Тема: «Кто он, главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? / Споры русских критиков 19 века В.Г.Белинского и Д.И.Писарева об Евгении Онегине/»

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»


Цель урока:

  • выяснить позиции русских критиков 19 века В.Г.Белинского и Д.И.Писарева о Евгении Онегине по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», работая с критическими статьями публицистов;
  • составить опорную схему, отражающую позицию одного из критиков, уметь аргументировать,
  • в процессе работы сформировать самоопределение.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка проблемного вопроса: «Кто он, главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - выдающаяся, недюжинная натура или обыкновенный пустой светский человек?

/Споры русских критиков 19 века В.Г.Белинского и Д.И.Писарева о Евгении Онегине/

3. Выделение позиций русских критиков 19 века В.Г.Белинского и Д.И.Писарева об Евгении Онегине

(Работа с литературно-критическими статьями в 2 группах:

  • В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина. Статья 8».
  • Д.И.Писарев. «Пушкин и Белинский. «Евгений Онегин»).

А) анализ источников;

Работа 1 группы со статьей Д.И.Писарева:

Писарев Д.И.Пушкин и Белинский. ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

I

… Прежде всего надо решить вопрос: что за человек сам Евгений Онегин? - Белинский определяет Онегина так: «Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем тaк довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Сам Пушкин относится к своему герою с уважением и с любовью…… Человек обладает резким, охлажденным умом, знает игру страстей; он жил, мыслил и чувствовал; в нем погас жар сердца; его томит жизнь; все эти слова могут быть приложены к какому-нибудь очень крупному человеку, к замечательному мыслителю, который старался вразумить людей и которого не поняли, осмеяли или прокляли тупоумные современники. Обманутый хорошими эластическими словами, - теми словами, в которые он сам, мыслитель и деятель, привык вкладывать живую душу, - Белинский посмотрел на Онегина благосклонно и смело выдвинул его из бесчисленной толпы дюжинных личностей. Но мне кажется, что Белинский ошибся. Он поверил словам и забыл то обстоятельство, что люди очень часто произносят хорошие слова, не отдавая себе ясного отчета в их значении … попробуем задать себе вопросы: чем же охлажден ум Онегина? Какую игру страстей он испытал? На что тратил и истратил он жар своего сердца? Что подразумевает он под словом жизнь, когда он говорит себе и другим, что жизнь томит его? Что значит, на языке Пушкина и Онегина жить, мыслить и чувствовать? Ответа на все эти вопросы мы должны искать в описании тех занятий, которым предавался Онегин с самой ранней молодости и которые, наконец, вогнали его в хандру. - В первой главе Пушкин описывает целый день Онегина с той минуты, когда он просыпается утром, до той минуты, когда он ложится спать, тоже утром. Лежа еще в постели, Онегин получает три приглашения на вечер; он одевается и в утреннем уборе едет на бульвар и гуляет там …

Он едет обедать в ресторан Талона…Воспев бобровый воротник, Пушкин воспевает все кушанья того обеда, которым занимается Онегин у Талона…Как злой законодатель театра, как непостоянный обожатель очаровательных актрис, Онегин летит в балет …Войдя в театральную залу, Онегин начинает обнаруживать охлажденность своего ума; окинув взором все ярусы, он, по словам Пушкина, все видел и остался ужасно недоволен лицами и убором; потом, раскланявшись с мужчинами, взглянул на сцену в большом рассеяньи, потом даже отворотился и зевнул и молвил:...

и Дидло мне надоел.

… люди, действительно обладающие резким и охлажденным умом, не станут тратить своей иронии на отрицание балетмейстера Дидло и дамских уборов. ...

…читатель видит, что, кроме забавных бутад, резкий и охлажденный ум Онегина не порождает ровно ничего. Онегин отрицал балеты Дидло, отрицает брусничную воду, красоту Ольги Лариной, глупую луну и глупый небосклон. И этими немногими исчерпывается до самого дна та злость мрачных эпиграмм, которою угрожал нам Пушкин. Злее и мрачнее этих эпиграмм мы от Онегина ничего и не услышим до самого конца романа. Если все эпиграммы Онегина были так же мрачны и так же злы, то не мудрено, что Пушкин привык к ним очень скоро.

Продолжая проявлять свою разочарованность, Онегин уезжает из театра, он едет домой, переодевается для бала и отправляется танцевать до утра. В то время, когда Онегин переодевается, Пушкин превращает в поэтические предметы те гребенки, пилочки, ножницы и щетки, которые украшают кабинет «философа в осьмнадцать лет». Философом же юный Онегин оказался, вероятно, именно потому, что у него очень много гребенок, пилочек, ножниц и щеток …- Пушкин насказал бы нам еще много философских истин, но Онегин уже оделся, уподобился ветреной Венере, надевшей мужской наряд, и в ямской карете поскакал стремглав (вероятно, вследствие охлажденности ума) на бал.- На бале мы совершенно теряем из виду Онегина и решительно не знаем, в чем выразилось его несомненное превосходство над презренною толпою. …Объяснив читателям, что милые ноги привлекали его сильнее и даже несравненно сильнее, чем уста, ланиты и перси, Пушкин вспоминает о своем Онегине, везет его с бала домой и укладывает в постель в то время, когда рабочий Петербург уже начинает просыпаться. Когда Онегин встает от сна, тогда начинается опять та же история: гулянье, обед, театр, переодеванье, бал и сон.

