Цель урока: раскрыть отношение А.С.Пушкина к друзьям, к дружбе.
Задачи:
- раскрытие понятия дружбы;
- ознакомление с содержаниями стихотворений поэта о дружбе;
- пробуждение интереса к личности поэта;
- раскрытие важности заботы о других людях;
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, Кюхельбекера, Горчакова, Пущина, Дельвига, использование проектора.
Ход урока
I. Стадия урока «Реализация домашнего задания»
Проведение тестирования по творчеству А.С.Пушкина (Вопросы теста, ключ к тесту демонстрируются через компьютерный проектор).
Вопросы теста:
1. Чьи это слова: «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…»?
а) Н.А.Добролюбов
б) В.Г.Белинский
в) Д.И.Писарев
г) Д.С.Лихачёв
2. С чем Белинский сравнивал творчество А.С.Пушкина?
а) с морем
б) с ручейком
в) с рекой
г) С океаном
3. Кто оказал большое влияние на юного Пушкина?
а) няня – Арина Родионовна
б) бабушка – Мария Алексеевна
в) дядька – Никита Алексеевич
г). Отец – Сергей Львович
4. Со скольки лет Пушкин начал писать стихи?
а) с 7 лет
б) с 6 лет
в) с 8 ле
г) с 5 лет
5. Кто предложил отдать Пушкина в Царскосельский лицей?
а) Арина Родионовна
б) Василий Львович
в) Сергей Львович
г) Никита Алексеевич
6. С каким историческим событием связана творческая жизнь Пушкина?
а) с декабристским восстанием
б) с отменой крепостного права
в) с восстанием Пугачёва
г) с войной 1812 года
7. В каком году в Лицее проходил переводной экзамен?
а) в 1815 году
б) в 1814 году
в) в 1813 году
г) в 1816 году
8. Кому выпала честь приветствовать Г.Р.Державина?
а) Дельвигу
б) Кюхельбекеру
в) Пушкину
г) Пущину
Ключ к тесту.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
б |
в |
в |
а |
б |
г |
а |
в |
II. Стадия урока «Вызов»
Цель этой стадии: актуализация имеющихся знаний и представлений о предмете разговора – «Друзья! Прекрасен наш союз». Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.
Сегодня мы будем говорить о таких важных проявлениях человеческих отношений, как дружба, забота людей друг о друге. Вы узнаете, как А.С.Пушкин относился к дружбе, поймёте, почему он ценил своих друзей.
III. Стадия урока «Осмысление»
Цель этой стадии: знакомство с новой информацией по теме «Друзья! Прекрасен наш союз».
1. Лицейская дружба. Вступительное слово учителя
Тема дружбы в лирике Пушкина: это любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. Первой знаменательной вехой в его биографии стал Царскосельский лицей. Почему же Лицей стал для поэта понятием святым, что определили в нём 6 лет, проведённых на лицейской скамье? Специальное постановление гласило: «Учреждение лицея имеет целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной… Все воспитанники равны, как дети одного отца…»
Все 6 лет в Царскосельском лицее воспитанники провели вместе, не расставаясь ни на день. Поездки домой были запрещены: родители навещали сыновей в определённые дни. И Лицей стал не просто родным домом. Он стал неким особым миром для этих мальчиков. В каждом лицеисте было такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства. Суть отношений заключена в том, что они – союз, с правами уникальной духовной и душевной близости. Это даже не дружба в обычном смысле слова, а нечто высшее, иное – необычное явление невиданного ни до того, ни после того типа связи:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(«19 октября 1827 года»).
Дружба, как и любовь, необходима человеку; оба эти чувства дают личности возможность бескорыстной самоотдачи. Посмотрите, как горяч и искренен Пушкин в дружеских посланиях, как свято для него понятие «дружества».
2. Аналитическая работа с текстом
Выразительное чтение стихотворения «Друзьям»;
Вопросы по содержанию:
- Что желает поэт своим друзьям? (Чтобы они играли, пели, весело провели вечер, обращали внимание на девушек)
- Как вы думаете, как относится поэт к своим друзьям? (Ему радостно от того, что его друзья радуются, веселятся; предчувствует, что юность пройдёт, время беспечности останется позади)
С дружбой связаны пиры и веселье. Выразительное чтение стихотворения «Пирующие студенты».
Вопросы по содержанию:
- Как характеризует Дельвига? («ленивец сонный», «остряк любезный»).
- Что означает слово «эпиграмма» (один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо, общественное явление).
Выразительное чтение стихотворения «Князю А.М.Горчакову». горчаков – лицейский товарищ Пушкина. После Лицея их пути действительно разошлись: Пушкин оказался в положении политического ссыльного, а Горчаков сделал блестящую карьеру.
