Нестандартные задания на уроках литературы как условие осмысленного чтения

Разделы: Литература


Современная школа требует от учителя новых подходов в преподавании, так как произошла переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления. На это ориентируют Федеральные государственные образовательные стандарты. Сегодня в условиях переизбытка количества доступной информации падает интерес к чтению, поэтому для учителя литературы становится приоритетной задача активизации познавательного интереса к художественному произведению и личности автора. Решение данной задачи требует нестандартного подхода к урокам литературы, в частности к разработке заданий, интересных школьникам.

Для того чтобы нестандартные задания были интересны школьнику и давали результат, учителю необходимо четко понимать цели и задачи данного вида работы. Основной целью нестандартных заданий на уроках литературы является создание среды для осмысленного чтения, развития творческих способностей школьников и повышения их интереса к художественной литературе.

Кроме этого, отличительной особенностью нестандартных заданий является их связь с продуктивной деятельностью обучающихся. Задания должны стимулировать проявление активности и самостоятельности, могут носить исследовательский характер, содержать элементы занимательности.

Чтобы задания стимулировали обучающихся к осмысленному чтению, перечитыванию текста, творческому выполнению, они должны быть нацелены на критический анализ, извлечение смысла, умение видеть позицию автора, формирование собственного смысла, осознание своего отношения к прочитанному.

Приведем примеры нестандартных заданий на уроках литературы, которые способствуют осмысленному чтению, а значит, повышают интерес к художественному произведению.

  1. Н.В. Гоголь «Мёртвые души», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Задание: Представьте, что вы психологи. Прочитайте «разбросанный» портрет литературного героя, «сложите мозаику» и определите внутреннюю суть этого персонажа, охарактеризуйте её, основываясь только на психологическом портрете.
  2. А.П. Чехов «Хамелеон». Задание: Представьте, что такая история случилась сейчас. Подумайте, где она могла произойти, кем по роду занятий могли быть действующие лица, какие положения в обществе они могут занимать? Напишите мини-сочинение на тему «Современный Очумелов».
  3. Особенности эпистолярного жанра. Письма великих русских писателей - И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя и др. Задание: Напишите письмо с разными целевыми установками одному из литературных героев: а) поступки которого вы осуждаете; б) к которому бы вы хотели обратиться с просьбой; в) другие варианты.
  4. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Задания: 1) Сопоставьте высказывания В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, М. Бахтина, Г. Макогоненко, В.А. Кожевникова об общем смысле, главных проблемах романа «Евгений Онегин». Какое из определений смысла романа отвечает вашему восприятию этого произведения. Свое мнение обоснуйте. 2) Прочитайте высказывания критиков и литературоведов об Онегине и проследите за доводами, которыми они обосновывают свой взгляд на героя. Представьте себя в роли оппонента в споре об Онегине, ваша позиция в этом споре, ваша версия жизненного пути Онегина?
  5. М.Ю. Лермонтов. Лирика. Задание: Согласны ли вы с оценкой Е.А. Маймина стихотворения «Дума». Расскажите о своем впечатлении после первого прочтения стихотворения.
  6. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Задание: Перечитайте внутренний монолог Печорина (повесть «Княжна Мери») и проанализируйте внутреннее состояние Печорина, выявите мотивы его действий и поступков. Представьте себя на месте главного героя. Возможно ли было поступить по-другому в отношении Грушницкого, Мери, Веры?
  7. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» и другие. Задание: Создайте дневник литературного героя. Постарайтесь перевоплотиться, «вжиться» в характер, образ мыслей, поступков героя, от имени которого вы будете делать дневниковые записи. Прежде чем начнёте работу, внимательно перечитайте реплики героя, выпишите основные темы его высказываний, раздумий, составьте хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой (Дневник Максима Максимыча, Дневник Веры, Дневник Грушницкого, Дневник княжны Мери, Дневник Маши Мироновой, Дневник Петра Гринёва, Дневник Наташи Ростовой, Дневник Евгения Базарова, Дневник Родиона Раскольникова и т.п.).
  8. И.А. Гончаров «Обломов». Задание: Познакомьтесь с мнениями разных критиков и литературоведов об Обломове. У вас сложился свой взгляд на этого героя. Сформулируйте и обоснуйте его в мини-сочинении: «Я об Обломове».
  9. М. Горький «На дне». Проблема гуманизма в пьесе. Задание для работы в парах: Сочинение «на двоих» в форме диалога на тему: «Что лучше: утешительная ложь или горькая правда».
  10. М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки». Задания: 1) Развейте ситуацию в «духе Салтыкова-Щедрина». 2) Напишите сказку - стилизацию «Пропала доброта» в писательской манере С.-Щедрина, опираясь на сказку «Пропала совесть».
  11. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». И.С. Тургенев «Бирюк». Рассказы А.П. Чехова. Задание: Создайте словесный портрет друга в стилистической манере одного из писателей.
  12. Обзорное изучение творчества писателей и поэтов. Задания: 1) Составьте портфолио писателя (поэта). Основные разделы: годы жизни, образование, интересные факты из жизни (творчества), современники (композиторы, художники и др.), наиболее известные произведения, основные темы творчества, жанровое своеобразие творчества, писатель (поэт) в литературной критике. Дополните портфолио своими разделами. 2) Придумайте визитную карточку писателя (поэта). Творчество А.П. Чехова. Задание: 1) А.П. Чехов писал: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…». Каким должен и не должен быть человек в представлении писателя? Докажите свои рассуждения примерами из текстов. Составьте таблицу о положительных и отрицательных качествах человека по произведениям А.П. Чехова. 2) Чехов сравнивал писателя со свидетелем на суде. Долг свидетеля: правдиво и честно сообщить всё, что известно по делу. И чехов перед судом читающей России давал свои правдивые показания. Выступите в роли этого свидетеля. Что хотел показать Чехов?
  13. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема чести в повести. Задание: Устарело ли понятие чести в современном обществе? Так ли мы понимаем слово честь, как понимали его во времена А.С. Пушкина? Как сегодня можно защитить свою честь? Напишите другу (можно воображаемому) письмо этического содержания о том, как не потерять честь и достоинство.
  14. Итоги летнего чтения. Задание: Представь, что ты маркетолог. Создай для одноклассников рекламу книги, прочитанной летом. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемой книги ты желаешь привлечь внимание читателя, какие аргументы приведёшь в доказательство.

Каждое задание может сопровождаться ссылками на источники, с которыми необходимо познакомиться перед его выполнением.

Таким образом, применение нестандартных заданий на уроках литературы - успешный шаг к осмысленному чтению художественных произведений, а значит, к воспитанию духовно развитой личности.