II

Итак, Онегин ест, пьет, критикует балеты, танцует целые ночи напролет, - словом, ведет очень веселую жизнь. Преобладающим интересом в этой веселой жизни является «наука страсти нежной», которою Онегин, занимается с величайшим усердием и с блестящим успехом. «Но был ли счастлив мой Евгений?» - спрашивает Пушкин. Оказывается, что Евгений не был счастлив, и из этого последнего обстоятельства Пушкин выводит заключение, что Евгений стоял выше пошлой, презренной и самодовольной толпы. С этим заключением соглашается, как мы видели выше, Белинский; но я принужден здесь противоречить … Скука Онегина не имеет ничего общего с недовольством жизнью. Эта скука есть не что иное, как простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни… Человек так устроен от природы, что он не может постоянно обжираться, упиваться и изучать «науку страсти нежной». Самый крепкий организм надламывается и утомляется, когда он чересчур роскошно пользуется разнообразными дарами природы. Всякое наслажденье притупляется… и мы говорим, что нам надоело и опротивело то или другое приятное занятие.

Отношения Онегина к различным удовольствиям светской жизни похожи, как две капли воды, на ваши отношения к пуддингу. Онегин всем объелся, и его от всего тошнит. Если не всех светских людей тошнит так, как Онегина, то это происходит единственно оттого, что не всем удается объесться. Как специалист в «науке нежной страсти», Онегин, разумеется, стоит выше многих своих сверстников. Он красив собою, ловок, …и в этих особенностях его личности заключается вся тайна его разочарованности и его мнимого превосходства над презренною толпою…он наслаждается тем, к чему другие только стремятся, и вследствие неумеренного наслажденья он притупляет в себе вкус и влечение ко всему, что составляет содержание светской жизни.

До сих пор превосходство Онегина заключается только в том, что он лучше многих других умел «тревожить сердца кокеток записных

…Когда человеку надоело наслажденье и когда этот человек в то же время чувствует себя молодым и сильным, тогда он непременно начинает искать себе труда. Для него наступает пора тяжелого раздумья; он всматривается в самого себя, всматривается в общество; он взвешивает качество и количество своих собственных сил; он оценивает свойства тех препятствий, с которыми ему придется бороться, и тех общественных потребностей... Наконец из его раздумья выходит какое-нибудь решение, и он начинает действовать; он упорно борется за свою умственную и нравственную самостоятельность, и в этой неизбежной борьбе обнаруживаются размеры его личных сил. Когда человек прошел через эту школу размышления и житейской борьбы, тогда мы имеем возможность поставить вопрос: возвышается ли этот человек над безличною и пассивною массою или не возвышается? Но пока человек не побывал в этой переделке, до тех пор он в умственном и в нравственном отношении составляет для нас такую же неизвестную величину... Если же человек, утомленный наслажденьем, не умеет даже попасть в школу раздумья и житейской борьбы, то мы тут уже прямо можем сказать, что этот эмбрион никогда не сделается мыслящим существом и, следовательно, никогда не будет иметь законного основания смотреть с презреньем на пассивную массу. - К числу этих вечных и безнадежных эмбрионов принадлежит и Онегин.

Шляться в течение нескольких лет по ресторанам и по балетам, потом вдруг, ни с того ни с сего, усесться за письменный стол и взять перо в руки с тем, чтобы сделаться писателем, - это фантазия по меньшей мере очень странная. Браться за перо зевая и в то же время ожидать, что перо напишет что-нибудь мало-мальски сносное, - это также нисколько не остроумно. Наконец отвращение Онегина к упорному труду, отвращение составляет симптом очень печальный…Онегин навсегда останется эмбрионом ... Когда человек входит в новую фазу жизни, тогда он поневоле идет ощупью, берется за непривычное дело очень неискусно, переходит от одной ошибки к другой, испытывает множество неудач и только посредством этих ошибок и неудач выучивается понемногу работать над теми вопросами, которые настоятельно требуют от него разрешения.

Онегин увидал, что он не может быть писателем и что сделаться писателем гораздо труднее, чем пообедать у Талона… начал читать. Это придумано недурно. Но именно эта удачная, хотя и очень простая выдумка тотчас раскрывает перед нами ту истину, что Онегин - человек безнадежно-пустой и совершенно ничтожный.

Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.

