Конспект интегрированного урока (2 часа) в 7-м классе (литература и история) «Севастопольская страда» (по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» и историческим событиям первой Обороны Севастополя 1854–1855 гг.)

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 7

Ключевые слова: Л.Н.Толстой


Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский.
Л.Н.Толстой

Задача урока: через художественный и исторический тексты показать истинный героизм русских людей: солдат, матросов, врачей, сестёр милосердия, военачальников при обороне Севастополя.

Цели:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, долга, любви к Родине;
  • развивать навыки работы с художественным текстом, документальными материалами;
  • умение обобщать полученные сведения, выделять главное.

Приёмы организации урока:

  • Работа с текстом, прием-драматизация «Живые страницы истории», выразительное чтение, встреча с интересными людьми, викторина.
  • На урок приглашён гость - ветеран Великой Отечественной войны, капитан I ранга Михаил Арефьевич Хальзов.

Оборудование урока:

  • Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»;
  • рабочий лист урока со списком заданий;
  • мультимедийная поддержка,
  • отрывок кинофильма «Оборона Севастополя», видеофрагменты о современном Севастополе;
  • викторина в форме презентации;
  • гитара для исполнения песни.

Межпредметные связи: литература, история, мировая художественная культура.

Лексическая работа:

Страда - 1) напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая. Деревенская страда; 2) (перен.) о напряженных боевых действиях. Боевая страда.

Предварительные задания к уроку:

    Прочитать «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого, найти в рассказе «Севастополь в декабре месяце» описания участников обороны Севастополя.
  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений.
  2. Подготовить рассказ от имени одного из участников Обороны Севастополя: Пирогова, Шевченко, Нахимова. Продумать элементы одежды. Подготовить викторину и презентацию к ней (групповое задание).

Распечатки для работы: Рабочий лист учащегося (приложение 1).

Ход урока

Урок 1

Учитель литературы. Ребята, сегодня у нас с Вами необычный урок. В честь Дня Конституции - 12 декабря - мы проводим совместный урок с учителем истории: урок литературы и истории. На нашем уроке мы обратимся к «Севастопольским рассказам» Льва Николаевича Толстого и к историческим событиям первой обороны Севастополя 1854-1855 годов.

Наш урок посвящен городу Севастополю. В редакторской правке 2014 года в Конституции РФ городом федерального значения, наряду с Москвой, стал город Севастополь.

Какой сегодня Севастополь? Давайте всмотримся в кадры современного города (видеофрагмент - длительность 2.51.). https://youtu.be/qtH0xQWqvX0

Закадровый текст диктора на фоне видов современного Севастополя.

Под шелковым шатром голубизны
Шумит торжественное море,
Салютом праздничной весны
Прибой в безудержном напоре
Бьёт берег, где герой -
Наш Севастополь легендарный
Недвинутой стоит горой,
Не сломленный ордой коварной.

Севастополь. Город-герой. Город двух оборон. Этот город стал символом морской славы. Имя его звучит во всём мире. Сто пятьдесят лет назад великий русский писатель Лев Николаевич Толстой писал: «Не может быть, что при мысли, что вы в Севастополе не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтобы кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах». Севастополь - в переводе с греческого - величественный, город, достойный поклонения.

Стоит на Чёрным морем Севастополь, дважды увенчанный славой двух оборон. В годы Великой Отечественной войны севастопольцы с гордостью несли славу своих предков, отстаивали столицу Черноморского флота двести пятьдесят дней. Севастополь притягивает своей историей. Она живёт в названии улиц, площадей, многочисленных памятников. Их в Севастополе более двух тысяч.

В мировой истории символом стойкости и мужества стала 349-тидневная оборона Севастополя на Крымском театре военных действий периода восточной, Крымской войны 1853-1856 годов.

Учитель литературы. Сегодняшний наш урок мы называем «Севастопольская страда».

Тема урока вписана в рабочие листы ученика, в которых мы сегодня вместе выполняем задания.

- Как вы понимаете тему нашего урока? Что такое страда? Как вы понимаете смысл этого слова?

Подготовленный ученик. Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, вы увидите в нём несколько значений.

Страда - 1) напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая. Деревенская страда; 2) ( перен.) о напряженных боевых действиях. Боевая страда.

Учитель литературы. Посмотрите на доску, запишем значение в рабочий лист урока. В каком значении мы сегодня будем использовать слово «страда»? (в переносном значении).

Вопрос. Как это слово связано с задачей нашего урока? (страда - это и напряжении, а возможно и страдание. Это боевой труд.)

