Вид урока: интегрированный
Цели урока:
- Продолжить знакомство с алтайской поэзией.
- Воспитание любви к родному краю, приобщение к алтайской культуре, воспитание гордости к родной земле, умение видеть красоту родного края.
- Формирование нравственно-эстетического отношения к художественным произведениям.
- Знакомство с творчеством молодого художника Нуриманова Ерболата.
- Работа с картиной Ч. Гуркина «Катунь весной».
Оборудование урока: Портрет Ч. Гуркина и его картины.
На уроке присутствуют учителя алтайского языка и музыки, художник и учитель истории.
1. Звучит песня в исполнении учащихся 11 класса «Туган жер» («Родная земля») (песня исполняется на гитаре и синтезаторе).
Слово учителя. Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Приглашаем Вас совершить путешествие в мир природы и поэзии. Мы надеемся, что вы увидите прелесть нашего сурового края, вспомните историю нашего края, и может быть, примите участие в нашем разговоре.
2. Вступительная беседа.
- Каких алтайских поэтов вы знаете? (Кокышев Л.В., П. Самык, Б. Бедюров, А. Адаров).
- Поэтический концерт. Чтение стихов алтайских поэтов.
Стихотворение А. Самунова «Народу моему»
Мой Эре-Чуй- мой край родной,
мое открытье и прозренье.
Любуюсь гордо я тобой,
в тебе ищу я вдохновенье.
Степь- колыбель и песнь моя.
Ее просторы бесконечны.
Летит легко во все края.
3. Выступление историков.
В этом году исполняется 250 лет со дня вхождения алтайского народа в состав России. Из курса истории Горного Алтая мы знаем, что Джунгарское ханство возникло из обломков империи Чингис Хана после свержения династии и изгнания монгольских завоевателей из Китая (1368г.). Это ханство имело свою армию, вооруженную огнестрельным оружием, она претендовала на господство в Южной Сибири. Хан не раз предъявлял требования к России возвратить захваченные земли. В ответ царское правительство ссылалось, что земли в Западной Сибири издавна принадлежат России и города Томск, Кузнецк и Красноярск построены в пограничный поясе российской земли.
Смерть хана Галдан-Цэрена в 1745 году вызвала резкое обострение внутриполитической обстановки в Джунгарии. Началась междоусобная война Джунгар с Манчжурской империй.
Летом 1977 года Джунгарское ханство прекратило свое существование.
Объединенные цинские и монгольские войска вышли к хребту Сайлюгем, разделяющему Монгольский и Горный Алтай.
Алтайские зайсаны, не желая принять цинское подданство, создавали отряды в 300-400 человек и вели успешные бои с завоевателями. О героическом сопротивлении алтайцев цинским захватчикам сохранилось много преданий.
Весной 1756 г. из Пекина вновь был приказ уничтожить племена Горного Алтая. В создавшихся условиях алтайцы вынуждены были обратиться к русскому правительству с просьбой о помощи и приеме в подданство России. Постоянные вторжения цинских завоевателей, угроза полного физического уничтожения южных алтайцев побуждает почти всех зайсанов и старшин Горного Алтая обратиться к командованию колывано-кузнецкой линии с прошениями о принятии их в подданство России. Указом от второго мая 1756 года правительство России разрешило прием алтайцев в русское подданство.
Мы должны жить в мире и согласии, пресекать любые проявления национализма, уважать традиции алтайского народа, беречь эту землю, которая называется Алтаем.
4. Сегодня мы познакомимся поближе с алтайским поэтом Паслеем Самыком.
О поэте рассказывает учитель алтайского языка.
5. Звучит музыка. Ученица читает стихотворение.
Мой Алтай, чистота голубая твоя
Мой Алтай, доброта голубая твоя
И душа твоя будет покуда жива
Будет жить в ней светла, молода
Синева, синева, синева
Навсегда, навсегда, навсегда.
6. Словарная работа.
Работа со словами гимн, исповедь, пафос.
7. Анализ стихотворения «Мой Алтай».
Учитель. Можно сказать, что это стихотворение – гимн Горного Алтая?
- Это стихотворение- исповедь?
