Литература
-
Методическая разработка урока "Отношение человека к животным" 2022
Представлена методическая разработка урока "Отношение человека к животным" на осетинском языке.
-
Дюма на Кавказе 2022
Прошлым летом я просмотрела фильм «Три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Сюжет фильма основан на всемирно известном романе Дюма "Три мушкетёра". Действие фильма происходит во Франции XVII века. Герои фильма оказываются втянутыми в придворные интриги, противостояние с могущественным кардиналом Ришелье, в котором демонстрируют ловкость, смелость, взаимовыручку и пренебрежение опасностями ради славы. Фильм пронизывает романтика подвига и дружбы. Фильм настолько захватил меня, что я решила прочитать роман великого Александра Дюма «Три мушкетера». Поделившись своими впечатлениями со своим учителем, я с удивлением узнала от неё, что, оказывается, Дюма в свое время посетил Россию, и, более того, побывал на Кавказе. Факт пребывания А.Дюма на Кавказе заинтересовал меня еще больше. Так я начала собирать материал, изучая научные работы о Дюма и пользуясь интернет-ресурсами.
-
Символ зеркала в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2022
Роман «Мастер и Маргарита » - одно из величайших произведений ХХ века. В этом романе писатель раздвинул жанровые границы романа. Две тысячи лет разделяет ершалаимских героев от московских, но писателю удалось найти точки соприкосновения между ними - между двумя разными, по сути, мирами. Одними из главных символов романа стали луна, гроза, кровь, огонь, вино, солнце. Эти символы прошли красной нитью через весь роман и связали современные главы романа с ершалаимскими. Одним из таких важных символов стало зеркало. Самое интересное то, что везде, где только появляется или исчезает свита Воланда, есть зеркала.
-
Конспект учебного занятия по литературе "Жалок тот, кто душу потерял..." (В.Максимцов) (по рассказу уральского писателя Кима Михайловича Макарова "Чужая дверь") 2022
Представленный урок разработан с использованием технологии развития критического мышления. В основе разработки лежит методический приём "Чтение с остановками". Цели урока: учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание; развивать критическое мышление, творческое воображение, устную речь; воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.
-
Методы и приемы изучения лирических произведений 2022
Большинство методистов уверены, что работа с лирическими произведениями в школе – одна из самых сложных. Язык поэзии часто для учащихся остается чуждым из-за неразвитости культуры чтении лирических текстов. Поэтому задачей учителя становится развивать эту культуру. Задачей преподавателя литературы становится показать движение поэтической мысли, обнаружить переливы чувств, найти причины изменения настроения, выявить и оправдать сквозные и центральные образы стихотворений, цепочку ассоциаций автора. То есть показать стихотворение как целостную динамическую систему, в которой все взаимосвязано. Причем дать понять, что стихотворение – это не замкнутая система, оно связано и со всем творчеством автора, его мироощущением, развитием литературного процесса.
-
Презентация к уроку по рассказу А.И.Бунина "Красавица" 2022
Рассказ “Красавица” – одна из 38 новелл цикла “Темные аллеи”, который является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. “Дух проникает в плоть и облагораживает его”, “Там, где я стою, не может быть грязно”, – говорит Любовь устами автора. Этот рассказ написан в 1940 году, писателю было 70 лет. Он прошел через многое, испытал и увидел еще больше, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник.
-
Как пробудить ген победителя в сознании современного школьника? (Изучение творчества В.Н.Крупина) 2022
Автор делится опытом работы по творчеству В.Н.Крупина. Занятия, о которых идёт речь, входят в курсы программы воспитательной работы школы «Читая вместе Крупина». В эпоху «нечтения» важно научить учеников вдумчивому чтению, чтобы нацелить их на творческое восприятие произведения и вызвать стремление к идеалу, что испокон века было свойственно русской душе.
-
Праздничный урок ко Дню учителя (презентация) 2022
Презентация предназначена для проведения игры старшеклассниками на день учителя.