Онегин умел читать всякие книжки…В его распоряжении находилась вся европейская литература XVIII века, а он сумел только задернуть полку с книгами траурной тафтой. Пушкин, по-видимому, желал показать, что проницательный ум и неукротимый дух Онегина ничем не могут удовлетвориться и ищут такого совершенства, которого даже и на свете не бывает. … Он показал одно из двух: или то, что Онегин не умел себе выбрать хороших книг, или то, что Онегин не умел оценить и полюбить мыслителей, с которыми он познакомился. По всей вероятности, Онегина постигли обе эти неудачи…. Когда человек отрицает решительно все, то это значит, что он не отрицает ровно ничего и что он даже ничего не знает и не понимает. Можно даже смело утверждать, что этот бойкий господин одарен таким неподвижным и ленивым умом, который никогда не усвоит себе и не поймет ни одной дельной мысли …Враждебное столкновение его с книгами составляет в его жизни последнюю попытку отыскать себе труд. После этой попытки Онегин и Пушкин окончательно убеждаются в том, что для высших натур не существует в жизни увлекательного труда и что чем человек умнее, тем больше он должен скучать ...

Спрашивается, например, отчего люди скучают? - На это можно отвечать: оттого что они ничего не делают. - А отчего они ничего не делают? - Оттого, что за них работают другие люди. - А это отчего происходит? - На этот вопрос также можно отыскать ответ. Но у Пушкина дело не доходит даже до второго вопроса. У него сию минуту готов закон природы.. Тут уже для читателя становится ясно, что пушкинский Фауст - совсем не Фауст и совсем не высшая натура, а просто развеселый купеческий сынок, которому свойственно …разрушать большие зеркала в русских увеселительных заведениях … И демонизм Онегина также целиком сидит в его бумажнике. Как только бумажник опустеет, так Онегин тотчас пойдет в чиновники и превратится в Фамусова. И тогда самый опытный наблюдатель ни за что не отличит его от той толпы, которую он презирал на том основании, что он будто бы «жил и мыслил».

Итак, Онегин скучает не оттого, что он не находит себе разумной деятельности, и не оттого, что он - высшая натура, а просто оттого, что у него лежат в кармане шальные деньги, которые дают ему возможность много есть, много пить, много заниматься «наукою нежной страсти» и корчить всякие гримасы…Ум его ничем не охлажден, - он только совершенно нетронут и неразвит.

Игру страстей он испытал настолько, насколько эта игра входит в «науку страсти нежной». О существовании более сильных страстей, - страстей, направленных к идее, он даже не имеет никакого понятия…Жар своего сердца Онегин истратил на будуарные сцены и на маскарадные хождения. Если Онегин думает, что жизнь томит его, то он думает чистый вздор; кого жизнь действительно томит, тот не поскачет на почтовых за наследством в деревню умирающего дяди. Жить, на языке Онегина, значит гулять по бульвару, обедать у Талона ездить в театры и на балы. Мыслить - значит критиковать балеты Дидло и ругать луну дурой за то, что она очень кругла. Чувствовать - значит завидовать волнам, которые ложатся к ногам хорошенькой барыни. Кто жил и мыслил, подобно Онегину, тот, разумеется, не может не презирать людей, живущих менее роскошно и мыслящих не столь оригинально. Кто чувствовал, подобно Онегину, того разумеется, тревожит призрак невозвратимых дней. Таким образом я ответил на все вопросы, поставленные мною в первой главе, и у нас оказался тот неожиданный результат, что Онегин совсем не «дух отрицанья, дух сомненья, а просто коварный изменщик и жестокий тиран дамских сердец. Мы увидим ниже, что этот результат оправдывается всем дальнейшим ходом романа.

III

Пушкин признал за ним право презирать людей в то время, когда Онегин, постигнув суетность науки, задергивал траурной тафтой полку с книгами. Вслед затем умер отец Онегина, и Евгений предоставил наследство кредиторам, прочтя печальное посланье от дяди, о предстоящих занятиях с больным дядей Онегин размышлял так:

Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!…
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чорт возьмет тебя!

… все это совершенно уравнивает Онегина с самыми презренными людьми презренной толпы. Из-за презренного металла, которым поддерживается бренное существование. А ради чего Онегин скачет стремглав по почте и приготовляется к хождению на задних лапках перед умирающим родственником? - Денег ради… Онегин унижается перед дядей. С какой же стати Пушкин дает Онегину право презирать толпу…

Когда же Онегин подличает перед дядей, тогда он ждет от дяди даровой подачки, что, конечно, несравненно унизительнее для человеческого достоинства. Онегину постыл упорный труд, и вследствие этого каждый человек, способный трудиться, имеет полное и разумное право смотреть на Онегина с презрением, как на вечного недоросля в умственном и в нравственном отношении. Получив наследство, Онегин улучшает положение мужиков:

Это, конечно, недурно со стороны Онегина. Но это доказывает только, во-первых, что Онегин не Плюшкин…; а во-вторых, что полученное наследство было достаточно велико. Легкий оброк …все-таки давал Онегину полную возможность иметь в деревне «обед довольно прихотливый», пить с Ленским бордо и шампанское, а потом, после смерти. Ленского разъезжать в течение двух лет по России. Если бы наследство было менее значительно, то, по всей вероятности, … Онегин отказался бы от бордо, от странствований по России и от разных других удобств жизни.
Два дня ему казались новы


На третий, роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон».