Учитель литературы. Задача нашего сегодняшнего урока - познакомиться с литературными и историческими памятниками, в которых отразилась Первая оборона города Севастополя, понять чувства людей того времени.

Давайте вслушаемся в слова Л.Н.Толстого. Выразительно прочитайте из рабочего листа урока эпиграф.

Ученик читает: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский» (Л.Н.Толстой)

Вопросы.

Как вы понимаете эпиграф урока? (Ответы учащихся. Это было настолько важное время, что оно впечатано в историю. Эти важные события не забудутся через много лет - и чтобы не забыть трагедии прошлого. Это время резче обозначило судьбы и характеры людей).

Учитель литературы. Да, ребята, цель нашего урока сегодня понять, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ. А сейчас слово учителю истории.

Учитель истории. Ребята, сегодня мы прикололи к груди Георгиевскую ленту. Она будет символом нашего урока не случайно. В современной России георгиевская ленточка символом победы над фашизмом, неотъемлемой частью празднования Дня Победы. Новые поколения не должны забывать, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне XX века.

Между тем история Георгиевской ленты началась гораздо раньше, больше двух веков назад, когда императрица Екатерина II учредила высший воинский орден «Святой Георгий». Носить его полагалось на особой ленте с 3 черными и 2 оранжевыми полосами через правое плечо. Впоследствии за ней закрепилось название Георгиевская лента. Лента соединяет цвета войны - (ученики называют) это цвет (оранжевый) огня и цвет (чёрный) дыма, пороха.

Георгиевская лента широко использовалась и в других наградах России, вручаемых за воинскую храбрость. Во время обороны Севастополя ее носили на форме георгиевские кавалеры, когда они не могли получить сам орден. И медаль «За оборону Севастополя» тоже носят с георгиевской лентой.

Значит, сегодня Георгиевская лента будет символизировать воинскую доблесть и славу защитников Севастополя.

Мы начнем наш урок с исторической викторины, которую проведут ребята. Она посвящена датам, событиям и героям Севастопольской обороны. Попрошу всех принять участие. Основные даты запишите в рабочий лист урока.

Два ученика с учителем проводят подготовленную заранее викторину об основных событиях Первой обороны. Запись дат в листы. Приложение 2 - презентация и вопросы.

Ведущие отмечают самых активных участников викторины.

Учитель истории. Сегодня мы хотели бы оживить далёкие события, чтобы лучше их понять и почувствовать, представить героев севастопольской обороны. Мы предлагаем выступить в роли героев наших ребят. «Душой обороны» Севастополя был адмирал Пётр Степанович Нахимов, бесстрашный и очень талантливый военачальник, флотоводец.

Приглашает ученика. Павел, Степанович, как Вы оцениваете события под Севастополем в начале обороны?

«Живые страницы истории». Речь Павла Степановича Нахимова (наизусть). Приложение 5 (часть 1).

Учитель литературы. Давайте обратимся к другому источнику событий - литературному памятнику. Автором произведения «Севастопольские рассказы» стал участник Крымской войны, писатель Лев Николаевич Толстой. Он сам в 1851 году добивается перевода в Крым, в Севастополь. На экране - художественное полотно Рубо «Оборона Севастополя». Вероятно, таким увидел Севастополь Толстой, когда приехал в 1855 году. Он несет службу в самом опасном месте города - на 4 бастионе. Очевидцы событий характеризовали его так: «храбрый офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный». В эти дни Лев Николаевич, будучи непосредственным участником событий, ведёт дневник, где записывает свои эмоции, мысли. Из дневника Л.Н. Толстого: «2 апреля. Я живу в Севастополе. Потерь у нас уже до 5 тысяч, но держимся мы не только хорошо, но так, что защита эта должна доказать неприятелю (невозможность) когда бы то ни было взять Севастополь»; «3-7 апреля. Третьего дня ночевал на 4 бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые по улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе. Девочка - дочь матроски. Каждый день ходит на квартиру под ядра и бомбы…». Незабываемым событиям Севастополя Лев Николаевич посвятил рассказы, сделавшие его известным, - «Севастопольские рассказы». Что увидел Толстой, а вместе с ним и мы, читатели?

А каков же Севастополь в описании Толстого? Обратимся к этим страницам. Ребята, где мы побывали вместе с рассказчиком, участником событий? (на Графской пристани, в лазарете, на 4 бастионе). Как изображены герои событий? Назовите их. Какие чувства они испытывают? Какие «ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища» показывает автор? Зачем?