-
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2022
В статье рассматривается методический аспект одного из видов функциональной грамотности – читательской грамотности – как сложного, многостороннего, длительного процесса. Практика показывает, что достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках с обязательным использованием эффективных педагогических технологий.
-
Особенности русского характера в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» 2022
Цель урока: показать значение образа героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
-
Формирование ЗОЖ через уроки литературы и внеклассную работу 2022
К сожалению, с каждым годом становится все больше школьников с проблемами здоровья, за период обучения в школе увеличивается число детей с хроническими заболеваниями. Низкий уровень здоровья подростков связан социальными условиями жизни, а также с распространением среди подростков пивной алкоголизации, курением, наркотиками и т.д. Желание заботиться о своем здоровье можно пробудить у школьников и на уроках литературы, и во внеклассной деятельности.
-
Конспект урока литературы в 11-м классе по роману Е.Замятина "Мы". Тема: "Судьба личности в тоталитарном государстве" 2022
Цель урока: дать представление о жанре утопии и антиутопии, учить определять замысел автора, проблематику произведения, формировать общечеловеческие ценности, воспитывать думающего читателя.
-
Роль имен собственных в формировании концептуального пространства художественного произведения 2022
Принято говорить, что писатель, создавая свои произведения, держит руку на пульсе эпохи. Во многом это сравнение правомерно. Эпоха, близкая тому или иному художнику слова, запечатлевается им во всех ее проявлениях. Поэтому на страницах книг живут, работают, творят, мечтают люди, текут реки, бушуют штормы, вырастают города и исчезают деревни, светятся звезды – все так, как в реальной жизни. Подчас работа писателя над собственными именами представляет собой сложный и трудоемкий процесс: имена, фамилии, названия должны быть стилистически верны и точны, должны отвечать идее, целям, всему духу романа, повести, рассказа, стихотворения, должны нести особый колорит, а иногда и какой-то специальный смысл, особое значение.
-
Контрольная работа. Мифы Древней Греции. 6-й класс 2022
Представлен вариант контрольной работы по теме "Мифы Древней Греции".
-
Использование интерактивных приемов визуализации учебного материала в целях активизации познавательной деятельности учащихся 2022
Задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися. И здесь на помощь приходит использование в учебном процессе метода визуализации учебной информации. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию. На эффективное применение данного метода направлено использование интерактивных обучающих сервисов, которые способствуют визуализации учебной информации. Одним из таких онлайн-сервисов является интерактивная онлайн-доска.
-
Литературное развитие читателя–ученика 2022
Почему люди стали меньше читать? Прежде всего, происходят мощные личностные сдвиги, и чтение оказывается лишним звеном в системе отношений человека с миром. Идет постепенная подмена ключевых слов культурно-исторического сознания, уходит духовная мысль и переживания. Мы уже не досчитываемся нескольких сотен слов, значит и понятий. А изучение литературы требует от ученика проявления эмоциональной отзывчивости, конкретизации литературных образов в воображении, осмысления авторской позиции, реализации личностного восприятия прочитанного в продуктивно-творческой деятельности. Поэтому так остро встает вопрос о необходимости литературного развития каждого ребенка. Приступая к рассмотрению темы, выясним, что такое литературное развитие.
-
Работа с терминами и понятиями на уроке 2022
В каждой научной дисциплине, в каждом учебном предмете присутствует своя терминология. Одной из проблем, общей, в преподавании любого предмета является проблема усвоения обучающимися специальных терминов, затруднения в их определении, понимании их сущности, а также в свободном использовании терминологии в учебной и научно-исследовательской деятельности. Если вести целенаправленную работу над терминами, то не возникнет проблем в их усвоении учащимися, понимании и использовании в учебной деятельности. И эти же приемы способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, точной, логичной, конкретной.