И, разумеется, хандра стала бегать за ним, «как тень иль верная жена»... Действительно, человек, подобный Онегину, испорченный до мозга костей систематическою праздностью мысли, должен скучать постоянно все это доказывает не то, что он слишком много жил, мыслил и чувствовал, а, совсем напротив, то, что он вовсе не мыслил, вовсе не умеет мыслить и что все его чувства были всегда так же мелки и ничтожны. В области мысли Онегин остался ребенком, несмотря на то, что он соблазнил многих женщин и прочитал много книжек. Онегин, как десятилетний ребенок, умеет только воспринимать впечатления и совсем не умеет их перерабатывать. Ум его по обыкновению находится в бездействии… Онегин остается наедине с своею умственною нищетою, и, разумеется, ощущение этой безнадежной нищеты погружает его в то психическое состояние, которое называется скукою, тоскою, или хандрою. Все это нисколько не величественно и нимало не трогательно. - Постоянным собеседником и приятелем Онегина, скучающего в деревне, становится его молодой сосед…Онегину эта недоучившаяся пифия, разумеется, очень понравилась по той простой причине, что Онегину прежде всего было необходимо хоть чем-нибудь заняться…А так как Ленский болтал восторженно и неудержимо то, стало быть, участь онегинских ушей была вполне обеспечена.

В этих беседах могли бы обнаружиться и особенности геттингенской души и охлажденность онегинского ума; в этих беседах могли бы обрисоваться со всех сторон политические, нравственные и всякие другие убеждения Онегина и Ленского; но, к сожалению, в романе не представлено ни одной такой беседы, и вследствие этого мы имеем полное право крепко сомневаться в том, имелись ли у этих двух праздношатающихся джентльменов какие-нибудь убеждения.

… Ленский фантазировал и предавался сладостному оптимизму, а Онегин произносил разные печальные истины и охладительные слова. Между Онегиным и Ленским спор должен был завязаться так, что Онегин отрицал, а Ленский утверждал…

Подробный анализ тех высоких предметов, о которых разговаривали Онегин и Ленский, приводит меня к тому заключению, что они ни о каких высоких предметах не разговаривали….

Онегин и Ленский были совершенно неспособны к серьезным рассуждениям.

IV

Чтобы дорисовать личность Ленского, надо разобрать его дуэль с Онегиным. Тут читатель решительно не знает, кому отдать пальму первенства по части тупоумия - Онегину или Ленскому. Единственное возможное объяснение этого нелепейшего случая состоит в том, что оба они, Ленский и Онегин, совершенно ошалели от безделья и от мертвящей скуки … Получивши «приятный, благородный, короткий вызов», он, как образцовый дэнди, не требует никаких дальнейших объяснений и отвечает приятно, благородно, коротко, «что он всегда готов»…

Евгений, как видите, любит юношу всем сердцем; кроме того, строгий разбор, произведенный на тайном суде совести, говорит ему, что муж с честью и с умом не стал бы стрелять в осьмнадцатилетнего разыгравшегося мальчика. Я должен убить моего друга, рассуждает Онегин, потому что, в противном случае, дураки, которых я презираю, будут шептать и смеяться.

Из этого процесса мысли мы видим ясно, что слова: «друг», «совесть», «честь», «ум», «дураки», «презирать» - не имеют для Онегина никакого осязательного смысла. Онегин, задавленный умственною пустотою и гнетом светских предрассудков, навсегда потерял силу и уменье чувствовать, мыслить и действовать, не испрашивая на то соизволения у той толпы, которую он презирает. Личные понятия, личные чувства Онегина так слабы и вялы, что они не могут иметь никакого ощутительного влияния на его поступки. Поступит он так, как того потребует от него светская толпа … Как пуст, смешон и ничтожен Онегин, убивающий своего друга в угоду дуракам и негодяям.

V

Онегин остается ничтожнейшим пошляком до самого конца своей истории с Ленским, а Пушкин до самого конца продолжает воспевать его поступки как грандиозные и трагические события…Он ни на одну минуту не должен был ставить свою собственную опротивевшую ему жизнь на одну доску с свежею жизнью влюбленного юноши. Однако он поступил как раз наоборот. Он первый стал поднимать свой пистолет … Умирать ему совсем не хочется ... Разве в самом деле надо быть героем, чтобы уметь любить своего друга и чтобы не убивать собственноручно из трусости, тех людей? Высказывая ту дикую мысль, что эти отрицательные подвиги доступны только героям, Белинский унижает человеческую природу и без всякой надобности является защитником нравственной гнилости и тряпичности…

После смерти Ленского Онегин отправляется странствовать по России, везде хмурится и пищит, везде смотрит с бессмысленным презрением на занятия суетной толпы и, наконец, доходит до такой нелепости, что начинает завидовать больным, которых он видит на кавказских минеральных водах.