Совместная работа учителя и учеников. Выписать в рабочий лист ключевые слова для обрисовки образов:

Конкретные участники событий, их описание

Собирательный образ защитника города

Повествователь - желание быть на передовой

спокоен
уверен в себе
исполняет дело
нет готовности к смерти
твёрдость духа
гордость
настойчивость
героизм

Солдаты, матросы

Раненые - превозмогание страданий и боли

Врачи и медсестры в госпитале - спокойные, заняты свои делом.

На 4 бастионе - стойкость; что бы ни было, нет суеты, растерянности. «Простота и упрямство», «высокие мысли и чувства».

Гордость, достоинство, чувство долга.

Учитель: Найдите в тексте описание фурштатского солдата, на его примере подчеркните типичность участников событий.

«Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти; ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом».

- Доказать текстом произведения героизм и патриотизм защитников Севастополя, находящихся в госпитале.

Голос Л.Н.Толстого: «Что значит смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении со столькими смертями и столькими страданиями?»

- Куда стремится повествователь? (4 бастион - самое опасное место).

- Что увидел повествователь на 4 бастионе? Пересказ фрагмента. Упор писателя на будничность, повседневность - характерная черта произведения. Он показывает войну «в настоящем виде».

- За что просил прощения раненый солдат, которого на носилках уносят в госпиталь? (чувство вины за то, что оставляет других).

«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала обращаться в ваших жилах…"

- Почему рассказ о Севастополе начинается с посещения госпиталя? Где располагался госпиталь? (Изображены муки людей в огромном зале Дворянского собрания. Измученные люди с оторванными конечностями. Бледные лица врачей, руки по локоть в крови. Это обратное «лицо войны»).

Часть «Живые страницы истории». Выступление Николая Ивановича Пирогова (ученик в костюме - белый халат, шапочка). Приложение 5. Часть 2.

Учитель литературы. Л.Н.Толстой говорил, что долго будет помниться эта эпопея, прежде всего, тем, что героем его был народ русский. Простые солдаты проявляли чудеса мужества.

- Найдите в финале рассказа объяснение писателя - что было той причиной, которая помогала человеку преодолеть страх смерти, преодолеть боль и страдание, внутреннее смятение? («И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине»).

Главный интерес Толстого-писателя всегда был к «сокровенной жизни человеческой души». Толстой, пишет литературовед Л.Соболев, не отрицает геройства, он видит его в особых чертах: простоте поведения и равнодушии к опасности, занятость привычным делом. Писателю, отмечает критик, очень важен не полководец, а человек из рядовых. Основной интерес - к ситуации «человек на войне».

Давайте продолжим знакомство с героями осажденного Севастополя.

«Живые страницы истории». Выступление разведчика (пример рядового героизма). Ученик. Приложение 5. Часть 3.

Голос Л.Н.Толстого: чтение со слов "Итак, вы видели защитников Севастополя… Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять, но поколебать где бы то ни было силу русского народа…"

- Каким мы увидели лицо войны?

Ребята отвечают письменно на вопрос (рабочий лист урока). Возможно чтение нескольких ответов.

Учитель литературы. Лев Николаевич Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Сам писатель, в то время поручик артиллерии, 27 лет отроду, сражался на 4-м бастионе вместе с простыми русскими солдатами. В воспоминаниях Толстого мы можем прочитать следующие строки: "По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести Отечества".

… Качался мост, и быть могли потери -
Надежда лишь на Господа теперь.
Никто в конец компании не верил -
Казалась вечной эта канитель!

Крестился кто-то, кто-то зло ругался,
Но паники не чувствовалось тут.
И враг их не бомбил, он сам боялся -
А вдруг полки обратно повернут?!

А вдруг опять начнется всё сначала:
Атаки храбрецов и ядер шквал…
Боялся враг. И это означало -
Победу он победой не считал.

Так пишет о днях обороны наш современник поэт из Севастополя Александр Федосеев. Мы продолжим наш разговор на втором уроке.

Урок второй

Учитель литературы.Мы продолжаем наш разговор о городе-герое Севастополе, о времени первой обороны 1855-1856 годов.

На экране - фильм Александра Ханжонкова «Оборона Севастополя" 1911 года, в котором мы увидим защитников города, находящихся в госпитале, работу врачей и сестёр милосердия. Перед нами предстают редкие кадры хроники начала XX века. Целью создания немого фильма, исторической драмы о Севастополе - сделать документальные съемки героев первой обороны, дать возможность всмотреться в лица героев через 60 лет. Специально для съемок фильма в 1911 году были собраны вместе оставшиеся в живых ветераны, ветераны Крымской войны. Они сфотографировались все вместе.

После общей фотографии ветеранов попросили подойти к камере. Давайте всмотримся в их лица (от начала фильма - 53.27) Нас разделяет с ними сто лет. Лица простые, но полные собственного достоинства. Останавливается кадр - лицо одного из ветеранов.

