Литература
-
Урок-размышление по литературе в 9-м классе "В.Ф. Одоевский «Последний квартет Бетховена»" (Программа Ладыгина М.Б.) 2008
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Одоевского, Бетховена, приобщает ребят к миру прекрасного.
-
Поэзия войны 2008
Форма изучения материала ИКТ обоснована, так как оживляет коммуникативную деятельность учителя и ученика, повышает эффективность и практическую значимость изучаемого материала. Особый эмоциональный настрой создаёт музыка, сопровождающая показ слайдов, нацеленная на усвоение поэзии, посвящённой ВОВ.
-
Тема урока: "Два проявленья стихии одной…" (по лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Основной метод изучения лирики поэта - разные виды сопоставительного анализа стихотворений: черновика и чистовика, однотемных стихотворений разных авторов, текстов Тютчева разных периодов. С учётом изменения структуры ЕГЭ на уроке делается акцент на выявление литературного контекста, генезиса тютчевских текстов.
-
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы 2008
Предлагаю некоторые разработки уроков русского языка и литературы, которые предполагают виды деятельности, направленные на развитие критического мышления.
-
Урок-мастерская по рассказу Л.Петрушевской "Глюк". Тема урока "Быть или не быть" 2008
Урок-мастерская по литературе «Быть или не быть» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Данная форма проведения урока направлена на развитие ассоциативно-образного мышления, развитие воображения, фантазии. Авантюрная завязка урока вызывает интерес к рассказу. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять, каждый ребенок имеет право на собственное мнение.
-
Изображение трагической судьбы талантливого русского человека. Система образов в рассказе "Тупейный художник" 2008
Урок литературы в 10-м классе на тему «Изображение трагической судьбы талантливого русского человека». Система образов в рассказе «Тупейный художник» по произведению Н.С. Лескова.
-
Сюжетно-композиционная организация, жанровое своеобразие и богатство языка рассказа Н.С. Лескова "Тупейный художник" 2008
Урок литературы помогает учащимся выявить своеобразие жанра и композиции произведения, показать художественные средства, используемые Н.С.Лесковым в рассказе, обратить внимание на особенности языка писателя.
-
Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) 2008
Занятие направлено на изучение характерных особенностей данного художественного направления и применение учащимися полученных знаний для создания собственных текстов.
-
Урок-размышление по рассказу А.Платонова "Юшка", 7-й класс. Тема урока "Жить по законам человечности…" 2008
Предлагаю описание урока-размышления, который поможет учащимся задуматься над такими понятиями, как доброта, милосердие, сострадание, сочувствие, задуматься над смыслом жизни. Урок заявлен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Учащиеся самостоятельно работают с текстом, изучают биографию писателя, анализируют текст, составляют кластеры, синквейны, сравнительные таблицы.
-
Литературный вечер в 9-м классе "Путешествие вместе с А.С. Пушкиным" 2008
Вечер проводится при изучении монографической темы "Жизнь и творчество А.С. Пушкина". Вечер помогает раскрыть связь писателя с эпохой, в которой он творил, показать его место в обществе, в системе социальных связей, активизировать процесс взаимодействия ученика с миром писателя, открытия смыслов, связанных с личным опытом.
-
Нравственный урок А.С. Пушкина (по повести "Станционный смотритель"). 6-й класс 2008
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает использование разных форм, приемов и методов обучения. Для учителя русского языка и литературы, главным в обучении является текстоцентрический подход, за основу которого всегда взят текст и анализ текста. Примером является проблемный анализ рассказа А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
-
Нравственная проблематика пьесы А.Вампилова "Старший сын" 2008
Александр Вампилов - драматург, сыгравший значительную роль в современном театре. Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе - драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов.
-
Интегрированный урок словесности "В поисках смысла…" (урок развития речи) 2008
Урок развития речи поможет учащимся понять, что нужно для того, чтобы найти и передать смысл сказанного и прочитанного. В ходе урока-игры ребята развивают устную речь, работают над своей интонацией, различными средствами общения. Этот урок может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе по предмету.
