ученик читает стихотворение «Его зарыли в шар земной» наизусть.

1-й ведущий: Давно отгремела война, но в творчестве Сергея Орлова эта тема занимает основное место. Продолжаю выходить сборники его стихов, освещенные костром солдатского братства. С. Орлову очень дорога родина и очень дорог мир на земле. Как бывший солдат, он и настоящее время продолжает вести бой « с позиций сердца и души».

Выходит девушка в солдатской шинели (читает):

Иные голосистей. Правда, это,
Но только утверждаю я одно:
И самому горластому поэту
Твой голос заглушить не суждено.
В нем чувствуется школа поколенья
Науку скромности прошедших на войне
Тех, кто свою карьеру начинали
В сырой землянке – не в концертном зале,
И не в огне реклам – в другом огне.

1-й ведущий: Эти строки из стихотворения Юлии Друниной, посвященного памяти другой поэтессы – В. Тушновой, можно с полным правом адресовать самой Друниной, которая тоже свою карьеру начинала с сырой землянки. Вспоминая о своих школьных годах, она пишет:

2-й ведущий: «Мое поколение росло, овеянное романтикой революции и гражданской войны. Нашей любимой песней была “Каховка”, любимым фильмом – “Чапаев”, любимой книгой – “Как закалялась сталь”. Не они ли: светловская девушка в походной шинели, отчаянный легендарный комдив, суровый неистовый Павка Корчагин привели нас в 41-м в райкомы и военкоматы с требованием отправить на фронт».

1-й ведущий: В 17 лет ушла на фронт и москвичка Ю. Друнина.

Ученица читает наизусть стихотворение Ю. Друниной «Я ушла из детства…»

2-й ведущий: Московская романтическая девочка перевязывала окровавленных, искалеченных людей, видела трупы, голодала, мерзла, по неделе не раздевалась и не умывалась. Романтика войны с первых же дней обернулась в суровый повседневный фронтовой быт, в ежечасное соседство со смертью, не щадившей ни отцов, ни детей, ни светлокосых солдат.

Я раз видала рукопашный
Раз наяву и тысячу во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне!

1-й чтец – девушка читает стихотворение «Зинка».

2-й чтец – девушка читает стихотворение «Машенька – связистка умирала...»

2-й ведущий: Какое должно быть богатое сердце у человека, чтобы вернувшись с войны, от жестокостей, принести в нем стихи. Однажды в поездке по ФРГ Ю.Друнину спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом и был в защите этой женственности».

3-й чтец – девушка читает стихотворение «Не знаю, где я нежности училась ...»

1-й ведущий: В феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала лирическое стихотворение, которое сразу завоевало сердца наших солдат – «Жди меня». Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам, его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов. В истории русской поэзии трудно найти стихотворение, которое бы имело такое же широкое звучание в народе. Оно сделало всемирно известным офицера Советской Армии, русского поэта К.Симонова.

Чтец-юноша читает стихотворение «Жди меня».

2-й ведущий: Поэт с самого начала бал участником войны. Он писал о суровой солдатской дружбе, о большой душевной щедрости советского человека. Особенно много писал Симонов о Родине. Это понятие наполнилось для него более глубоким смыслом. Близкой, родной встает в его стихах Россия с ее березками, с ее поселками и дедовскими могилами.

Чтец читает стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

1-й ведущий: А сейчас я расскажу вам о поэте, не вернувшемся с войны, о Герое Советского Союза Мусе Джалиле. Уже на следующее утро войны он отнес в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт. Вскоре он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». Вся трагедия войны переплавлялась в его статьи, очерки и прежде всего в стихи.

Чтец-юноша читает стихотворение «След».

2-й ведущий: Некоторое время от Джалиля приходили письма. А с июля 1942 года все связи с ним прервались. В конце июня 1942 года, взвод Джалиля попал в окружение. При попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненый, оглушенный взрывной волной Муса попал в плен.

1-й ведущий: Джалиля привезли в польскую крепость Демблин, где размещался гитлеровский лагерь для военнопленных. Но и в плену М.Джалиль не сложил оружия. Он создал в лагере подпольную организацию, которая занялась подготовкой восстания легионеров.

2-й ведущий: Но вскоре группа Джалиля была разоблачена. Суровые испытания выпали на долю Джалиля в фашистских застенках. Во время допросов, которые тянулись не один месяц у него, была переломана левая рука, отбиты почки. Тело его было исполосовано электрическим шнуром и резиновыми шлангами. Но никакие муки не могли сломить могучего духа поэта. И из-за тюремных стен продолжал звучать его голос, клеймящий позором войну, фашизм, варварство.

Чтец-девочка читает стихотворение «Варварство».

1-й ведущий: Память народная навеки сохранит имена стойких защитников Родины и, как ненужный хлам, отбросит и забудет имена трусов, тех, кто спасовал в час испытаний перед лицом врага. Об этом – стихотворение «Четыре цветка».

Чтец-девушка читает стихотворение «Четыре цветка».

2-й ведущий: 25 августа 1944 года М.Джалиль вместе с товарищами был казнен. Все они были обезглавлены на гильотине в течение получаса. Казни следовали одна за другой с интервалом в 3 минуты.

1-й ведущий: Мусы Джалиля нет среди живых, но имя его не забудется , ибо живы его стихи, его песни, ибо вечен его подвиг.

2-й ведущий: Одной жизнью с народом, со страной жила и ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Она могла погибнуть каждую минуту на каждом шагу от голода или от обстрела, как погибали тысячи ее сограждан. Она потеряла в блокаду всех своих родных и близких, потеряла детей. Она сама не раз падала в снег от голодного обморока, но всегда находила в себе силы подняться, доползти до микрофона, чтобы через него говорить с Ленинградом, со всей страной.

Чтец-девушка читает стихотворение «Я говорю с тобой под свист снарядов ...» (отрывок из «ленинградской поэмы»).

1-й ведущий: Сама того не понимая, О.Берггольц стала живой легендой, символом стойкости , ее голос по радио был для ленинградцев кислородом мужества и уверенности. Время взвалило на нее свою святую ношу, и она сумела поднять и понести ее. Все произошло само собой.

Чтец-девушка читает:

«Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила»

2-й ведущий: Ненависть к войне, к фашизму усиливала любовь к жизни, любовь к живым.

Чтец-девушка читает стихотворение «Я, как рубеж, запомню вечер ...»

Чтец-девушка читает стихотворение «Всегда исполнены любви…»

1-й ведущий: Жизнь Ольги Берггольц – это пример того, как личная человеческая биография сливается с биографией миллионов, как сливаются дневник и поэзия, стихи и жизнь. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам», дежурство по ночам на крышах, - все это вместе с ленинградцами перенесла и Ольга Берггольц.

2-й ведущий: Но кроме этого, она еще и писала. Писала о преодолении страдания, о неистребимой творческой любви к людям, о великом мужестве и стойкости советского человека, о негаснущей вере в победу, в торжество справедливости. Эти темы были в то время под пером у всех поэтов.

1-й ведущий: Поэзия Великой Отечественной войны это поэзия большого страстного сердца, высоких гражданских страстей, тяжких испытаний и духовного подвига.

2-й ведущий: Мы помним прошлое. Мы ставим памятники погибшим. И один из самых величественных – слово поэта.

1-й ведущий: Благодаря поэзии военных лет память снова и снова возвращает нас к дням войны. Мы начинаем больше ценить тишину.

2-й ведущий: Спасибо за это поэтам. Вечная им слава и память. Низкий поклон за их смелость и мужество.