Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов (из опыта работы)

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 8


Безусловно, урок по любому учебному предмету должен решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Но все же, наиболее полно этому способствуют предметы русского языка и литературы. Они ненавязчиво и порой незаметно позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Работая по новым стандартам, я стараюсь делать акцент на личностное развитие ученика, чтобы он получил предметное образование, познал что-то новое, организовал самого себя, приобрёл коммуникативные умения и навыки.

Одним из результатов моей работы и требованием ФГОС является составление технологической карты уроков. Это своеобразный сценарий, который помогает выстроить урок так, что виден весь его воспитательный потенциал, он вырисовывается незаметно по мере составления карты. Четко продуманные этапы урока с первых минут организуют обучающихся на работу, учат слушать и воспитывают надежду быть услышанными.

На уроках важен психологический климат, который проявляется в эмоциональном настрое педагога и учащихся. Поэтому организационный момент начинаю часто с приёма графической рефлексии. Этот приём воспитывает у учащихся самоопределение, умение планировать своё сотрудничество с одноклассниками и учителем.

На этапе мотивации часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением или текстом. Анализ текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным материалом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.

На этапе актуализации знаний стараюсь создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. В связи с этим предлагаю проблемные задания в виде загадок, пословиц, сказок, афоризмов, притч, которые обладают огромным воспитательным потенциалом при условии их тщательного подбора и учёта возрастных и психологических особенностей класса.

Если в полном объёме проанализировать технологическую карту на предмет воспитательного потенциала урока, то можно заметить, что весь урок направлен не только на образование ученика, но и на его разностороннее воспитание. Это осуществляется не только посредством личностных УУД, но и предметных и метапредметных (таких, как планирование сотрудничества, анализ своей деятельности и деятельности одноклассников, самооценка, коррекция, развитие самостоятельности и др).

Уроки литературы всегда были и остаются местом, где можно использовать различные виды творческой деятельности, дающей возможность каждому ребенку по-своему и самому познавать мир, максимально раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.

Так, в 5 классе после прочтения художественного произведения наряду с другими заданиями предлагаю нарисовать картины природы, изобразить героев произведения, места происходящих событий. В эту пору дети рисуют охотно. Иногда достаточно бывает самого легкого стимула: выставка работ, созданных детьми, возможность высказать свое мнение по поводу написанного или изображенного. Главная задача - сформировать у учащихся умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать в цвете, выражая свои эмоции.

Привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Подготовка инсценировок требует времени, но результат того стоит. Осуществляются принципы педагогики сотрудничества, подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.

В своей деятельности для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия. Практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве.

Современный урок делает учеников свободными в своем выборе. Это воспитывает гражданина - личность, способную к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации

Список литературы

  1. Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 2005.
  2. Давыдова Н.В. Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов (из опыта работы). // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. Сборник материалов ХVI международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.М. Мосолова. - Липецк: «РаДуши», 2017.