Учитель истории. Ребята, Крымская война, завершившаяся через год после обороны Севастополя, окончилась печально для России. Это было горькое поражение, хотя русские войска одержали блестящую победу на Кавказе, но ключевым событием, конечно же, была героическая оборона Севастополя. Да, Россия проиграла. Но эту войну не проиграл русский народ. Он показал свою силу, мужество, отвагу. Слава о защите Севастополя облетела весь мир. Защитники Севастополя, жители города героической обороной отстояли национальную честь и достоинство России, её народа. Декабрист Бестужев писал: «Каждый русский, а в особенности каждый моряк, должен гордиться таким падением, которое стоит блестящих побед». Условия унизительного Парижского мира были пересмотрены в 1870 году.

С этого времени начинается время особенного отношения к Севастополю. Он оправдал имя, которое было дано ему при рождении «город славы», величественный город.

С этого времени в нашей стране особое отношение к офицерам и матросам, военно-морскому флоту, Военно-морское дело всегда было по плечу только мужественным и отважным. Оно требует глубоких знаний, физической выносливости, находчивости, инициативы.

Нам повезло, потому что в нашем городе живёт морской офицер, капитан первого ранга, ветеран Великой Отечественной войны - Хайзов Михаил Арефьевич, который к нам пришёл сегодня. Михаил Арефьевич - почетный ветеран города и республики. Он приехал из Санкт-Петербурга. Мы хотели бы услышать его рассказ о том, где ему пришлось служить, в каких морях плавать, о своем отношении к Севастополю. Приглашаем Вас.

Рассказ ветерана. (Приложение 3)

Учитель литературы. Спасибо Вам за Ваш рассказ! Восхищены Вашей стойкостью, оптимизмом, спасибо за сегодняшнюю встречу! Нам, учителям и ребятам, важно встречаться с ветеранами, чтобы связь поколений не прерывалась. Мы сегодня заглянули в глаза ветеранам Крымской войны, увидели Вас. Вы потрясающий читатель, знаток классической литературы. Вы пример того, чтобы в любой области быть профессионалом - значит, много читать и знать.

Учитель литературы. В городе Севастополь на высоком холме стоит Владимирский собор. Собор хранит могилы четырех адмиралов: адмирал-учитель и три его ученика:

  • Павел Степанович Нахимов
  • Владимир Владимирович Корнилов
  • Михаил Петрович Лазарев
  • Владимир Иванович Истомин

Учитель истории. В России свято чтят память о защитниках города Свастополь в двух войнах - Крымской и Великой Отечественной войне: это памятники героям, панорама «оборона Севастополя» 1854-1855 гг. В 1944 году был учрежден орден Нахимова и медаль Нахимова, создано Нахимовское училище для подростков, из которых вышли тысячи капитанов военно-морского флота.

В государственном историческом музее можно увидеть реликвии обороны: шинель Корнилова, записную книжку и икону Нахимова, осколки снарядов с Малахова кургана, оружие защитников города.

Учитель литературы. Завершим мы урок песней «Севастополь останется русским» - очень молодой, она написана в 2007 году. Ее автор - Александр Городницкий из Санкт-Петербурга. Мне посчастливилось услышать эту песню в 2013 году на концерте Александра Моисеевича в Севастополе, моряки стоя приветствовали автора песен, учёного, исследователя океанов. Песня (учитель поет под гитару или запись). Приложение 4.

Домашнее творческое задание - составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта (рабочий лист урока).

Список литературы

  1. Городницкий А.М. Севастополь останется русским// http://www.bards.ru/archives/part.php?id=49971 http://www.bards.ru/archives/part.php?id=49971
  2. Григорьев С.Т. Малахов курган. М., Детская литература, 2012. - 416 с.
  3. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. 1854 -1855 гг. М., АН СССР, 1950.- 652 с.
  4. Порудоминский В.И. Пирогов. М., Молодая гвардия, 1965. - 304 с.
  5. Соболев Л. «Севастопольские рассказы» Льва Толстого. - Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 1995. - № 29 (август). - С. 2-3.
  6. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы// https://ilibrary.ru/text/1161/p.1/index.html https://ilibrary.ru/text/1161/p.1/index.html
  7. Толстой Л.Н. Дневник писателя. 1855 год// http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/dnevniki/1854-1857/dnevnik-1855.htm http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/dnevniki/1854-1857/dnevnik-1855.htm
  8. Фильм «Оборона Севастополя» 1911 года// https://www.youtube.com/watch?v=GsRiPnzMw_I https://www.youtube.com/watch?v=GsRiPnzMw_I