Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания по основным разделам программы.
Задачи:
Образовательные.
1. Расширить и углубить знания по литературе.
2. Проверить общий уровень эрудиции.
3. Обогатить словарный запас учащихся.
4. Расширение кругозора учащихся.
Развивающие.
1. Развивать творческое мышление, память, внимание.
2. Развивать навыки диалогической и монологической речи.
3. Развивать умение ведения дискуссии.
4. Развивать умения аргументировать свой ответ.
Воспитательные.
1. Воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению оппонента.
2. Формировать умения принимать решение.
3. Воспитывать любовь к русской литературе.
4. Развивать умения работать в коллективе.
Оборудование: раздаточный материал.
Этап урока
- Хронометраж
- Деятельность учителя
- Деятельность учащихся
1. Организационный. 3 мин.
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературном квесте «Знаешь ли ты учебную программу по литературе, и для чего тебе её нужно знать»? Это нечто среднее между интеллектуальными играми и спортивными соревнованиями.
В.Г.Белинский сказал: «Кто читает что-нибудь уже гораздо выше того, кто ничего не читает». Пусть эти слова будут девизом нашего конкурса.
Каждый этап квеста имеет свои правила. Послушайте, пожалуйста, их:
Учащиеся 9 класса делятся на 2 команды путём жеребьёвки, выбирают капитана команды, придумывают название, выполняют предложенные командам задания. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Победитель определяется по наибольшему количеству баллов.
Представляю вам своего помощника, который будет следить за правильностью ответов, отсутствием фальстарта, подсчитывать баллы и т.д.
Команды, представьтесь, пожалуйста.
Итак, все готовы - наш конкурс начинается.
Приветствуют.
Приветствуют жюри.
Слушают правила конкурса.
2. Актуализация знаний
1 конкурс «Соедини».
Каждой команде на разных столах кладут разрезанные и перемешанные карточки с ФИО писателей и названием произведений. Эти карточки нужно соединить, чтобы сошлось произведение и автор. Чья команда быстрее справляется, получает 2 балла в том случае, если всё правильно сложено. Если же хотя бы один ответ не сошёлся, снимаем 1 балл. Команда, которая справилась позже, получает 1 балл в том случае, если всё верно. Хотя бы один ответ неправильный, эта команда не получает ни одного балла.
Разрезать отдельно авторов и названия произведений, перепутать и положить на столы каждой команде.
И.С.Тургенев «Бирюк» | |
К.Г.Паустовский «Телеграмма» |
|
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» |
|
Н.В.Гоголь «Сорочинская ярмарка» |
|
А.С.Пушкин «Выстрел» |
|
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» |
|
А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире» |
|
Н.С.Лесков «Левша» |
|
А.И.Куприн «Чудесный доктор» |
|
Ф.М.Достоевский «Белые ночи». |
Рефлексия: Скажите, какие знания, умения и навыки пригодились вам при выполнении этого задания?
2 конкурс «Иллюстрации к произведению». «Иллюстрации» делаем сами
Игрок любой команды выходит к интерактивной доске и изображает на ней загаданного героя произведения, ему можно только рисовать, вслух ничего произносить нельзя, показывать ничего нельзя, только кивать, если близко к ответу. Балл присуждается той команде, из которой ответ ученика оказался правильным. Кто отгадал, тот выходит изображать следующего литературного героя. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.
Загаданные литературные герои (их будет знать только тот, кто вышел рисовать) от простого к сложному.
- Репка из сказки «Репка»
- Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»
- Дон-Кихот из одноимённого романа
- Онегин из «Евгения Онегина»
- Собакевич из поэмы «Мёртвые души»
- Лиза из повести «Бедная Лиза»
- Гамлет из трагедии «Гамлет»
Рефлексия: Скажите, какие знания, умения и навыки пригодились вам при выполнении этого задания?
3 конкурс «Видеовопрос»
Включается видео или аудиозапись, задаётся вопрос. Чья команда быстрее ответит, получает балл, если руку подняли до того, как задали вопрос, это фальстарт, право ответа переходит другой команде.
Аудиозапись 1. Н.А.Римский-Корсаковроманс на стих. А.С.Пушкина «Пророк»
После прослушивания задаётся вопрос: Как называется стихотворение А.С.Пушкина, на которое положен этот романс в исполнении Б.Христова.
Аудиозапись 2. Включить запись песни «Гуляка» в исполнении группы «Альфа».
После прослушивания задаётся вопрос: Какому поэту принадлежат слова этой песни?
Видеозапись 3. Включить видеоотрывок из кинофильма «Мёртвые души» - «Чичиков едет в Маниловку. Семья Манилова»
После просмотра задаётся вопрос: Как называлась беседка в усадьбе Манилова?
Видеозапись 4. Ученики 10 класса разыграли вопрос-отрывок из поэмы Некрасова «Откду дровиши…» и записали его для квеста.
Вопрос: Как называется поэма Н.А.Некрасова , из которой разыгран отрывок.
Рефлексия: Скажите, какие знания, умения и навыки пригодились вам при выполнении этого задания?
4 конкурс «Объясни высказывание»
Каждая команда по очереди объясняет высказывания знаменитых людей о пользе чтения, как они это понимают:
- Кто читает что-нибудь уже гораздо выше того, кто ничего не читает.(В.Г.Белинский)
- Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.(Франсуа Вольтер)
Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.
Чья команда более чётко и грамотно объяснила, получает балл.
5 конкурс «Зачем нам изучать литературу в школе»
Команда выстраиваются в две шеренги напротив друг друга и поочереди за 2 минуты приводят доводы, для чего нужно изучать литературу в школе. Получает балл та команда, игрок которой последним привёл доводы.
Итоговая рефлексия.
Все ученики встают в круг, у учителя в руках клубок ниток или верёвки. Нужно передавать клубок по кругу, раскручивая его и держась за нить, конец нити должен вернуться к учителю и соединить замкнутый круг. К кому попал в руки клубок, тот должен громко и чётко сказать, чем литературный «квест» сегодня понравился, что особо запомнилось. Когда все высказались, поднимаем вверх руки, связанные единой нитью и произносим слова: «Когда мы едины, мы непобедимы»! Учитель спрашивает, важно ли для детей знать, кто выиграл. Если важно, то выигравшая команда получает 5+, а проигравшая 5.
В нашем случае, дети сказали, что не важен результат, важным было участие и общение!