Вопросы по содержанию:
- Сколько лет исполняется поэту? (18 лет)
- Какие мысли тревожат его перед окончанием Лицея? («Где вы, лета беспечности недавней?», «…мы входим в новый свет, но там удел назначен нам неравный…»)
- Как вы думаете, что означает предчувствие поэта: «Моя стезя печальна и темна…»?
- На что и на кого надеется Пушкин? («Мой скромный дар и счастие друзей»).
3. Дружба в южный период
А.С.Пушкин оканчивает Лицей, и пути друзей расходятся, но поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях:
В изгнанье скучном, каждый час
Горя завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем,
Воображаю, вижу вас…
(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821).
В 1824 году за свободолюбивые стихи Пушкин был выслан в имение родителей Михайловское. Поэту было очень одиноко. Здесь его проездом навестили лицейские друзья Пущин и Дельвиг. В соседнем имении поэт встретился с Горчаковым, приехавшим погостить к родственникам. Обо всех этих встречах он вспоминает в стихотворении «19 октября» 1825 года.
Выразительное чтение стихотворения «19 октября»
Вопросы по содержанию:
- Почему печален поэт? (со мною друга нет»)
- О чём думает он, сидя в одиночестве? (кто пирует, кого нет среди друзей, кто изменил дружбе)
- Кого подразумевает под «кудрявым нашим певцом»? (лицейского товарища Н.А.Корсакова, композитора-любителя)
- Почему его нет среди друзей? (в возрасте 20 лет умер от чахотки в Италии).
- О ком говорит поэт: «Троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я»? (о Пущине, Горчакове, Дельвиге).
- Как он о них отзывается? Прочтите строки, в которых содержатся эти поэтические характеристики.
- Что предсказывает Пушкин? (Промчится год, и с вами снова я, исполнится завет моих мечтаний; промчится год, и я явлюся к вам!»)
Выразительное чтение стихотворения «19 октября 1827 года». Поэт непосредственно обращался к ссыльным друзьям Пущину и Кюхельбекеру.
Вопросы по содержанию:
- Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества?
- Как поддерживает он своих друзей?
Выразительное чтение стихотворения «Была пора…». Это воспоминание о прошедшей жизни, о событиях, свидетелями которых в течение 25 лет были друзья-лицеисты.
Вопросы по содержанию:
- Как поэт характеризует лицейские годы? («жили все и легче, и смелей…»)
- Какая пора настала теперь? («просторнее, грустнее мы сидим, и реже смех средь песен раздаётся, и чаще мы вздыхаем и молчим»).
IV. Стадия урока «Рефлексия»
Цель этой стадии: получение от обучающихся обратной связи на уровне отношения и понимания сути проблемы «Дружба в жизни человека».
Пушкин ценил самоотверженность друзей. Для него дружба – это и самоотверженное, смелое чувство. Дружбу он ставил превыше всего. Время изменило чувства и облик друзей, но дружба их осталась прежней. Она знаменует собой единство поколения перед лицом прожитой жизни и характеризует личность самого Пушкина.
Теперь я прочитаю фрагменты из книги «Письма о добром» одного замечательного Человека, выдающегося учёного нашей страны Д.С.Лихачёва. он сделал очень много для сохранения и развития культуры нашей страны. Был очень добр и внимателен к людям, прожил большую жизнь.
Фрагмент 1.
«Есть слово, которое человеку очень важно знать и понимать. Это слово – «сострадание». Сострадание – это умение со-чувствовать, со-переживать, когда другому плохо. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, нацией, народом, страной, Вселенной…»
Фрагмент 2.
«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны…»
Фрагмент 3.
«Забота объединяет людей, крепит память о пролом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма…»
(Д. Лихачёв «Письма о добром», Санкт-Петербург, издательство «Нотабене», 1994, с.28-30).
(Фрагменты демонстрируются через проектор).
Вопросы для обучающихся:
- Есть ли у вас друзья?
- Как вы понимаете значение дружбы?
- В чём проявляется дружба?
- Что вы чувствуете, когда ваш друг оказывается в трудном положении?
Выводы по проблеме:
Обучающимся даётся задание самостоятельно сделать вывод по проблеме:
Дружба, как и любовь, необходима человеку; оба эти чувства дают личности возможность бескорыстной самоотдачи;
Дружба – это самоотверженное, смелое чувство;
Забота скрепляет дружбу;
Забота – проявление чувства дружбы;
(Выводы демонстрируются через проектор).
V. Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений А.С.Пушкина на тему дружбы.
Литература
1. С.В.Тураева «Литература. Справочные материалы». Москва, 1988.
2. Н.Скатов «Пушкин». Ленинград, 1999.
3. Б.Ф.Егоров «Русские писатели. Биобиблиографический словарь». ч.2. Москва, 1990.
4. Д.С.Лихачёв «письма о добром». Санкт-Петербург, 1994.