Посудите сами: не шутник ли этот Онегин? Вздумал нас уверять, что он завидует больным и раненым! Но он нас не обманет. Зачем, говорит Онегин, я пулей в грудь не ранен? - Ну, не шут ли он гороховый? Это он говорит на Кавказе, и говорит в то время, когда Кавказ еще не был покорен и замирен. Да кто ж ему мешает поступить юнкером в действующую армию и получить в грудь не только одну пулю, а пожалуй даже хоть целую дюжину? Но ему вовсе не хочется иметь в груди пулю; ему желательно только рассуждать об удовольствии быть раненым, …Обо всех этих предметах он рассуждает совершенно беспрепятственно; доверчивые люди принимают его слова за чистую монету; на него смотрят, как на загадочную личность; его отделяют от толпы как высшую натуру; Онегин - не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде двадцатых годов.

Но с онегинским типом мы не связаны решительно ничем; мы ничем ему не обязаны; это тип бесплодный, неспособный ни к развитию, ни к перерождению; онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей. Онегин скучает, как толстая купчиха…

Белинский любит Онегина по недоразумению, но со стороны Пушкина тут нет никаких недоразумений,

VI

В каких поступках, в каком разговоре обнаружились обаятельные особенности онегинского ума и характера?Было бы очень недурно и очень полезно для Татьяны, если бы Онегин отвечал ей словесно или письменно в том резко-насмешливом тоне…Но, разумеется, Онегин не мог своим влиянием охладить беспорядочные порывы ее разгоряченного воображения. Онегину очень понравилось сумасбродное письмо фантазирующей барышни…Жениться Онегин не хотел. Соблазнять ее он тоже не желает, отчасти потому, что он не подлец, а отчасти и потому, что это дело ведет за собою слезы, сцены, особенно когда действующим лицом является такая энергическая и восторженная девушка, как Татьяна.

Онегин решился поднести Татьяне золоченую пилюлю, которая не могла подействовать на нее благотворно именно потому, что она была позолочена. Речь Онегина направлена к тому, чтобы еще больше закружить и отуманить бедную голову Татьяны.

С самого начала Онегин делает грубую и непоправимую ошибку: он принимает любовь Татьяны за действительно-существующий факт; а ему, напротив того, надо было сказать и доказать ей, что она его совсем не любит и не может любить, потому что с первого взгляда люди влюбляются только в глупых романах… Татьяна задает Онегину вопрос: отчего вы меня не полюбили прежде, когда я была лучше и моложе, и когда я любила вас? Этот вопрос поставлен очень удачно, и если бы Онегин хотел и умел отвечать на него совершенно искренно, то ему пришлось бы сказать: оттого, что люди, подобные мне, способны только шутить и забавляться с женщинами. Теперь я могу завести с вами веселую интрижку, с таинственными свиданьями. Эта интрижка будет продолжаться месяцев пять-шесть…Когда Онегин писал к Татьяне страстные письма и когда он у нее в доме бросился к ее ногам, тогда он, разумеется, добивался только интрижки…Это полное разоблачение ничтожной личности было бы неизбежно, если бы на месте Татьяны стояла энергическая женщина, любящая Онегина действительною, а не придуманною любовью…

Работа 2 группы со статьей В.Г.Белинского

ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ. СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

СТАТЬЯ ВОСЬМАЯ. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. «Онегин» со стороны формы есть произведение в высшей степени художественное, а со стороны содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства. …. Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, со всею ее прозою и пошлостию. Пушкин писал о России и для России, - и мы видим признак его самобытного и гениального таланта

Содержание «Онегина» так хорошо известно всем и каждому... Воспитанная в деревенской глуши молодая, мечтательная девушка влюбляется в молодого петербургского… льва, который, наскучив светскою жизнию, приехал скучать в свою деревню. Она решается написать к нему письмо, он отвечает ей на словах, что не может ее любить и что не считает себя созданным для «блаженств семейной жизни». Потом, из пустой причины, Онегин вызван на дуэль женихом сестры нашей влюбленной героини и убивает его. Смерть Ленского надолго разлучает Татьяну с Онегиным. Разочарованная в своих юных мечтах, бедная девушка склоняется на слезы и мольбы старой своей матери и выходит замуж за генерала, потому что ей было все равно, за кого бы ни выйти…Онегин встречает Татьяну в Петербурге и едва узнает ее: так переменилась она. В Онегине вспыхивает страсть к Татьяне; он пишет к ней письмо, и на этот раз уже она отвечает ему на словах, что хотя и любит его, тем не менее принадлежать ему не может - по гордости добродетели. Вот и все содержание «Онегина».

Многие находили и теперь еще находят, что тут нет никакого содержания, потому что роман ничем не кончается… Пока Татьяна была девушкою, Онегин отвечал холодностию на ее страстное признание; но когда она стала женщиною, - он до безумия влюбился в нее, даже не будучи уверен, что она его любит. Неестественно, вовсе неестественно!

