В рамках нового Федерального Государственного образовательного стандарта реализуется системно - деятельный подход. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода - воспитание личности, развитие её на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.
В последнее время сё чаще стал использоваться метод проектов. Ценность метода состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели. Метод проектов в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.
Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, усиливает все знания, умения, навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности. Действительно, это перспективный метод, и он нашёл достойное место в практике преподавания.
В ходе изучения литературы метод проекта позволяет отработать некоторые этапы исследовательской деятельности: постановка проблемы, сбор материала, анализ информации, реализация проекта.
Мини-проекты - очень удобная форма работы по развитию речи, творческих способностей и воспитания культуры учащихся. Она очень интересна, практична, захватывает учеников, вызывает интерес к предмету и позволяет использовать современные образовательные технологии.
Используя, мини-проекты, я ставлю следующие задачи: обобщить пройденный материал, создать целостное восприятие литературы и русского языка, развить кругозор учащихся, научить делать сравнительный анализ произведений, развить навыки публичного выступления, умения общаться, отстаивать свою позицию, научить работать в группах индивидуально. А цель всей пятилетней работы - успешное прохождение устного собеседования по русскому языку в 9 классе.
Мы начинаем работу с мини-проектами «Я хочу вам рассказать…» в 5 классе. Эта работа индивидуальная, она выполняется дома. Прообразом такого проекта является читательский дневник. Цель та же самая, а форма другая. Мини-проект представляет собой яркую, красочную работу, где представлен краткий пересказ выбранного произведения, главные герои, иллюстрация, определение темы и идеи.
|
«Я хочу вам рассказать…»
Автор, название произведения
|
Краткий пересказ произведения |
|
Тема, идея произведения |
Иллюстрация к произведению
|
В 6 классе задач мини-проекта «Я хочу вам рассказать…» усложняются. Необходимо добавить в исследование жанр прочитанного произведения, найти в тексте средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
|
«Я хочу вам рассказать…»
Автор, название произведения, жанр, тема, идея |
Краткий пересказ произведения |
|
Средства художественной выразительности |
Иллюстрация к произведению
|
В классе периодически оформляются выставки работ, ребята выбирают лучшие, проводятся читательские конференции «Я хочу вам рассказать…», где ученики выступают со своими мини-проектами.
7 класс - это новый этап работы по исследованию художественного произведения. Задачи этой работы: найти краткую информацию об авторе, составить аннотацию о прочитанном произведении, расширить знания о средствах выразительности (пейзаж, портрет, художественная деталь), составить 5 вопросов по своей работе для одноклассников. Этот проект надо уже представить на уроке, таким образом мы учимся выступать. Задавать вопросы, оценивать выступления других.
|
«Я хочу вам рассказать…»
Автор, название произведения, об авторе, жанр, тема, идея |
Аннотация |
|
Художественные средства выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, пейзаж, портрет, художественная деталь |
Иллюстрация к произведению +
|
В 8 классе мини-проект представляет собой сочинение-отзыв с элементами анализа текста (всё, что входило в работы 5-7 класса). Это итоговая работа, в которой надо показать умения и навыки исследовательской самостоятельной работы с художественным произведением.
К 8 классу у учеников постепенно накапливаются знания, умения, развиваются навыки работы с текстом. Ученик может выступить перед классом, не боясь публики. А всё это необходимо для того, чтобы достойно, без стресса пройти устное собеседование по русскому языку в 9 классе, которое состоит из выразительного чтения, подробного пересказа, монологической речи и диалога с учителем.
|
«Я хочу вам рассказать…»
Исследовательская работа по произведению (автор)
|
Мини-проекты «Я хочу вам рассказать…» - это лишь часть большой и сложной работы по подготовке учащихся к выпускным экзаменам по русскому языку в 9 классе.