- Отметьте пейзажные детали.
8. Послушайте еще одно стихотворение Самыка.
Голубые-голубые реки вдаль бегут со звуком голубым.
Голубые голоса кукушек впитывает влажная земля
Голубое шелковое небо. Птицы челноки, летая ткут.
И озера тоже голубые, голубя в мои глаза текут.
9. Идейное содержание стихотворения
Обратимся к статье критика В. Чичинова. Что говорил Чичинов о поэте (выступление подготовленного ученика).
10. Обобщение учителя.
В стихотворении красота природа Алтая сочетается с нравственной чистотой. Автор затрагивает и экологическую проблему, подчеркнута она анафорой в первом стихотворении.
Вечное, которое надо сохранить в первозданном виде.
11. Практическая работа.
- Какова же интонация стихотворения?
- Расставьте логическое ударение в стихотворении.
- Определите размер стиха.
- Какой прием положен в основу стихотворения?
- Рассмотрите синтаксис стихотворения.
12. Выступление журналиста.
Интервью с местным художником Нуримановым Е.М.
- Расскажите, где вы учились?
- На какие темы вы любите рисовать?
- Как можно стать художником?
- Ваша любимая картина?
- Когда была ваша первая выставка?
13. Выступление художника.
Все вы, ребята, знаете, что в начале 90-х годов Новосибирскими археологами на плато Укок была обнаружена мумия женщины. Это было сенсацией для археологов 20 века.
Молодая женщина была забальзамирована и мумифицирована. По предположениям ученых, она умерла 2,5 тысяч лет назад, в период расцвета на Алтае пазырыкской культуры. Она названа археологами «Скифской царевной». Уникальная находка экспонировалась на международной выставке в Корее, в музеях Новосибирска и Москвы. На картине изображена скифская принцесса в алтайской национальной одежде. Многие картины показывают красоту нашего края, есть картины о Катуни.
14. Самостоятельная работа учащихся.
I группа. Рассмотрите картины и опишите каков колорит? Какое время изображено на картине?
II группа. Напишите мини-сочинение по картине художника.
III группа. Составьте синквейн.
IV группа. Составление кроссворда о нашем крае.
15. Звучит песня «Мой Алтай» в исполнении учащихся 11 класса.
Выступление подготовленного ученика о творчестве Г.И. Гуркина.
Чорос-Гуркин- первый алтайский художник, этнограф, фольклорист. Многие картины художника написаны по мифам и легендам алтайского народа. Он много путешествовал по Алтаю. Все увиденное и услышанное воплощал в произведения искусства, он восхищался красотой Алтая: «Какой простор, какая мощь! Взгляните на девственную красоту Алтая!»
Гуркин жил в Аносе, где течет река Катунь. Он нарисовал серию картин о Катуни.
16. Работа по картине «Катунь весной» по группам.
I группа. Какое время изображено на картине? Каков замысел картин, что он хотел показать? Отпределите основную мысль картины.
II группа. Каков колорит картины?
Какая краска преобладает, чтобы ярче предоставить картину весной?
17. Презентация.
Выступление учащихся.
На переднем плане художник расположил яркие, пестрые, благоухающие цветы, растущий маральник, стройные сосны. Земля еще сырая она бледно-фиолетового цвета, покрыта глиной. Среди дремучих лесов и гор течет река Катунь. Образ горной реки Катуни приникнут такой же неукротимой страстью, готовностью преодолеть на своем пути любые препятствия. Она проснулась от глубокой спячки, словно радуется наступлению весны. Катунь шумит бурно, волны плещутся о берег, играя цветами радуги.
На заднем плане картины столпились к берегам сосны-великаны. Они гордо выстроились, прижимаясь плечами друг к другу. Кедры стоят, обнявшись мохнатыми, кудрявыми лапами.
Сомкнулись в один ряд все деревья.
18. Выступление учителей-предметников.
19. Итог урока.
Мы познакомились с двумя представителями алтайской культуры. В творчестве этих художников много общего, национального, гуманного, общечеловеческого. Каждый подчеркивает, что природа- предмет национальной гордости народа. Мы должны гордится красотой нашего края, беречь ее богатство.