А какой безнравственный характер у этого человека: холодно читает он мораль влюбленной в него девушке, вместо того чтоб взять да тотчас и влюбиться в нее самому, и потом, испросив по форме у ее дражайших родителей их родительского благословения, навеки нерушимого, совокупиться с нею узами законного брака и сделаться счастливейшим в мире человеком. Потом: Онегин ни за что убивает бедного Ленского, этого юного поэта - и хоть бы раз заплакал о нем или, по крайней мере, проговорил патетическую речь, где упоминалось бы об окровавленной тени и проч. Так или почти так судили и судят еще и теперь об «Онегине» многие из «почтеннейших читателей»…

ничего не может быть естественнее отношений Онегина к Татьяне в продолжение всего романа и что Онегин совсем не изверг, не развратный человек, хотя в то же время и совсем не герой добродетели. К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей.

Пушкин в «Онегине» решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в двадцатых годах текущего столетия…

Несмотря на то, что роман носит на себе имя своего героя, - в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна. Обратимся к первому. Поэт очень хорошо сделал, выбрав себе героя из высшего круга общества. Онегин - светский человек... мы очень рады, что Пушкин героем своего романа взял светского человека. И что же тут дурного? Высший круг общества был в то время уже в апогее своего развития; притом светскость не помешала же Онегину сойтись с Ленским - этим наиболее странным и смешным в глазах света существом. Правда, Онегину было дико в обществе Лариных; но образованность еще более, нежели светскость, была причиною этого... Высший круг общества в то время до того был отделен от всех других кругов. Вследствие этого Онегин с первых же строк романа был принят за безнравственного человека. Мы помним, как горячо многие читатели изъявляли свое негодование на то, что Онегин радуется болезни своего дяди и ужасается необходимости корчить из себя опечаленного родственника, -

Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя?

Многие и теперь этим крайне недовольны. Из этого видно, каким важным во всех отношениях произведением был «Онегин» для русской публики и как хорошо сделал Пушкин, взяв светского человека в герои своего романа. К особенностям людей светского общества принадлежит отсутствие лицемерства, в одно и то же время грубого и глупого, добродушного и добросовестного. Однако ж не думайте, чтоб со стороны племянника это было расчетливым лицемерством (расчетливое лицемерство есть порок всех кругов общества, наш племянник не шутя пришел в умиление от наследства и почувствовал пламенную любовь к дядюшке, а закон дал ему право на наследство. Стало быть, это лицемерство добродушное, искреннее и добросовестное. Обратимся к Онегину. Его дядя был ему чужд во всех отношениях. И что может быть общего между Онегиным, который уже - равно зевал

Средь модных и старинных зал,
и между почтенным помещиком, который, в глуши своей деревни,
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил?

Скажут: он его благодетель. Какой же благодетель, если Онегин был законным наследником его имения? Тут благодетель - не дядя, а закон, право наследства. Каково же положение человека, который обязан играть роль огорченного и нежного родственника при смертном одре совершенно чуждого и постороннего ему человека? Что в словах Онегина проглядывает какая-то насмешливая легкость, - в этом виден только ум и естественность, потому что отсутствие натянутой и тяжелой торжественности в выражении обыкновенных житейских отношений есть признак ума. У светских людей это даже не всегда ум, а чаще всего - манера, и нельзя не согласиться, что это преумная манера.

Где ни поступите вы, как человек с характером и с чувством своего человеческого достоинства - везде вы оскорбите принцип родства.. Пушкин охарактеризовал родство этого рода в том виде, как оно существует у многих, как оно есть в самом деле, следовательно, справедливо и истинно. Нет, Пушкин поступил нравственно, первый сказав истину, потому что нужна благородная смелость, чтоб первому решиться сказать истину…

Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Этого мало: многие добродушно верили и верят, что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже значит - имея глаза, ничего не видеть. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям.

Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, в душе его жила поэзия и вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет - все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою. Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везет, то и всеми. Разочарование в жизни, в людях, в самих себе (если только оно истинно и просто, без фраз и щегольства нарядною печалью) свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Читатели помнят описание (в VII главе) кабинета Онегина: весь Онегин в этом описании. Особенно поразительно исключение из опалы двух или трех романов,

В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Скажут; это портрет Онегина. Пожалуй, и так; но это еще более говорит в пользу нравственного превосходства Онегина, потому что он узнал себя в портрете, который как две капли воды похож на столь многих, но в котором узнают себя столь немногие. Онегин не любовался самолюбиво этим портретом, но глухо страдал от его поразительного сходства с детьми нынешнего века. Не натура, не страсти, не заблуждения личные сделали Онегина похожим на этот портрет, а век.

Связь с Ленским - этим юным мечтателем, всего громче говорит против мнимого бездушия Онегина. Онегин презирал людей,

Он слушал Ленского с улыбкой:…
Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать…

Дело говорит само за себя; гордая холодность и сухость, надменное бездушие Онегина, как человека, произошли от неспособности многих читателей понять так верно созданный поэтом характер. Но мы не остановимся на этом и исчерпаем весь вопрос.

