Приём осмысленного чтения – «Фишбоун»

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: Фишбоун, осмысленное чтение


На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией - в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это - представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») - упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:

  • учатся работать в группе или парах;
  • визуализируют причинно-следственные связи;
  • ранжируют различные факторы по их значимости;
  • развивают способность критически мыслить;
  • обучаются давать оценку явлениям действительности.

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.

Детям предлагается текст с проблемной ситуацией и приложение с объяснением значений терминов и толкование выражений. Организуется приложение с использованием приёма «Фишбоун». В ходе дискуссии выделяют проблемный вопрос, основные мнения и объяснения, делают вывод. Информация вносится в общую схему «Фишбоун» на основе мнения группы. Знакомство с последовательностью действий поможет выполнить самостоятельно дополнительное задание «кейсовая ситуация), заполнить схему, представить результаты группе (поддерживающая помощь учителя).

«Фишбоун», 7 класс, на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».

Общая продолжительность - 30 минут.

Стиль - художественный.

Объём - 760 слов.

Источник: Литература.7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. С.245-248.

Чтение печатного текста в индивидуальном темпе (читается молча) - 10 минут.

Ответы на проблемные вопросы и решение кейсовой задачи - 10 минут.

Выполнение дополнительного задания - 10 минут.

И.С.Тургенев «Бирюк»

Мы вышли вместе. Дождик перестал. Мы стали прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во... вот, - проговорил он вдруг и протянул руку: - вишь, какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А эдак я, пожалуй, - прибавил он вслух, - и прозеваю его». - «Я с тобой пойду... хочешь?» - «Ладно, - отвечал он и попятил лошадь назад, - мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте».

Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка, и то для того, чтобы прислушиваться к стуку топора. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался...

- Повалил... - пробормотал Бирюк.

Между тем небо продолжало расчищаться; в лесу чуть- чуть светлело. Мы выбрались из оврага. «Подождите здесь», - шепнул мне лесник, нагнулся и исчез между кустами. Я стал прислушиваться с напряжением: топор осторожно стучал по сучьям... «Куда? стой!» - загремел вдруг железный голос Бирюка. Другой голос закричал жалобно, по-заячьи... Началась борьба. «Врё-ешь, - твердил, задыхаясь, Бирюк, - не уйдешь...» Я бросился в направлении шума и прибежал на место битвы. У срубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки на спину. Бирюк поднялся и поставил его на ноги. Я увидал мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой. Дрянная лошадёнка, стояла тут же вместе с тележным ходом. Лесник не говорил ни слова; мужик тоже молчал и только головой потряхивал.

- Отпусти его, - шепнул я на ухо Бирюку, - я заплачу за дерево.

Бирюк молча взял лошадь за чёлку левой рукой: правой он держал вора за пояс. «Ну, поворачивайся, ворона!» - промолвил он сурово. «Топорик-то вон возьмите», - пробормотал мужик. «Зачем ему пропадать?» - сказал лесник и поднял топор. Мы отправились. С трудом добрались мы до избы. Бирюк бросил пойманную лошадёнку посреди двора, ввёл мужика в комнату, ослабил узел кушака и посадил его в угол.

- Я бы его, для вашей милости, в чуланчик запер, - продолжал он, указывая на мужика, - да, вишь, засов...

- Оставь его тут, не трогай, - перебил я Бирюка.

Мужик глянул на меня исподлобья. Он сидел неподвижно на лавке. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены... Бирюк сидел возле стола, опершись головою на руки.

- Фома Кузьмич, - заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, - а, Фома Кузьмич.

- Чего тебе?

- Отпусти.

Бирюк не отвечал.

- Отпусти... с голодухи... отпусти.

- Знаю я вас, - угрюмо возразил лесник, - ваша вся слобода такая - вор на воре.

- Отпусти, - твердил мужик, - прикащик... разорены, во как... отпусти!

- Разорены!.. Воровать никому не след.

- Отпусти, Фома Кузьмич... не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как.

Бирюк отвернулся. Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно.

- Отпусти, - повторял он с унылым отчаяньем, - я заплачу, во как, ей-богу. Ей богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.

- А ты все-таки воровать не ходи.

- Лошадёнку, - продолжал мужик, - лошадёнку-то, хоть ее-то... один живот и есть... отпусти!

- Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.

- Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того... отпусти!

- Знаю я вас!

Бедняк потупился... Бирюк зевнул и положил голову на стол. Я ждал, что будет.

Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска.

- Ну, на, ешь, на, подавись, на, - начал он, прищурив глаза и опустив углы губ, - на, душегубец окаянный, пей христианскую кровь, пей...

Лесник обернулся.

- Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца!

- Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? - заговорил с изумлением лесник. - С ума сошёл, что ли?

- Пьян! не на твои деньги, душегубец окаянный, зверь!

- Ах, ты... да я тебя!..

- А мне что? Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиб - один конец; что с голоду, что так - все едино. Пропадай все: жена, дети, - околевай все... А до тебя, погоди, доберёмся!

Бирюк приподнялся.

- Бей, бей, - подхватил мужик свирепым голосом.

- Молчать! - загремел лесник и шагнул два раза.

- Полно, Фома! - закричал я. - Оставь его... бог с ним.

- Не стану я молчать, - продолжал несчастный. - Все едино - околевать-то. Душегубец ты, погибели на тебя нету... Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку!

Бирюк схватил его за плечо... Я бросился на помощь мужику...

- Не троньте, барин! - крикнул на меня лесник.

Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку, но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.

- Убирайся к черту с своею лошадью! - закричал он ему вслед.

Он вернулся в избу и стал копаться в углу.

- Ну, Бирюк, - промолвил я, наконец, - удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.

- Э, полноте, барин.

На дворе застучали колёса мужицкой телеги.

- Вишь, поплёлся! - пробормотал он.

Через полчаса он простился со мной на опушке леса.

ВОПРОСЫ

1. Какой проблемный вопрос для обсуждения задаёт автор? (заполняется левый блок схемы)

2. Отвечает ли автор на вопрос или предлагает читателю ответить? (заполняется правый блок схемы)

3. Расскажите об авторском мнении, которые помогают разобраться в проблемной ситуации (заполняется верхний блок схемы)

4. Расскажите на чём основано каждое суждение автора (заполняется нижний блок схемы)

5. Как вы бы ответили на вопрос автора и объяснили свой ответ?

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (выполняется в парах или в группах)

Вы живёте в загородном доме. У правого склона к реке заманчиво раскинулся фруктовый сад со всякими плодами. В нём и вишня, и яблоки, груши, даже персики растут. Сладкий аромат фруктов разносится по всей улице. Деревенские мальчишки и девчонки без разрешения проникли в ваш сад и сорвали фрукты. Но ваши родители их заметили и задержали. Используя схему, расскажите о поведении ваших родителей и о своей роли в данной ситуации. Впишите в схему свои ответы.