-
Художественно-педагогическая драматургия урока литературы. М.Булгаков. "Мастер и Маргарита" 2008
Художественно-педагогическая драматургия урока, в основе которой - принцип проблемного обучения, позволяет решать задачи литературного образования на современном этапе. Урок строится по законам театральной драматургии и предполагает обязательное эмоциональное воздействие через музыку, живопись и литературу.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Эпоха и герои" 2008
Разработка интегрированного урока по теме «Эпоха и герои». Урок проводился в 7-м классе при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба». Программа по истории скорректирована так, чтобы изучение повести по литературе совпало с темой «Присоединение Украины к России». Мы изучили литературное произведение в контексте определённых исторических событий, что позволило показать: образы литературных героев раскрываются в определенной исторической ситуации, которая влияет на создание их характеров. Использовалось мультимедийное сопровождение с применением 2 компьютеров: при помощи одного учащиеся проводили самопроверку таблицы, второй учащийся нужен для демонстрации картинок.
-
Рецензия на программу факультативного курса по литературе (10–11-е классы) (гуманитарные группы) "Мировая художественная литература на рубеже XIX и ХХ вв." 2008
Программа факультативного курса по литературе "Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков" разработана учителем русского языка и литературы С.М. Шпаковой Данная программа предназначена для старших классов, групп с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа является дополнительной к основной - автора В.Г. Маранцмана и опирается на действующую в настоящее время программу литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5–11-е классы), авторы А.Г. Кутузов, М.Б. Ладышин, А.Б. Есин, а также на программу по зарубежной литературе (5–11-е классы), автор Н.П. Михальская (для образовательных учреждений гуманитарного профиля 5-11 классов. М.: "Дрофа", 2003 г.). Программа, созданная С.М. Шпаковой, позволяет решать важнейшие образовательные задачи: учит выявлять индивидуальное своеобразие каждого писателя, поэта и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству, формирует навыки анализа художественного произведения, развивает умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью, умение написания сочинений разных жанров.
-
Рецензия на "программу элективного курса "Основы книжной культуры" (8–9-е классы). Предпрофильное обучение 2008
Элективный курс "Основы книжной культуры" разработан в качестве сопровождения к курсу литературы средней школы в рамках предпрофильного обучения и предполагает знакомство учащихся 8–9-х классов с книжной культурой в целом, а также с некоторыми аспектами библиографического и библиотечного дела. Выбор тематики курса чрезвычайно актуален, поскольку в условиях тотальной информатизации общества книга оказывается потесненной новыми информационными технологиями. Преподаватель хорошо понимает, что книга является не только источником информации, но и культурным феноменом, неотъемлемой частью человеческой культуры, и стремится донести это до сознания школьников, воспитать в них любовь и уважение к книге.
-
Конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Шинель" (8–9-й класс) 2008
Название урока "Повесть о любви" позволяет в ходе урока открыть гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя: ведь это действительно повесть о любви к человеку. Разнообразные формы и методы работы (аналитеческое чтение, работа с иллюстрациями, обсуждение в группах высказываний литературоведов, просмотр и обсуждение финала кинофильма "Шинель", использование листа самооценки на стадии рефлексии) помогают превратить урок в творческое сотрудничество.
-
Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. "Кладовая солнца" 2008
В работе представлена система уроков по темам, соответствующим требованиям программы под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2005 6-е издание) и ориентированным на учебник-хрестоматию 6 кл. под редакцией В.Я.Коровиной, (М.: Просвещение, 2006 г.) Обобщен и систематизирован материал уже существующих поурочных разработок по данной теме, показаны различные виды деятельности обучающихся на уроке. В работе содержится методика изучения теоретических литературоведческих понятий при целостном изучении художественного текста.
-
Урок-конференция по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2008
В работе представлен урок-конференция по произведению А.Приставкина. На уроке обсуждается биография писателя; обсуждаются причины возникновения национальных конфликтов.