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? ….Уж не пародия ли он?

Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнении, ни страстей.

Эти стихи - ключ к тайне характера Онегина. Онегин - не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто - «добрый малой, как вы да я, как целый свет». Повторяем: Онегин - добрый малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за то-то эта самолюбивая посредственность не только провозгласила его «безнравственным», но и отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному. Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило совсем такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это делают слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды - воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы; но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей воли зависящих обстоятельств.

Два дни ему казались новы
…На третий - рощи, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
…Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она…

Мы доказали, что Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист, - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин - страдающий эгоист. Эгоисты бывают двух родов. Эгоисты первого разряда - не понимают, как может человек любить кого-нибудь, кроме самого себя…Это эгоисты по натуре или по причине дурного воспитания. Эгоисты второго разряда почти никогда не бывают толсты и румяны; по большей части это народ больной и всегда скучающий. Бросаясь всюду, везде ища то счастия, то рассеяния, они нигде не находят ни того, ни другого с той минуты, как обольщения юности оставляют их. Эти люди часто доходят до страсти к добрым действиям, до самоотвержения в пользу ближних; но беда в том, что они и в добре хотят искать то счастия, то развлечения, тогда как в добре следовало бы им искать только добра. Если подобные люди живут в обществе, представляющем полную возможность для каждого из его членов стремиться своею деятельностию к осуществлению идеала истины и блага, - о них без запинки можно сказать, что суетность и мелкое самолюбие, заглушив в них добрые элементы, сделали их эгоистами. Но наш Онегин не принадлежит ни к тому, ни к другому разряду эгоистов. Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли «fatum»*. Благая, благотворная, полезная деятельность! Зачем не предался ей Онегин? Зачем не искал он в ней своего удовлетворения?

Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
.И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

…но что бы стал делать Онегин в сообществе с такими прекрасными соседями, в кругу таких милых ближних? Облегчить участь мужика, конечно, много значило для мужика, но со стороны Онегина тут еще немного было сделано. Есть люди, которым если удастся что-нибудь сделать порядочное, они с самодовольствием рассказывают об этом всему миру и таким образом бывают приятно заняты на целую жизнь. Онегин был не из таких людей: важное и великое для многих, для него было не бог знает чем.

Случай свел Онегина с Ленским: через Ленского Онегин познакомился с семейством Лариных. Этому равнодушному охлажденному человеку стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтоб понять разницу между обеими сестрами…Большинство публики было крайне удивлено, как Онегин, получив письмо Татьяны, мог не влюбиться в нее, - и еще более как тот же самый Онегин, который так холодно отвергал чистую, наивную любовь прекрасной девушки, потом страстно влюбился в великолепную светскую даму? …Впрочем, мы тем не менее нисколько не находим удивительным самого факта. Во-первых, вопрос, почему влюбился, или почему не влюбился - такой вопрос мы считаем немного слишком диктаторским. Сердце имеет свои законы . Сродство натур, нравственная симпатия, сходство понятий могут и даже должны играть большую роль в любви разумных существ; но кто в любви отвергает влечение инстинктивное, невольное - кто отвергает это, тот не понимает любви. Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью. Поэтому Онегин имел полное право без всякого опасения подпасть под уголовный суд критики не полюбить Татьяны-девушки и полюбить Татьяну-женщину. В том и другом случае он поступил равно ни нравственно, ни безнравственно… Онегин был так умен, тонок и опытен, так хорошо понимал людей и их сердце, что не мог не понять из письма Татьяны, что эта бедная девушка одарена страстным сердцем, что ее душа младенчески чиста, что ее страсть детски простодушна и что она нисколько не похожа на тех кокеток, которые так надоели ему с их чувствами, то легкими, то поддельными. Он был живо тронут письмом Татьяны.

В письме своем к Татьяне (в VIII главе) он говорит, что, заметя в ней искру нежности, он не хотел ей поверить (то есть заставил себя не поверить), не дал хода милой привычке и не хотел расстаться с своей постылой свободою. Но, если он оценил одну сторону любви Татьяны, в то же самое время он так же ясно видел и другую ее сторону. Во-первых, обольститься такою младенчески прекрасною любовью и увлечься ею до желания отвечать на нее значило бы для Онегина решиться на женитьбу. Но если его могла еще интересовать поэзия страсти, то поэзия брака не только не интересовала его, но была для него противна. Если не брак, то мечтательная любовь… Как! он, перегоревший в страстях, изведавший жизнь и людей-он увлекся бы младенческой любовью девочки-мечтательницы, которая смотрела на жизнь так, как он уже не мог смотреть... И что же сулила бы ему в будущем эта любовь? Разлученный с Татьяною смертию Ленского, Онегин лишился всего, что хотя сколько-нибудь связывало его с людьми.