-
Формирование смыслового чтения через технологию развития критического мышления 2022
Стратегии смыслового чтения: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Для формирования навыков смыслового чтения, как показывает опыт использования современных технологий в обучении, целесообразно использовать приемы технологии развития критического мышления. Данная технология обеспечивает в том числе формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться различными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. То есть в технологии РКМ главенствующая роль отведена тексту. Его читают, а после пересказывают, трансформируют, анализируют, интерпретируют, такое чтение противоположно пассивному, являясь активным и вдумчивым, ученики начинают более глубоко подходить к полученной ими информации.
-
Презентация к уроку литературы в 11-м классе "О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи" 2022
Презентация к уроку литературы в 11-м классе знакомит учащихся с биографией и творчеством О.Э.Мандельштама.
-
Формирование нравственных ценностей учащихся через чтение произведений В.А.Осеевой 2022
В данной статье описаны какие нравственных ценности формируются у учащихся начальной школы через чтение произведений В.А.Осеевой. Приведены положительные качества и умение воспитывать через книгу, а также развить различные морально-этические нормы. В статье показан анализ произведений В.А.Осеевой и осмысления детьми нравственных и моральный убеждений.
-
"Воротничковая жизнь" Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник" 2022
Цели урока: знакомство учащихся с биографией и творчеством Тэффи; посредством анализа рассказа осмыслить и попробовать разобраться в человеческих поступках; развитие устной и письменной речи учащихся через диалог; развитие творческих способностей; продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения.
-
Презентация "Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»" 2022
Представлена презентация к анализу повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
-
Методическая разработка метапредметного урока «Машина времени на планете. Миф или реальность?» 2022
В курсе географии 8-го класса есть тема «Часовые пояса Земли», в которой учителю необходимо познакомить обучающихся с линией перемены дат на планете. Как правило, данный материал усваивается непросто, ведь при изучении темы мало владеть основами естественнонаучного мышления, необходимы математические знания, которые должны быть актуализированы на уроке и должным образом применены. Кроме того, в целях эмоционального включения учеников в данный урок можно использовать литературные произведения, в сюжете которых присутствует заданная тема.
-
Презентация "Воротничковая жизнь" Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник" 2022
Представлена презентация к рассказу Тэффи "Жизнь и воротник".
-
Презентация к уроку литературы "Бородинское сражение в контексте романа-эпопеи «Война и мир»" 2022
Цель урока: проанализировать эпизод Бородинского сражения в романе «Война и мир» на предмет достоверности авторского взгляда на изображаемые исторические события.
-
Программа спецкурса для обучающихся 10–11-х классов «Курс подготовки к написанию сочинения по русскому языку и литературе» 2022
Спецкурс «Курс подготовки к написанию сочинения по русскому языку и литературе» предназначен для обучающихся 10–11-х классов, рассчитан на 34 часа. Актуальность спецкурса определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и записать их в письменной форме, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к сочинению, то есть обеспечивают формирование коммуникативной компетенции школьников. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения обучающимися навыками связной речи.
-
Урок литературы в 7-м классе по рассказу О.Генри "Дары волхвов" 2022
Цели и задачи: познакомить с творчеством О.Генри, научить анализу новеллы, сформировать эмоционально-ценностное отношение к авторской позиции; определить идейно-художественное своеобразие рассказа О.Генри, сформировать умение выявлять авторскую позицию; повторить термины: новелла, тропы, деталь; развивать умение аргументированно выражать собственное мнение; воспитывать способность понимать окружающих, формировать нравственные ценности на примере героев новеллы.
-
Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом..." 2022
Цель урока: обучение анализу стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом».
-
Презентация РМО «Ключевые направления в работе по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5–9-х классах» 2022
Задача учителя не преподносить знания школьникам, а создать условия для самостоятельного добывания знаний. На современном уроке учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность обучаемого, а ученик – в роли субъекта, самостоятельно добывающего знания, которые он может применять в повседневной жизни, знания, при помощи которых формируется функциональная грамотность. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
-
Открытый урок "Творчество А.Н.Некрасова. «На Волге»" 2022
Цель урока: расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; формировать у учащихся коммуникативные навыки во время работы, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова; развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести русской природы.