-
Изображение Пятигорска в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2008
Урок знакомит учащихся с Пятигорском лермонтовского времени, каким его видел поэт, каким он изображал его в своих произведениях. "...Так бы и остался здесь жить на веки..." - это о Пятигорске сказал М.Ю.Лермонтов. И по иронии судьбы его жизнь оборвалась в столь любимом им городе. Здесь в последний раз молодой поручик танцевал вальс, здесь, в маленьком домике под соломенной крышей лежат его как бы невзначай забытые перо, блокнот, здесь лежит та дорога, по которой он проделал свой последний путь. Пятигорск неразрывно связан с Лермонтовым: об этом говорит каждый камень нашего города.
-
Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку 2008
В статье поднимаются проблемы экономического образования студентов средствами гуманитарных дисциплин, раскрывается связь наук при проведении факультативных занятий и организации самостоятельной и внеклассной работы студентов по литературе и русскому языку, отражается учебный план факультативного курса "Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку". Работа адресована преподавателям русского языка и литературы средних специальных учебных заведений, может оказать помощь преподавателям экономических дисциплин.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе "Русские народные сказки" 2008
Цель урока: в игровой форме показать учащимся увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры сказочного фольклора.
-
Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Как учитель литературы, я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений - нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям - это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.
-
"Но жив талант, бессмертен гений!" Урок литературы в 9-м классе 2008
Урок посвящен последним трагическим дням жизни А.С.Пушкина. Основу урока составляет анализ отрывка из повести И.А.Новикова "Последний год". Показывая глубину трагедии, подчеркивая нравственные качества поэта, следует обратиться к воспоминаниям друзей, современников Пушкина. Вплетение в канву урока стихов А.Блока, С.Есенина, М.Лермонтова, А.Передреева, высказываний учащихся позволяет выявить, какое место занимает поэзия Пушкина в жизни современного школьника. Соната № 14 Бетховена придает уроку особый эмоциональный тон.
-
Урок-викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса 2008
Данный урок-викторина в игровой форме поможет преподавателям русского языка и литературы провести заключительный урок по литературе в 5-м классе по творчеству И.А.Крылова.
-
Урок внеклассного чтения "Делать чудеса своими руками" (по рассказу А.Грина "Алые паруса") 2008
Урок помогает учащимся понять замысел писателя, уловить, в чём своеобразие гриновских творений, поверить в мечту; содействовать романтическому восприятию жизни; осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса, развивает чувства прекрасного в человеке.
-
Урок литературы в 6-м классе "Память моя, сотвори ещё раз чудо…" 2008
Учащиеся знакомятся с историческими реалиями жизни на основе рассказа В.П.Астафьева "Ангел-хранитель" через исследовательскую работу. Класс делится на группы: историки, лингвисты, литературоведы, диетологи. Каждая группа, работая за компьютером, отвечает на вопросы из презентании, анализируя текст. Выступают лидеры групп с выводами по проведённой исследовательской работе. Для отслеживания усвоения материала урока проводится тестирование. Каждый ученик самостоятельно выполняет тест.
-
Литературная игра по творчеству И.С. Тургенева 2008
Литературная игра проводится как итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева. Этот урок построен на полученных ранее знаниях и умениях. Но игровая форма способствует не только самостоятельной деятельности учащихся по повторению уже полученных знаний, но и добыванию новых знаний, способствует формированию умения делать выбор и нести за него ответственность, развивает коммуникабельность. Время проведения – 60–80 минут.
-
Разработка урока по теме "Чехов на Дальнем Востоке" 2008
Данный урок является заключительным в системе уроков по творчеству А.П.Чехова. Он помогает привить интерес не только к произведениям классика, но и позволяет с исторической точки зрения больше узнать о родном крае. Проблемы экологии остаются актуальными для всех жителей Дальнего Востока, поэтому об этом следует говорить на различных уроках. Урок интересен для подростков. Преподаватель может использовать различные формы и методы проведения этого урока.