….
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
Между прочим был он и на Кавказе и смотрел на бледный рой теней, толпившийся около целебных струй Машука.

Онегин …И мыслил, грустью отуманен:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
…Чего мне ждать? Тоска, тоска!..

Какая жизнь! Вот оно, то страдание, о котором так много пишут и в стихах и в прозе, на которое столь многие жалуются, как будто и в самом деле знают его; вот оно, страдание истинное, страдание, которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее!.. Спать ночью, зевать днем, видеть, что все из чего-то хлопочут, чем-то заняты - видеть вокруг себя и веселье и печаль, и смех и слезы, видеть все это и чувствовать себя чуждым всему этому... Молодость, здоровье, богатство, соединенные с умом, сердцем: чего бы, кажется, больше для жизни и счастия? …И чем естественнее, проще страдание Онегина, чем дальше оно от всякой эффектности, тем оно менее могло быть понято и оценено большинством публики. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть! Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни; страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа. Встретив Татьяну на бале, в Петербурге, Онегин едва мог узнать ее; так переменилась она! Многие читатели, ожидали громозвучного оха и обморока со стороны Татьяны.Но какое разочарование для них!

Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!

Мы охотно допускаем, что досада суетность имели свою долю в страсти Онегина. Но мы решительно не согласны с этим мнением поэта… Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности. Онегин знает, что он, может быть, подает повод к злобному веселью; но страсть задушила в нем страх быть смешным. И было с чего сойти с ума! По наружности Татьяны можно было подумать, что она помирилась с жизнью …Онегин мог не без основания предполагать и то, что Татьяна внутренне осталась самой собою, и свет научил ее только искусству владеть собою и серьезнее смотреть на жизнь. И теперь, в каком же свете должна была казаться Онегину Татьяна…, женщина, которая знает цену всему, которая много потребует, но много и даст. Ореол светскости не мог не возвысить ее в глазах Онегина. Притом же в глазах Онегина любовь без борьбы не имела никакой прелести, а Татьяна не обещала ему легкой победы. И он бросился в эту борьбу без надежды на победу, без расчета, со всем безумством искренней страсти…

Мы не будем распространяться теперь о сцене свидания и объяснения Онегина с Татьяною, потому что главная роль в этой сцене принадлежит Татьяне. Роман оканчивается отповедью Татьяны, и читатель навсегда расстается с Онегиным в самую злую минуту его жизни... Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? … мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца... Онегин - характер действительный…

Б) составление опорных схем

В) выступления групп.

4. Схематизация в едином поле позиции групп

5. Критические замечания по проблеме исследования. Позиционная критика

(каждая группа указывает на основные противоречия в позиции оппонентов). Выстраивание основных противоречий.

Взгляд Белинского

Взгляд Писарева

1.Онегин - выдающаяся, недюжинная натура:
- он способен к чувствительности, к сочувствию людям, к дружбе, любви, и поэзии;
- у него есть «преданность мечтам» (правда, неясным) о другой, лучшей жизни;
- «он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность, пошлость жизни душат его»;
- он очень требователен к себе и людям; оттого-недоволен собой и разочарован в жизни; его тоска - «страдание истинное. Без фраз и драпировки»;
- он - умный, понимающий себя и других человек.

1.Онегин - обыкновенный пустой светский человек, дюжинная натура:
- он не способен ни к каким чувствам…
- мечтает он не о лучшей жизни, а о женской красоте;
- скучает в свете…его скука- «простое физиологическое последствие его беспорядочной жизни…»;
- разочарованность в жизни - напускная…
- умственные способности его очень не блистательны…

2. То, в чем обвиняют Онегина некоторые критики, говорит не о черствости и эгоизме его, а лишь о том, что он - не герой:
- он испытывает к Татьяне «сильную и глубокую страсть»…
- Онегин виноват в убийстве Ленского, он испугался «общественного мнения», но ведь « деспотизм предрассудков требует для борьбы с собой героев»;
- притворство с больным дядей объясняется не черствостью Онегина, а его светской деликатностью.

2. То, в чем Белинский оправдывает Онегина, не может быть оправдано…

- Онегин, объясняясь в любви к Татьяне, «добивается только интрижки…»;
- согласившись на дуэль с Ленским, он проявил «бесхарактерность…»
- притворство пред больным дядей доказывает способность Онегина «подличать из выгод…».

3. Онегин не занимается плодотворной деятельностью не потому, что не способен к ней, а оттого, что такая деятельность в русском обществе его времени невозможна. Сама судьба осудила его на личную жизнь и скуку. Он - «эгоист поневоле, эгоист страдающий».

3. Онегин - эгоист по природе - светский тунеядец.

6. Рефлексия. Самоопределение (высказывание собственной позиции).

7.Домашнее задание

Письменная миниатюра по одной из тем:

  • «Слово в защиту Онегина»
  • «Должен ли человек жить только умом?»
  • «Онегины» в русской литературе»
  • Причины нереализации молодых людей с прекрасными задатками от природы в России.