Литература
-
Читать или отдыхать? Читательский дневник для летнего чтения 2020
Каждую весну дети получают список для летнего чтения. Как учитель обычно выбирает книги?
-
Итоговый урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 9-м классе 2020
Представлен итоговый урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 9-м классе. Урок проводится с использованием презентации.
-
Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению 2020
В процессе работы с учащимися на уроках мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грамотно свои мысли умеют далеко не все учащиеся. А любому виду познавательной деятельности учащегося на уроке предшествует чтение учебного материала. Но, как показывает практика, многие современные школьники не любят и не умеют читать. Следовательно, сложности, прежде всего, возникают из-за слабого восприятия учащимися содержания написанного, а отсюда и нежелание читать. Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
-
«Недоросль» Д.И.Фонвизина как социально-политическая комедия (материалы к урокам по пьесе «Недоросль») 2020
«Недоросль» является новаторским произведением. До сих пор литературоведы спорят о художественном методе драматурга и приходят к мысли, что в творчестве Фонвизина начал зарождаться новый художественный метод – ранний реализм, предшествующий критическому реализму XIX века. Драматург стал родоначальником нового комедийного жанра – социально-политической комедии, а пьеса «Недоросль» – предшественницей «Горя от ума» А.С.Грибоедова. А.С.Пушкин назвал Фонвизина «сатиры смелым властелином» и «другом свободы», тем самым определив его роль в русской литературе. В.Г.Белинский считал «Недоросля» первой по-настоящему «народной драматической пьесой». Многое изменилось в жизни общества и человека с момента написания произведения. Однако комедия остается злободневной и до сих пор с успехом идет во многих театрах страны. «Недоросль» имеет огромное значение для современников и последующих поколений. Основные положения великого драматурга могут стать жизненными принципами молодого человека XXI века.
-
Урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" "Дорогою добра". 6-й класс 2020
Цели урока: актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях; формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; обучение обобщению прочитанного, услышанного.
-
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне) 2020
В 2020 году отмечается 75-летие со Дня Победы над фашизмом. Следовательно, становятся актуальными внеклассные мероприятия, посвященные этой дате. Современные дети живут в мирное время и сведения о войне получают из учебников истории, из интернета. Чтобы не обесценивать подвиг советского народа и воспитать у школьников уважительное отношение к истории своей страны, возникает необходимость в систематизации их знаний о Великой Отечественной войне в целом убеждения каждого ученика.
-
Смысловое чтение на уроках литературы как основа формирования функциональной грамотности школьников 2020
Одна из проблем современного образования – необходимость переработать большое количество информации, выделить главное, нужное для решения той или инной задачи. Комплексному решению этой проблемы способствует и формирование у современного школьника навыков смыслового чтения. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.
-
О проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы) 2020
Последние годы мы увлекались уроками КВН, различными деловыми играми, уроками-аукционами, уроками-интервью. Бесспорно, это усиливает интерес к предмету. Но это монументальные, батальные формы уроков и я поставила задачу вовлечь учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, а для меня, как для учителя, вооружиться новой технологией. В результате поисков меня заинтересовал проектный метод. Проектно-исследовательская деятельность – это эффективная форма индивидуальной и групповой деятельности учащихся.
-
Учение с увлечением. Игры на уроке как средство развития творческих способностей учащихся 2020
Важная задача стоит перед каждым выпускником в 9-м или 11-м классе: хорошо сдать экзамены, в том числе по русскому языку, литературе. Подготовка к этому начинается задолго до выпуска из школы.
-
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Героизм трудового фронта» 2020
Внеурочное мероприятие посвящено теме трудового подвига народа во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Многие дети на вопрос про родственников – участников войны часто отвечают, что в их семье таких нет, потому что никто не воевал, не понимая, что, как правило, если родственники не участвовали в сражениях, то они трудились в тылу. Работа на заводах, в колхозах, в научных институтах и т.п. не воспринимается как участие в войне и вклад в победу. Задача мероприятия показать роль трудового тыла в Победе над врагом и важность каждой семьи в этом.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Народный театр" 2020
Данный урок проводится в 5-м классе, направлен на достижение учащимися следующих предметных результатов: знать историю развития театра в России, черты народного театра, своеобразие образа народного любимца Петрушки, понимать важность возникновения в 17 веке театра Петрушки и степень его влияния на формирование современного кукольного театра. Урок построен таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес учащихся к предложенной теме. Для этого создана яркая презентация, снабженная аудио- и видеофайлами.
-
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ-2021 по литературе 2020
Даны методические рекомендации для подготовки к ОГЭ по литературе в 2021 г.
-
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста 2020
В статье актуализируется проблема патриотического воспитания детей в образовательной организации; рассматривается воспитательный потенциал художественной литературы, рекомендуемой для работы с детьми младшего школьного возраста в процессе формирования знаний о стране: устное народное творчество (сказки, былины, малые формы), авторские сказки, стихи, рассказы.
-
Человек на войне. Урок литературы в 9-м классе 2020
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с «Фронтовой тетрадью» и стихами о Великой Отечественной войне писателя-фронтовика Морхаджи Нармаева; развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи; развитие навыков выразительного чтения стихов; подвести учащихся к выводу о том, что одной из главных составляющих нашей Победы в Великой Отечественной войне была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы.
-
Тема: «Лучшее в себе хочу взрастить я». Подготовка к сочинению на уроке литературы. 7-й класс 2020
Цели урока: рассмотреть состояние окружающей среды, тюльпан, занесенный в Красную книгу; задуматься над вопросом связи человека и природы; углубить знания об анализе текста; совершенствовать речевые навыки, умение видеть необычное.
