Цели:
- повторить понятие «сказка», «авторская сказка»;
- формировать умение называть произведение, определять тему и идею;
- формировать умение сравнивать героев и понимать авторское отношение к ним;
- развивать умение подробно пересказывать по плану;
- воспитывать трудолюбие, нравственные качества.
Материал к уроку:
- учебник «Литературное чтение»;
- листочки и цветные карандаши;
- карточки с фамилиями писателей и названием произведений;
- картинный план.
Конспект урока
I. Организационный момент. - Урок литературного чтения.
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение рассказа Е. Пермяка «Две пословицы» в лицах.
– Назовите рассказ о дружбе, который читали на прошлом уроке. (пересказ Митта «Шар в окошке»).
– А только ли другом может быть человек? (Проверка выполнения задания в тетради стр. 30 № 3).
Итог: читали произведения о детях и о дружбе между детьми.
2. Назовите произведения о детях, которым соответствуют следующие модели.
3. Сегодня знакомимся с новым произведением.
III. Работа с произведением.
Чтение произведения по смысловым абзацам хорошо читающими учащимися.
Беседа после чтения.
- Понравилось ли произведение?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Когда было весело?
- Когда было грустно?
Упражнение в моделировании.
- Что же мы читали?
- Докажите. Покажите на модели.
- О ком эта сказка. Выберите цвет.
- Назовите автора сказки. Покажите на модели.
- Найдите и прочитайте заголовок. Покажите на модели.
- Итак, назовите произведение.
Беседа по выявлению понимания прочитанного.
- Почему сказка имеет такой заголовок? Придумайте свой.
Лексическая работа: погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.
- Найдите и прочитайте из текста, какими были лягушки.
- Прочитайте, как себя вела каждая лягушка, попав в беду.
- Что можно сказать о лягушке, которая спаслась?
- Как относится автор к ней?
- Чему учит эта история?
Работа по содержанию.
- О ком рассказывает Л. Пантелеев в своей сказке? (Две лягушки).
- Возьмите листочки. Нарисуем четыре блока.
- Будем читать сказку, и составлять цепочку событий (чтение по абзацам). (Идёт моделирование по блокам).
Работа в тетради.
- Откройте тетради на стр. 31. Выполним задание 3.
- Прочитайте пословицы. Какая из них подходит к произведению? Объясните, как понимаете эту пословицу?
Самостоятельное выполнение заданий 1, 2 в тетради.
IV. Итоговая беседа.
- С каким произведением работали?
- О ком произведение?
Изготовление книжки.
- А сейчас мы сделаем ещё одну книжку-самоделку в наш уголок. Сбор листочков, скрепление.
V. Рекомендации для самостоятельной работы: подготовить подробный пересказ.