-
Фольклорное путешествие 2020
Материалы данной статьи помогут учителю литературы при проведении недели русского языка и литературы, организации внеклассной работы по предмету «Родная литература». Элементы путешествия можно использовать на уроках литературы при изучении темы «Фольклор».
-
Своя игра по биографии и творчеству И.С.Тургенева 2020
Представлена презентация по биографии И.С.Тургенева.
-
Приемы работы с текстом при изучении произведений о войне сибирских авторов в рамках факультативного курса «Проектирование виртуальных экскурсий» 2020
Воспитание патриотизма в школьниках невозможно без сохранения памяти о войне. Использование приёмов активного чтения (солнце ассоциаций, круги Эйлера, древо мудрости и т.п.) при изучении произведений о войне М.Сергеева, Дж.Алтаузена, М.Рыбакова, И.Уткина, Ю.Воронова и других сибирских авторов в рамках указанного факультативного курса поможет в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
-
Урок литературы по теме "Тема мести и прощения в произведениях русской литературы". 6-й класс 2020
Цели урока: художественный анализ текстов; формирование навыка художественного пересказа, выразительного чтения, монологической речи у учащихся; познакомиться с такими понятиями как «месть», «прощение», рассмотреть значения этих слов; работать самостоятельно в группах; воспитание милосердия и сострадания, развитие чувства толерантности у учащихся. Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Мальчик, главный герой рассказа «Мститель», оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания? Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Именно эти вопросы волнуют автора рассказа «Мститель».
-
Рабочая программа по учебному курсу "Родная (русская) литература" 2020
Рабочая программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Назначение учебного курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.
-
Урок по духовно-нравственному воспитанию в рамках Рождественских чтений. Тема: «Духовные поиски человека в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша» 2020
Цели мероприятия: постижение идейно-художественного своеобразия повести «Неупиваемая Чаша», стиля и замысла автора; анализ отрывков из литературной критики; знакомство с живописью и музыкой духовного содержания, молитвой «Царице Моя Преблагая»; развитие интереса к творчеству И.С.Шмелева, музыке П.И.Чайковского, Шуберта; воспитание духовно-нравственных ценностей русской православной культуры.
-
Слагаемые дружбы (размышления о прочитанном) 2020
Темы дружбы освящается во многих произведениях, но везде по-разному. Три повести, где дружба является главным смыслом, интересны для размышления. В повести М.Парр «Вафельное сердце» – это дружба – счастье, в «Удивительном закладе» Елены Борониной – дружба – помощь, в повести «Детство Темы» Н.Г.Гарина–Михаловского – дружба – испытание. Поэтому и отклик о прочитанном строится по-разному: то в виде собеседования по теме, то в виде двухчастного дневника, то в виде ответа на проблемный вопрос.
-
Эссе на тему «Мои методические находки. Путевые заметки молодого учителя» 2020
Первую «методическую находку» я «выдумала», будучи еще студенткой. Принесла в класс две красивые картонные коробки в форме карандаша с глазками, носиком, ушками и треугольной шляпкой-крышкой (эти коробки достались мне после поедания сладких новогодних подарков). Они отдаленно напоминали человека, возможно, героя из книги А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дети очень удивились происходящему. Я поставила эти коробки на самое видное место около доски, раздала каждому по листку бумаги и попросила написать те слова, которые ребята ежедневно используют в своей речи.
-
Рабочая программа по литературе. 5-й класс 2020
Рабочая программа по литературе для 5-го класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения и на основании основной общей программы основного общего образования МОУ СОШ №2 г.Бронницы. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2014 г.).
-
Развитие навыков метапознания через рефлексию 2020
Педагоги погружаются в обучение, постоянно переосмысливая, как поддержать учеников и готовить их к успеху. Мы постоянно спрашиваем себя: «Как мы расширяем возможности наших учеников и что еще мы можем сделать, чтобы подготовить их к изменяющемуся миру?» Это важный вопрос, который постоянно возвращает нас к понятию «метапознание».
-
Интервьюирование на уроках литературного чтения как один из приемов развития коммуникативных УУД 2020
Для учителей начальных классов важно развить коммуникативные навыки учащихся, так как уже в начальной школе необходимо научить младших школьников думать творчески, создать среду для исполнения своих потенциалов и возможностей, для свободного общения в кругу сверстников. Ведь следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов является навык общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал. Одним из действенных приемов является включение в речевой опыт ребенка роли интервьюера и интервьюируемого. Жанр интервью хорошо известен в журналистике, его используют взрослые в своей деятельности, но использование интервью в качестве приема работы со школьниками младшего возраста еще не до конца изучено и применяется не так обширно, как того заслуживает.
-
Кейс по читательской грамотности "Споры вокруг комедии Грибоедова «Горе от ума»" 2020
Цель урока: ученик должен определить и сформулировать своё отношение к главному герою комедии.
-
Классный час "Дружбе нужно учиться!" 2020
Цель классно часа: воспитание духовной культуры, основ нравственности учащихся через чтение художественной литературы.
-
Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". 8-й класс 2020
Цели урока: углубление понятий «поэма», «романтический герой», «художественная идея», «художественное пространство», «тематика произведения», «характер героя», «проблематика художественного произведения в литературном и религиозном контексте», «реминисценция», «композиция», «эпиграф произведения», углубление представлений о роли этих элементов художественного текста в раскрытии идейного содержания произведения; развитие навыков самостоятельного анализа художественного текста с учетом особенностей его композиции; развитие навыков интерпретации текста малой жанровой формы – поэмы; создание в ходе работы с художественным текстом условий для формирования нравственных представлений учащихся о свободе, достоинстве, родине для воспитания духовных ценностей.
-
"Жить надо по совести.." (урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой") 2020
Цели урока: выяснить, что такое нравственность? Какие нравственные уроки преподнесла бабушка своему внуку?